Теоретические сведения

Одной из самых распространенных форм работы с учащимися в системе дополнительного математического образования школьников является Центр дополнительного математического образования.

Наиболее известные центры: Московский центр непрерывного математического образования; Санкт-Петербургский центр математического образования; Кировский областной центр дополнительного образования одаренных школьников; Костромской центр дополнительного образования одаренных школьников; Центр развития дополнительного образования имени Бернулли (г. Краснодар); Центр дополнительного математического образования (г. Курган); Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение» (г. Москва); Центр дополнительного математического образования (г. Барнаул) и многие другие.

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) – негосударственное некоммерческое образовательное учреждение, ставящее своей целью сохранение и развитие традиций математического образования в г. Москве, поддержку различных форм внеклассной работы  со школьниками, методическую помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантуре, научной работе.

Учредители МЦНМО: префектура ЦАО г. Москвы; Департамент образования г. Москвы; Отделение математики РАН; Математический институт имени В.А. Стеклова РАН; МГУ имени М.В. Ломоносова.

МЦНМО организует математические олимпиады (Московская математическая олимпиада; устные математические олимпиады; Турнир городов; олимпиада по геометрии имени И.Ф. Шарыгина; олимпиады по программированию; Турнир Ломоносова и др.) и кружки (математический кружок при МЦНМО, «Олимпиады и математика» и пр.) для школьников.

В помещениях МЦНМО работают Независимый Московский университет и Российско-Французская лаборатория.

При МЦНМО имеется издательство «Математическая книга», организующее выпуск математической литературы самого разнообразного уровня: от школьной до посвящённой современной математике. В частности, издаётся ежегодный научный журнал «Математическое просвещение» с приложениями для школьников.

Web-проекты МЦНМО: журнал «Квант»; «Задачи по геометрии»; электронные издания – Math.Ru; Problems.ru.

С 2001 г. при МЦНМО ежегодно организуется летняя школа «Современная математика» (летний образовательный лагерь для школьников).

Обучение школьников и студентов, которые проводят различные организации в рамках программ Центра, является бесплатным для учащихся.

Кировский областной центр дополнительного образования одаренных школьников. В 1980-е годы в Кировской области сложилась система внешкольной работы с математически одарёнными школьниками (И.С. Рубанов), включающая городской математический кружок, летнюю и заочную математические школы и ряд математических соревнований. На базе этого в начале 90-х годов при областном Департаменте образования был создан Центр дополнительного образования одаренных школьников. Все эти годы им руководит Е.Н. Перминова. Кировский Центр был первым в России. Сейчас таких Центров уже немало. Многие из них, например, в Костроме, Ижевске, Иркутске, были созданы под прямым влиянием Кировского. Сам он проводит и курирует ряд всероссийских и международных проектов: Межрегиональную заочную школу развития, игру-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», Уральские турниры юных математиков, Кубок памяти А.Н. Колмогорова, Летнюю многопредметную школу.

В составе современного Центра – четыре профильных отделения: математики, физики, химии и биологии; подготовительное отделение для учащихся 6-7 классов; Межрегиональная заочная школа развития. В Кировском центре заочно учатся около 1 850 школьников. 220 учащихся из г. Кирова и близлежащих населенных пунктов занимаются в кружках при Центре, около 4000 ребят из Кировской области ежегодно принимают участие в проводимых Центром соревнованиях (город­ских, областных и региональных) по предметам. В Межрегиональной заочной школе развития учатся 315 школьников из 41 региона России. Более 400 учащихся ежегодно собирает Летняя многопред­метная (физико-биолого-математическая) школа.

Основными задачами Центра являются: выявление детей, одаренных способностями к занятиям наукой, пробуж­дение у них интереса к таким занятиям; создание возможно более благоприятных условий для раскрытия интел­лектуальных и творческих способностей одаренного ребенка путем адекват­ного одаренности обучения и воспитания, подготовка наиболее одаренных детей к будущей научной работе; привлечение ученых, специалистов, студентов к работе с одаренными детьми, подготовка студентов к работе с одаренными в школах; организаци­онно-методическая помощь учителям, родителям и наставникам одаренных.

Для выполнения обозначенных задач Кировский областной центр дополнительного образования одаренных школьников ведет работу на нескольких уровнях.

Первый из них составляет организация и проведение соревнований по предметам. Соревнования позволяют Центру, во-первых,  выяв­лять одаренных детей и привлекать их к систематическим занятиям, созда­вать и поддерживать базу данных об одаренных учащихся. Во-вторых, участие в сорев­нованиях повышает интерес учащихся к соответствующему предмету и мо­тивацию к занятиям им, позволяют детям оценить свой уровень. В-третьих, проведение соревнований способствует привлечению к участию в работе с одарен­ными большого числа студентов и отбору из них тех, кто может и хочет вес­ти эту работу на более высоком уровне. Для достижения указанных целей Центр проводит несколько видов со­ревнований: этапы Всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, химии и биологии; турнир имени М.В. Ломоносова по математике, физике, химии, биологии; международный турнир «Кенгуру» по математике; турнир городов по математике и физике и др.). С 1993 года Центр проводит Кировские турниры юных математиков.

Второй уровень работы– заочное обучение. Он предназначен, прежде всего, для школьников, не имеющих возможности в течение учебного года заниматься в профильных кружках. Цели этого уровня – дать возможность школьникам, интересующимся предметом, углу­бить свои знания, познакомиться с начальными идеями изучаемой науки и заложить основы соответствующего образования; обучить школьников основам научного мышления; дать толчок к самостоятельным занятиям; помочь учителям и родителям в работе с одаренными детьми.

В Центре существует пять отделений заочной школы. На подготовительном отделении идет работа с учащимися 5-7 классов. Поскольку дети в этом возрасте, как правило, еще не определились с выбором конкрет­ного предмета своего интереса, подготовительное отделение задумано как непрофильное, общеразвивающее. Это оригинальная разработка Центра, до недавнего времени не имевшая аналогов в России. Подготовительное отделение развернулось в об­щероссийскую Межрегиональную заочную школу развития, в которой сейчас занимается 315 школьников из 41 региона России. Начиная с 7 класса учени­ки Центра имеют возможность углубленно изучать биологию, с 8 класса  – математику и физику, с 9 класса  – химию.               

Третий уровень – очное обучение. Это сеть кружков для школьников г. Кирова по математике, физике и биологии и летняя многопредметная школа, в которой работают три отделения – математическое, физиче­ское и биологическое. Набор в кружки проводится без ограничений, набор в школу – конкурсный. К целям, характерным для заочного обучения, на рассматриваемом уровне добавляются новые: отработка и введение в оборот новых тем и мето­дик для работы с одарёнными школьниками; усвоение учениками в процессе тесного повседневного общения с преподавателями свойственного послед­ним профессионального менталитета, установление устойчивых профессиональных и личных контактов между учеными, студентами и школьниками; подготовка учеников, имеющих склонность к педагогике, к будущей препо­давательской и организаторской работе.

Летняя многопредметная школа – ключевая форма организационной и методической работы Центра. За 35 лет своего существования она стала международной (прошлым летом в ней учились, кроме 166 кировчан, 244 школьни­ков из 39 городов России, Украины, Франции и Швеции), здесь сложился уникальный преподавательский коллектив, создано много новаторских мето­дических разработок.

Четвертый, высший уровень: работа с особо одаренными детьми (индивидуальная и в малых группах).Таких детей мало, но это именно те, кому Центр особенно необходим, так как в шко­ле, даже специализированной, они не могут получить адекватной способно­стям нагрузки, и работа с которыми в перспективе дает наибольшую отдачу. Цель работы на этом этапе – обучить языку, системе понятий и фактов, способу мышления, характерным для избранной науки с тем, чтобы обеспечить раннее и плавное вхождение ученика в науку. По сути дела, это уже не обычная внешкольная работа, а первый этап подготовки будущего профессионального ученого.

На каждом из названных уровней проводится определенная методическая работа.

Для соревнований ежегодно составляются комплекты задач, придумы­ваются новые задачи и конкурсы. Разработана и используется общая методи­ка проверки и оценки олимпиадных работ. Районный этап олимпиад по ма­тематике, физике, химии и биологии, помимо задач, обеспечивается брошю­рами с их решениями, указаниями по проверке и оценке олимпиадных работ, а также советами по использованию олимпиадных задач на школьных уроках и во внеклассной работе.

Для заочного обучения методистами Центра разработаны и использу­ются оригинальные комплекты заданий по физике, химии, биологии, пакет комплексных общеразвивающих заданий для подготовительного отделения (занятия на математическом отделении проводятся по заданиям ВЗМШ).

В Летней школе и кружках обучение ведется исключительно по авторским программам, которые ежегодно обновляются. Накоплен большой массив со­ответствующей информации (к сожалению, большей частью неопубликован­ной, но имеющейся в электронной форме), введено в педагогический оборот (прежде всего, через ЛМШ) больше двух десятков новых тем для внекласс­ной работы, созданы многие десятки методических разработок для кружков.

Разработаны основы содержания и методики подготовки особо ода­ренных школьников к работе профессионального математика.

Необходимым звеном в работе Центра является помощь взрослым, работающим с одаренными детьми. Сюда относятся, во-первых, издание методической литературы, и, во-вторых, работа с педагогами-посредниками Центра. К сожалению, ограниченность ресурсов не позволяет Центру развернуть чтение лекций и проведение курсов для учителей, но в рамках Летней школы проводится некоторая работа с учителями – руководителями делегаций иногородних школьников. (Понятие «педагог-посредник» было введено И.С. Рубановым в 1991 г. для обозначения взрослого, работающего с одним или несколькими одаренными детьми по программам и заданиям Центра и под его методическим руководством. В отличие от руководителей групп «Коллективный ученик», педагогом-посредником Центра может быть не только учитель, но и родитель ребенка или любой другой взрослый, имеющий желание испособный должным образом учить детей, а число его подопечных может быть любым, начиная с одного).

Санкт-Петербургский Центр математического образования – одно из известнейших в мире учреждений дополнительного образования, занимающееся ранней профессиональной подготовкой в области математики. Устройство Центра представляет собой достаточно свободную федерацию параллелей, объединений кружков для школьников одного возраста. Помимо систематической учебной работы, Центр проводит несколько периодических мероприятий, в частности, летний математический лагерь и открытую олимпиаду для 5 классов.

Алтайская краевая детская общественная организация «Центр дополнительного математического образования»   (г. Барнаул) создана в 1999 г. с целью организации обучения учащихся математике, получения профессиональной и общеобразовательной подготовки, направленной на их интеграцию в обществе; развития научного, научно-технического и делового партнерства; содействия развитию культурных связей между детьми.

Ежегодно в Центре занимаются 40-80 детей. Специалистами центра разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы по математике. Специально разработаны модули для организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению математики.

Одним из ключевых направлений деятельности является организация и проведение соревнований по математике в масштабах школы, района, города: городская олимпиада; турнир математических боев памяти Е.В. Напалковой; турнир городов по математике. Центр способствует организации участия школьников г. Барнаула во Всероссийских соревнованиях по математике – Кубке памяти А.Н. Колмогорова, Уральском турнире юных математиков, Российском фестивале юных математиков, летних математических школах.

Автономная некоммерческая организация «Центр дополнительного математического образования» (г. Курган) ставит своей целью сохранение и развитие традиций математического образования в Курганской области, поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров и т.д.), методическую помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики.

Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение» (г. Москва). Основные направления деятельности Центра: очное обучение детей, организация олимпиад, дистанционные Интернет-соревнования, социально-значимые конкурсы, культурно-досуговые мероприятия для детей и их родителей, организация выездных школ.

Центр развития дополнительного образования имени Бернулли (г. Краснодар) создан в 2004 г. на основе известной системы математических кружков. В Центре обучаются около 70 учащихся 5–11 классов городов: Краснодара, Новороссийска, Тихорецка, Армавира, Тимашевска; районов: Усть-Лабинского, Староминского, Апшеронского, Крымского, Павловского Краснодарского края. Есть филиалы (учебные группы) в Новороссийске, Сочи.

Костромской центр дополнительного образования одаренных школьников. В 1994 г. при Костромском центре новых информационных технологий «Эврика-М» был создан отдел по работе с одарёнными школьниками. В 2000 г. в рамках подпрограммы «Одарённые дети» областной целевой программы «Дети Костромской области» был открыт Центр дополнительного образования одарённых школьников. В 2005 г. он получил статус центра дополнительного образования одаренных школьников. Задача центра – выявление талантливых детей, их развитие и поддержка по предметам естественно-математического цикла. С 2000 года учреждением руководит Н.Ф. Широкая. В 1994–95 учебном году в отделе по работе с одарёнными школьниками «Эврика-М» обучалось всего около 100 школьников по двум предметам – математике и информатике, а в 2005–06 учебном году – уже более 600 детей на очном и около 300 – на заочном отделениях. Увеличилось и количество изучаемых дисциплин: математика, информатика, физика, химия, биология, английский язык. Начиная с 2005–06 учебного года, Центр ввёл дистанционные курсы по предметам естественно-математического цикла. Более десяти лет центр занимается организацией и подготовкой регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, формирует и готовит команды для её дальнейших этапов. Для победителей и призёров олимпиады с 1993 года работает Костромская летняя многопредметная школа, занятия в которой ведут педагоги, приглашённые из ведущих российских вузов. Развитию творческой активности юных дарований способствуют фестивали юных математиков, химиков, биологов, математические и химические турниры, игры-конкурсы по английскому («Винни-Пух»), немецкому («Щелкунчик») и французскому («Кот в сапогах») языкам. Учащиеся центра занимаются научно-исследовательской деятельностью и ежегодно побеждают на областной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Изучение регионального опыта. В 2006 г. в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского был образован Центр открытого образования (начальник Центра – Н.А. Иванова). Основные цели Центра: координация деятельности по вопросам довузовского образования, организационно-методическое обеспечение очно-заочной и заочной форм обучения, развитие дистанционного образования. Система дистанционного образования активно охватывает довузовскую подготовку. Университет целенаправленно развивает данное направление, вовлекая учеников 2–11 классов школ Саратовской и Волгоградской областей, учителей и родителей в современные образовательные проекты. При этом университет выступает в качестве регионального организатора и координатора ряда реализуемых в настоящее время программ: а) з аочная физико-математическая школа. Образовательный процесс в школе строится с использованием технологий модульного обучения. Каждому обучающемуся предоставляется учебно-методический материал (модуль) по соответствующему предмету, в который наряду с тематическим наполнением включены контрольные задания. За один год обучения предусматривается работа с пятью модулями. Проводятся выездные тематические консультации с участием преподавателей университета; б) конкурсы по различным направлениям, способствующие развитию познавательной активности учащихся, интереса к знаниям, самоопределению и готовности к продолжению обучения: международный игра-конкурс по математике для школьников 2–10 классов «Кенгуру – математика для всех»; игра-конкурс по русскому языку и языкознанию для учащихся 2–11 классов «Русский медвежонок – языкознание для всех»; игра-конкурс по английскому языку и языкознанию для учащихся 5–11 классов; игра-конкурс по МХК для школьников 5–11 классов «Золотое руно»; игра-конкурс по информатике для учащихся 5–11 классов «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»; в) международные олимпиады: «Турнир городов» по математике и литературе; г) школьные научно-практические конференции.

В настоящее время активно ведется работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в довузовское образование, что значительно расширит возможности участия детей во внешкольных образовательных мероприятиях.

Центр олимпиадной подготовки программистов имени Н.А. Андреевой был создан в 2003 г. при факультете компьютерных наук и информационных технологий Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (руководитель М.Р. Мирзаянов). В течение учебного года для учащихся города в Центре работают кружки по решению олимпиадных задач; проводятся олимпиады различного уровня: городские, областные, региональные. Из числа студентов в Центр принимаются победители ежегодной университетской олимпиады по программированию. Для них организуются дополнительные занятия: лекции, компьютерные тренировки, разборы задач. Воспитанники Центра неоднократно становились чемпионами мира по программированию.

Задания

1. Ознакомьтесь с опытом работы одного из Центров дополнительного математического образования школьников вашего региона. Проанализировав полученную информацию, сделайте выводы об основных тенденциях, динамике и перспективах его развития. Обобщите изученный опыт.

2. Ответьте на вопросы: Каков педагогический потенциал традиционных видов учреждений дополнительного математического образования? Какие цели дополнительного математического образования не могут быть эффективно достигнуты в учреждениях традиционных видов? Какой новый вид учреждения дополнительного математического образования необходимо создать для достижения конкретной нереализованной в традиционном виде образовательного учреждения цели? Насколько целесообразно открытие новых видов учреждений дополнительного математического образования в вашем регионе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: