II. Природа философского знания

 

Рабочая программа по дисциплине Природа философского знания для специальности 020100 – ФИЛОСОФИЯ.

Реализуется на факультете Философии и психологии

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 020100 – ФИЛОСОФИЯ

 

 

Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

очная

очно-заочная

заочная

полная программа

ускоренные сроки

полная программа

ускоренные сроки
Аудиторные занятия, всего

40

 

  40

 

в том числе:

 

 

   

 

- лекции

20

 

  4

 

- лабораторные (практические)

 

 

   

 

- семинарские

 

 

   

 

Самостоятельная работа студентов

20

 

  36

 

Зачеты, +/-

+

 

  +

 

Экзамены, +/-

 

 

   

 

Контрольные работы, количество

 

 

  1

 

Курсовая работа, +/-

 

 

   

 

                 

 

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение.

 

Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Природа философского знания является формирование у них философских знаний о природе философии, о ее предмете и методе, цели и проблемах философии.

В качестве задач выступает изучение определенных философских концепций природы философии, философских концепций методологии философского познания.

Курс Природа философского знания занимает вполне определенное место в учебном процессе специальности Философия. Он является метафилософским дополнением к базовым курсам специальности Философия. Это обстоятельство определяет содержание данной учебной дисциплины.

Общие требования к образованности специалиста - философа, требования к знаниям и умениям по курсу Природа философского знания:

- необходимо знать принципы и основное содержание философских концепций природы философии, философской методологии философского познания;

- необходимо уметь критически оценивать предпосылки этих концепций, уметь выявлять их эвристическое содержание применительно к философии, уметь применять метафилософские концепции в работе с определенными филосфскими текстами.

Методические рекомендации преподавателю.

Преподавание курса Природа философского знания базируется на изучении текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции природы философии. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.

Методические указания студентам.

Студентам целесообразно осваивать курс Природа философского знания на основе внимательного изучения рабочей программы, лекций преподавателя, текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции природы философии.

При подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ целесообразно точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.

Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://philos.msu.ru/library - Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)

 

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины Природа философского знания.

 

п/п

Наименование раздела, подраздела, темы лекции

Бюджет учебного времени

Форма текущего и итогового контроля

Всего

в том числе

лекции лабораторные и практические семинарские занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7 8

Очная полная программа

1. 1.2 1.3 и т.д. Раздел  Подраздел  Лекция и т.д. 40 20     20 зачет
  Тема 1.   2        
  Тема 2.   1        
  Тема3.   1        
  Тема 4.   2        
  Тема 5.   2        
  Тема 6.   2        
  Тема 7.   2        
  Тема 8.   2        
  Тема 9.   2        
  Тема 10.   1        
  Тема 11.   1        
  Тема 12.   2        

Очная форма в ускоренные сроки

               

Очно-заочная форма

               

Заочная полная форма

    40 4     36 зачет
  Тема 1.   1        
  Тема 2.   1        
  Тема 4   1        
  Тема 12.   1        
               

Заочная форма в ускоренные сроки

               

Итого:

           

 

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины Природа философского знания.

 

Тема 1. Философия как метафилософия. Определения понятия философии как исторически конкретные способы философского самосознания и принципы философского творчества.

Тема 2. Философия как феномен духовной культуры. Свобода мысли как условие возможности бытия философии.

Тема 3. Генезис философии.

Тема 4. Философия как история философии. Историческое бытие философии как самодвижение, самораскрытие и осуществление ее сущности.

Тема 5. Философия как историческое разнообразие и преемственность философских традиций.

Тема 6. Феномен архетипичности философствования. Философия как мышление бытия, как мышление мышления, как интеллектуальная коммуникация.

Тема 7. Философия классическая и неклассическая.

Тема 8. Язык философии, концептуальность и категориальность философствования.

Тема 9. Предмет и метод философии.

Тема 10. Проблемность философского исследования.

Тема 11. Природа философской аргументации.

Тема 12. Структура и функции философского знания.

 

Тема 1. Философия как метафилософия. Определения понятия философии как исторически конкретные способы философского самосознания и принципы философского творчества.

Философия как метафилософия. Метафилософия как систематические размышления философии о природе философского знания.

Натурфилософия как размышление о природе вещей, как размышления о природе в целом.

Философия как познание вечного, непреходящего сущего. Философия как путь для достижения счастья посредством разума. Философия как мирская мудрость, основанная на естественном свете человеческого разума, в отличие от теологии как божественной мудрости, основанной на сверхъестественном свете божественного откровения. Философия как единая наука, существующая в форме понятия. Философия как систематическое вопрошание нашего Я о самом себе: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Философия как трансцендентальная история самосознания. Философия как учение об абсолюте, о единстве объективного и субъективного. Философия как наука о разуме, постигающем самого себя, философия как познание развития конкретного.

Философия как исследование соотношения мышления человека и бытия человека. Философия как познание всеобщих законов движения природы, общества и мышления. Философия как прагматическое улучшение опыта. Философия как логический анализ языка. Философия как трансцендентальная феноменология, как исследование феноменов сознания после трансцендентальной редукции наивной установки сознания. Философия как аналитика бытия понимающего. Философия как деконструкция. Философия как рефлексия культуры. Философия как интерпретация опыта.

Диалектическая экспликация понятия философии методом концептуальных оппозиций.

 

Тема 2. Философия как феномен духовной культуры. Свобода мысли как условие возможности бытия философии.

Понятие духовной культуры. Место философии в контексте духовной культуры. Речь, письмо, философия: философия как речь и письмо. Теология, наука, философия: свобода мысли как условие возможности бытия философии. Логика и философия: философия как осмысляющее, понимаюшее, истолковывающее мышление. Логоцентризм философии и его преодоление.

Философское мышление как деятельность: цели, средства и результаты философствования. Оценки, ценности, идеалы и нормы как формы аксиологической обусловленности философствования.

Философия как феномен определенной духовной культуры. Компаративизм и герменевтика как методы поиска универсальной цивилизационной философии.

 

Тема 3. Генезис философии.

Философия, культура, практика. Мифогенная концепция генезиса философии. Гносеогенная концепция генезиса философии. Практическая обусловленность генезиса философии.

Западно-восточный синхронизм становления философского знания. “Осевое время” как предпосылка самоопределения философии. Философия “осевого времени”, и ее проявления в мыслительных традициях Запада и Востока.

 

Тема 4. Философия как история философии. Историческое бытие философии как самодвижение, самораскрытие и осуществление ее сущности.

Философия как история философии. Историческое бытие философии и историография философии. Историческое бытие философии как самодвижение, самораскрытие и самоосуществление ее сущности. Историография философии, ее предмет и метод, проблемы и задачи.

Соотношение высказываний теоретической философии и высказываний историко-философского исследования.

 

Тема 5. Философия как историческое разнообразие и преемственность философских традиций.

Философская традиция как культурно - цивилизационный комплекс. Философия как историческое разнообразие и преемственность философских традиций. 

Западно-европейская философия как традиция мысли. Ее сущностные признаки и исторические вариации. Ее основные антиномии: мистицизм-рационализм, натурализм-спиритуализм, языческие и христианские компоненты традиции. Признаки кризиса традиции: постмодернистская реакция на философскую классику, пессимистическая оценка возможностей философского познания.

Восточная философская мысль: религиозно-магический и мифопоэтический комплексы в ее составе. Соотношение медитативной мыслительной практики и рационального дискурса в ее структуре.

Философия России как традиция мысли, как культурно - цивилизационный комплекс.

Феномен философского наследия, и его востребованность в контексте мировоззренческих потребностей философии, естественнонаучного и гуманитарного познания.

 

Тема 6. Феномен архетипичности философствования. Философия как мышление бытия, как мышление мышления, как интеллектуальная коммуникация.

Феномен архетипичности философствования.

Философия как мышление бытия. Становление принципа идеи в философии. Архетип философии объективности. Что есть бытие?

Философия как мышление мышления. Становление принципа духа в философии. Архетип философии субъективности. Что есть человек?

Философия как интеллектуальная коммуникация. Становление принципа коммуникативности в философии. Архетип философии интерсубъективности. Кто есть мы?

Первичные предпосылки, определяющие философский дискурс: от метафизических моделей до современных способов постметафизического философствования.

 

Тема 7. Философия классическая и неклассическая.

Феномен классической философии. Установка отождествления мышления и бытия: мышление как бытие, бытие как мышление. Принцип автономности, самодостаточности мышления. Принципы единства и тождества как установки классического философствования. Отождествление нетождественного как логический механизм производства понятия.

Понятие неклассической философии. Установка нетождественности мышления и бытия. Принцип неавтономности, несамодостаточности мышления.

Множественность и различие как принципы неклассического философствования. Проблема обусловленности мышления бытием (природой человека, практикой, историей, опытом, культурой, языком).

Возможности философии в контексте оппозиции интеллектуального либерализма и постмодернистского пересмотра теоретического и ценностного содержания классической философии. Современная ситуация в философии. Философский модернизм и постмодернизм. Кризис традиционных образцов и идеалов, ценностей и стандартов философствования в современной философии. Философский маргинализм. Новый опыт и новые темы и мотивы в философии. Провокация. Симуляция. Перформативность. Выход за рамки устойчивых понятийно-категориальных бинарных оппозиций. Идея конца философии и ее мотивы.

 

Тема 8. Язык философии, концептуальность и категориальность философствования.

Естественный этнический язык как метаязык по отношению к философии и научному познанию. Языковые средства философствования. Философия языка и язык философии. Философские дискуссии. Характер аргументации в философии. Логическая точность и точность языка философии. Философский текст, его природа. Язык, стиль и письмо в отношении к философскому тексту.

Искусство, религия, философия: понятийность как телесность философии.

Концептуальность философствования и философская рефлексия. Пути и способы концептуализации предметности в философии. Специфическая концептуальность метафизического и неметафизического философствования.

Философия как концептогенез.

Концепты философии объективности: бытие Парменида, логос Демокрита, число Пифагора, нус Анаксагора, идея Платона, форма Аристотеля.

Концепты философии субъективности: cogito Декарта, a priori Канта, абсолютный дух Гегеля.

Концепты философии интерсубъективности: чувственность Фейербаха, практика Маркса, переоценка ценностей Ницше, значение значения аналитической философии, опыт прагматизма, Dasein Хайдеггера, ризома постструктурализма.

Категориальность философствования. Учение о категориях в философии. Категории как условия возможности разумной речи, как принципы бытия, как формы мышления. Категории мышления как предмет философской рефлексии. Опыт систематизации категорий в историческом бытии философии.

 

Тема 9. Предмет и метод философии.

Созерцание бытия как предмет философии объективности. Рефлексия мышления как предмет философии субъективности. Интерпретация опыта как предмет философии интерсубъективности.

Специфическая определенность предметов первой философии как метафизики. Предметная определенность позитивистской (антиметафизической) философии.

Опыт бытия человека в мире как универсум философствования.

Философское исследование как опредмечивание определенного метода философствования.

Диалектика как метод философствования: исторические способы ее определенности от Сократа до Поппера. 

Методы классического философствования. Догматический метод и принцип конструкции. Опредмечивание метода спекулятивной диалектической конструкции в системе философии Г. Гегеля. Скептический метод и принцип апорийной деструкции догматических систем. Критический метод и принцип демаркации.

Методы неклассического философствования. Антропологический, аналитический, трансцендентально-феноменологический, герменевтический, позитивистский и постпозитивистский, структуралистский и постструктуралистский методы философствования.

Проблема метода, специфичного только для философии. К. Поппер о методе любой рациональной дискуссии, характерной как для философии, так и для научного познания.

 

Тема 10. Проблемность философского исследования.

Понятие проблемы в философском исследовании. Проблемы метафизического философствования и философствования неметафизического.

Принцип проблемной типологии философских учений. Проблема данности предмета в познании: оппозиция сенсуализма и интеллектуализма. Проблема происхождения знания: оппозиция эмпиризма и рационализма. Проблема реальности объектов возможного знания: оппозиция реализма и антиреализма. Проблема количества субстанций: оппозиция монизма и плюрализма. Проблема возможностей разума в постижении универсума философствования: оппозиция рационализма и иррационализма.

Поиск согласия относительно множества проблем философии.

Характер обсуждения и условие возможности решения проблем философии. Феномен разрешимости-неразрешимости философских проблем.

 

Тема 11. Природа философской аргументации.

Предметное знание и его обоснование. Метапредметное знание, специфика его обоснования. Философская аргументация, ее предпосылки, цели и ценности. Архетипическая специфика философской аргументации. Аргументативная стратегия развития смыслового потенциала определенного архетипа философствования. Концептная логика философской аргументации.

 

Тема 12. Структура и функции философского знания.

Взаимоотношение объективного и субъективного содержаний, его конституирующее значение для философии. Метапредметный статус философского знания. Философское знание как результат концептуального мышления бытия, мышления мышления, интерпретации опыта.

Общие темы философии и их концептуализация: метафизика, онтология, аксиология, гносеология, праксиология.

Особенные темы философствования: философия природы, человека, общества, истории, культуры, науки, техники, экономики, политики, морали.

Конкретная взаимосвязь общих и особенных тем в определенных традициях философствования как выражение структуры философского знания.

Функции философского знания: мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая, прогностическая.

 

Раздел 4. Примерная тематика курсовых и дипломных работ.

 

1. Философия как метафилософия. Метафилософия как систематические размышления философии о природе философского знания.

2. Определения понятия философии как исторически конкретные способы философского самосознания и принципы философского творчества.

3. Натурфилософия как размышление о природе вещей, как размышления о природе в целом.

4. Философия как исследование соотношения мышления человека и бытия человека.

5. Философия как рефлексия культуры.

6. Философия как интерпретация опыта.

7. Философия как феномен духовной культуры.

8. Речь, письмо, философия: философия как речь и письмо.

9. Теология, наука, философия: свобода мысли как условие возможности бытия философии.

10. Логоцентризм философии и его преодоление.

11. Философское мышление как деятельность: цели, средства и результаты философствования.

12. Оценки, ценности, идеалы и нормы как формы аксиологической обусловленности философствования.

13. Философия как феномен определенной духовной культуры.

14. Компаративизм и герменевтика как методы поиска универсальной цивилизационной философии.

15. Проблема генезиса философии.

16. Философия как история философии. Историческое бытие философии как самодвижение, самораскрытие и осуществление ее сущности.

17. Историография философии, ее предмет и метод, проблемы и задачи.

18. Соотношение высказываний теоретической философии и высказываний историко-философского исследования.

19. Философская традиция как культурно - цивилизационный комплекс.

20. Философия как историческое разнообразие и преемственность философских традиций.

21. Западно-европейская философия как традиция мысли. Ее сущностные признаки и исторические вариации.

22. Основные антиномии западно-европейской философии как традиции мысли: мистицизм-рационализм, натурализм-спиритуализм, языческие и христианские компоненты традиции.

23. Признаки кризиса традиции: постмодернистская реакция на философскую классику, пессимистическая оценка возможностей философского познания.

24. Философия России как традиция мысли, как культурно - цивилизационный комплекс.

25. Феномен философского наследия, и его востребованность в контексте мировоззренческих потребностей философии, естественнонаучного и гуманитарного познания.

26. Феномен архетипичности философствования. Философия как мышление бытия, как мышление мышления, как интеллектуальная коммуникация.

27. Философия как мышление бытия. Архетип философии объективности.

28. Философия как мышление мышления. Архетип философии субъективности.

29. Философия как интеллектуальная коммуникация. Архетип философии интерсубъективности.

30. Первичные предпосылки, определяющие философский дискурс: от метафизических моделей до современных способов постметафизического философствования.

31. Философия классическая и неклассическая.

32. Феномен классической философии. Установка отождествления мышления и бытия: мышление как бытие, бытие как мышление.

33. Принципы единства и тождества как установки классического философствования. Отождествление нетождественного как логический механизм производства понятия.

34. Понятие неклассической философии. Установка нетождественности мышления и бытия.

35. Множественность и различие как принципы неклассического философствования.

36. Возможности философии в контексте оппозиции интеллектуального либерализма и постмодернистского пересмотра теоретического и ценностного содержания классической философии.  

37. Естественный этнический язык как метаязык по отношению к философии и научному познанию.

38. Искусство, религия, философия: понятийность как телесность философии.

39. Концептуальность философствования и философская рефлексия.

40. Специфическая концептуальность метафизического и неметафизического философствования.

41. Философия как концептогенез.

42. Концепты философии объективности.

43. Концепты философии субъективности.

44. Концепты философии интерсубъективности.

45. Проблема предметности философии.

46. Созерцание бытия как предмет философии объективности.

47. Рефлексия мышления как предмет философии субъективности.

48. Интерпретация опыта как предмет философии интерсубъективности.

49. Специфическая определенность предметов первой философии как метафизики.

50. Предметная определенность позитивистской (антиметафизической) философии.

51. Опыт бытия человека в мире как универсум философствования.

52. Проблема метода в философии.

53. Философское исследование как опредмечивание определенного метода философствования.

54. Диалектика как метод философствования: исторические способы ее определенности от Сократа до Поппера. 

55. Методы классического философствования.

56. Догматический метод и принцип конструкции.

57. Скептический метод и принцип апорийной деструкции догматических систем.

58. Критический метод и принцип демаркации.

59. Методы неклассического философствования.

60. Проблема метода, специфичного только для философии. К. Поппер о методе любой рациональной дискуссии, характерной как философии, так и для научного познания.

61. Проблемность философского исследования.

62. Понятие проблемы в философском исследовании.

63. Проблемы метафизического философствования и философствования неметафизического.

64. Характер обсуждения и условие возможности решения проблем философии.

65. Феномен разрешимости-неразрешимости философских проблем.

66. Природа философской аргументации.

67. Метапредметное знание, специфика его обоснования.

68. Философская аргументация, ее предпосылки, цели и ценности.

69. Архетипическая специфика философской аргументации.

70. Концептная логика философской аргументации.

71. Структура и функции философского знания.

72. Общие темы философии и их концептуализация: метафизика, онтология, аксиология, гносеология, методология, праксиология.

73. Особенные темы философствования, их системная взаимосвязь.

74. Конкретная взаимосвязь общих и особенных тем в определенных традициях философствования как выражение структуры философского знания.

75. Функции философского знания.

 

Раздел 5. Перечень основной и дополнительной литературы

 

Литература основная.

Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм: Пер. с ит. - СПб.: Алетейя, 1998. - 506 с.

Апель, К.-О. Трансформация философии / К.-О. Апель. – Логос. – М., 2002. – 344 с.

Беляев Е. И. Философский анализ. Методологические аспекты. Саратов, 1999.

Беляев Е. И. Философский анализ. Теоретические аспекты. Саратов, 2000.

Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

Брутян Г.А. Актуальные проблемы теории аргументации. // ФН, 1991, № 5.

Булгаков С.Н. Философия имени. - СПб.: Наука, 1998. - 446 с.

Валевский А.Л. Вопрос как феномен философии и культуры. // ФСМ 1993, № 11-12.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы (часть 1). М., 1994а.

Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы (часть 1). М., 1994б.

Витгенштейн Л. Голубая книга. - М.: ДИК, 1999. - 127 с.

Витгенштейн Л. Коричневая книга. - М.: ДИК, 1999. - 160 с.

Гадамер Х.Г. Философия и поэзия // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. –С.116-146.

Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. первая. / Г. В. Ф.Гегель; Ред. Ю. В. Петров. - СПб.: Наука, 1994. – 350 с.

Гегель, Г. В. Ф. Философская пропедевтика. / Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет: В 2 т. – М.: Мысль, 1973. – Т. 2. – 630 с.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 1: Наука логики /  Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1974. – 452 с.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 3: Философия духа / Гегель Г. В. Ф. – М.: Мысль, 1977. – 471 с.

Генон Р. Великая триада. // Волшебная гора, № 3. М., 1995.

Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль; пер. с нем. А. В. Михайлова; вступительная статья В. Куренного – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – Т. 1. – 336 с.

Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль; пер. с нем.        Д. В. Скляднева. Вступительная статья А. Я. Слинина. – СПб.: Наука, 2001. – 315 с.

Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. Новочеркасск: Сагуна, 1994. – 358 с.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.

Гуссерль Э. Картезианские размышления: Пер. с нем. - СПб.: Наука: Ювента, 1998. - 315 с.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. - М.: Ин-т экспериментальной. социологии; СПб.:Алетейя, 1998. - 288 с.

Делез Ж. Различие и повторение: Пер. с фр. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

Делез Ж. Платон и симулякр. // Новое литературное обозрение, №5., М., 1993.

Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 53-178.

Джойс М. Примечания к ненаписанному нелинеарному электронному тексту "Конец печатной культуры". // Искусство кино, 1993, № 10.

Жильсон Э. А. Философия и теология. М., 1995.

Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2-х т. – СПб., 1994.

Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 2. М., 1964А. С. 381-425.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 69-756.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Часть 1. М., 1965. С. 67-210.

Кант И. Основы метафизики нравствености // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Часть 1. М., 1965А. С. 219-310.

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Часть 1. М., 1965Б. С. 311-501.

Кант И. Первое введение в критику способности суждения // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 5. М., 1966А. С. 99-160.

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 5. М., 1966. С. 161-527

Кант И. Какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа? // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 6. М., 1966Г. С. 177–255.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 6. М., 1966.- 349–588.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Лейбниц Г. В. Монадология // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1982

Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. // ФСМ, 1995, № 5-6.

Лобковиц, Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики / Н. Лобковиц; пер. с нем. // Вопр. философии. – 1995. – № 1. – С. 95 – 105.

Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Кн. 1-3 // Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1985.

Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Кн. 4 // Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1985а.

Лосев А.Ф. Личность и абсолют. - М.: Мысль, 1999. - 719 с.

Лосев А. Ф. Хаос // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992. С. 579-581.

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К Мамардашвили; Сост. Ю. П. Сенокосова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Прогресс, 1992. – 416 с.

Маркс, К.. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Госполитиздат, 1956. – 639 с.  

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала. – М.: Политиздат, 1983.

Марсель, Г. Трагическая мудрость философии: Избранные работы / Г. Марсель. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. – 216 с.

Марсель Г. Опыт конкретной философии: Пер. с фр. - М.: Республика, 2004. - 224 с.

Мур Д.Е. Природа моральной философии: Пер. с англ. - М.: Республика, 1999. - 351 с.

Мыслители Греции. От мифа к логосу: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. – 832 с.

Нанси Ж.Л. О со-бытии. // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

Ницше Ф. Человечекое, слишком человеческое // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 11–294

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 295–556

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО, 1998, с. 557– 748

Ницше Ф. К генеалогии морали // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС,, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 749– 882

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 883–970

Ницше Ф. Антихрист // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 971–1040

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

Пассмор Дж. Философское рассуждение. // Путь, № 8. М., 1995.

Постмодернизм и культура. М., 1991.

Поппер, К. Какой мне видится философия / К. Поппер; пер. Н. Г. Кротовской // Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 123 – 137.

Поппер К. Р. Все люди - философы. Как я понимаю философию; Иммануил Кант - философ Просвещения, М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Поппер, К. Логика научного исследования. М.:, 2004.

Рассел, Б. История западной философии. М., 2006.

Рассел, Б, Человеческое познание: Его сфера и границы. Киев: Ника центр; Вист-С..: 1997

Рассел Б. Логический атомизм // Аналитическая философия: Становление и развитие. М., Дом интеллектуальной книги. Прогресс — Традиция,1998. С. 17-37.

Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Рорти, Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 186 с.

Рорти, Р. Философия и будущее // Вопросы философии, 1994, № 6.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии: Пер. с фр. - М.: Республика, 2004. - 639 с.

Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1994.

Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учеб. пособие. - М.: Интерпракс, 1996. - 192 с.

Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник. - М.: Акад. проект, 2004. - 911 с. - (Классический университетский учебник) (Gaudeamus).

Соловьев, В. С. Теоретическая философия / В. С. Соловьев // Сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Мысль,1988..– 896 с.

Спиноза Б., Этика// Избр. произв. в 2-х тт. Т. 1, М. 1957.

Степин, В. С. О прогностической природе философского знания: (Философия и наука) / В. С. Степин // Вопр. философии. – 1986. – № 4. – С. 39 – 53.

Степин В. С. Философия как рефлексия над основаниями культуры / В. С. Степин // Субъект, познание, деятельность. – М.: Канон, 2002. – С. 139 – 158.

Танатография эроса. СПб., 1994.

Фейербах Л. К критике философии Гегеля / Л. Фейербах // Фейербах Л. Сочинения: В 2 т. Пер. с нем. / Ин-т философии. – М.: Наука, 1995. – Т.1. – 502 с.

Фихте И.Г. Наукоучение 1801-го года. – М.: Издательство «Логос», Издательская группа «Прогресс», 2000.

Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подгот. П.П. Гайденко. – М.: Ладомир, 1995.

Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. - М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. - 1056 с.

Фрагменты ранних греческих философов: Перевод / АН ССР, Ин-т философии / Изд. подгот. А. В. Лебедев; [Отв. ред. и авт. вступ ст. И. Д. Рожанский]. – М.: Наука, 1989. – Ч. 1: От эпиченских теокосмогоний до возникновения атомистики. – 1989. – 575 с.

Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. // ВФ, 1992, № 4.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас; пер. с нем. – М.: Изд-во «Весь мир», 2003. – 416 с.

Хабермас Ю. Политические работы: Пер. с нем. - М.: Праксис, 2005.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997.

Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер / Сост., пер. с нем., всуп. ст., коммент. и указатели В. В. Бибихина. – М.: Республика, 1993. – 447 с.

Хайдеггер М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер; пер. Е. В. Ознобкиной // Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 145 – 159.

Хайдеггер М. Преодоление метафизики. 1936-46 // Хайдеггер М. Время и бытие. Москва: Республика”, 1993.

Хинтикка, Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980.

Хюбнер, К. Рефлексия и саморефлексия метафизики / К. Хюбнер // Вопр. философии. – 1993. – № 7. – С. 165 – 171.

Шеллинг Ф. В. Й. Философские письма о догматизме и критицизме // Соч.: В 2-х тт. Т. 1. М., 1987.

Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Соч.: В 2-х тт. Т. 1. М., 1987.

Шеллинг Ф. В. Й. О конструкции в философии // Соч.: В 2-х тт. Т. 2. М., 1989.

Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. – СПб.: Наука, 2000.

Шлик, М. Будущее философии / М. Шлик; пер. И. В. Борисовой // Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 66 – 79.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. – Минск: Литература, 1998.

Щедровицкий, Г. П. Мышление-Понимание-Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. – М.: Наследие ММК, 2005. – 800 с.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - М.: Петрополис, 1998. - 432 с.

Юм Д. Трактат о человеческой природе // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1966.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Ясперс, К. Всемирная история философии. Введение. М.: Наука, 2000. – 272 с.

Ясперс, К. Введение в философию / К. Ясперс; пер. В. И. Кононова // Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 224 – 236.

Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 527 с. — (Мыслители XX в.).

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: "Республика", 1994.

 

Литература дополнительная.

Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Академ. проект, 1999. - 944 с.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Автономова, Н. С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. – 1999. – № 11. – С. 13 – 29.

Анкин, Д. В. Пролегомены к семиотике философии. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. – 294 с.

Берлин, И. Назначение философии / И. Берлин // Вопр. философии. – 1999. – № 5. – С. 91 – 98.

Бибихин В.В. Узнай себя. - СПб.: Наука, 1998. - 577 с. - (Слово о сущем).

Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – 403 с.

Боттон А. Утешение философией: Пер. с англ. - М.: София, 2004. - 333 с.

Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь: Философия и литература: Мифология и религия: Язык и культура / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. - М.: Эксмо, 2004. - 591 с.

Булгаков С.Н. Первообраз и образ: Сочинения: В 2 т. - М.: Искусство; СПб.: Инапресс, 1999. Т.1: Свет невечерний: созерцания и умозрения. - 415 с.; Т.2: Философия имени. Икона и иконопочитание. - 439 с.

Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия: Пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 400 с.

Введение в философию / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Борзенков В.Г. - 3-е изд. - М.: Республика, 2004. - 623 с.

Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Вернан, Ж.-П.; пер. с фр. – М.: «Прогресс», 1988. – 221 с..

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.

Гарин И.И. Что такое мистика?: В 2 т. - М.: Терра-Кн. клуб, 2004. - Т.1. - 957 с.; Т.2. - 844 с.

Дуплинская Ю. М. От мифа к логосу и от логоса к мифу. Саратов, 2004.

Ибн Рушд (Аверроэс). Опровержение опровержения: Пер. с араб. - Киев: Уцимм-Пресс; СПб.: Алетейя, 1999. - 687 с.

Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. - М.: Владос, 1997. - 352 с.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1: Философия древности и средневековья. - 3-е изд. - М., 2000. - 448 с.

История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2: Философия XV-XIX вв. - 2-е изд. - М., 1998. - 557 с.

История философии: Запад - Россия - Восток: Учебник. - М.: Греко-латинск. кабинет, 1999. Кн.3: Философия XIX-XX в. - 444 с.; Кн.4: Философия ХХ в. - 448 с.

Майоров Г.Г. Философия как искание абсолюта. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 414 с.

Малкина С.М. Интерпретативные стратегии деконструкции. Саратов, 2004.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. – М.: Аграф, 1997.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – Тбилиси, 1984.

Мартынович С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания // Человек, диалог, понимание. Саратов, Изд-во СГУ, 1996.

Мартынович С.Ф. Философия и психология: анализ взаимоотношений // Бюллетень Международной академии психологических наук. Вып.VI. Саратов–Яросласль, 1998.

Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 284 с.

Молчанов, В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии / В. И. Молчанов – М.: Высшая школа, 1998. – 143 с.

Мотрошилова Н.В. Иоганн Готлиб Фихте //История философии: Запад – Россия – Восток. КН. 2. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996.

Нерсесянц В.С. Сократ. - М.: Инфра-М-Норма, 1996. - 312 с.

Огурцов, А. П. Рефлексия / А. П. Огурцов // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. / РАН: Научн.- ред. совет B. C. Степин. – М.: Мысль, 2000. – Т. 3.: Н – С. – 2001. – С. 445 – 450.

Петров, Ю. В. Антропологический образ философии / Ю. В. Петров. – Томск: Изд-во науч.-техн. лит., 1997. – 448 с.

Подорога, В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка / В.А. Подорога / Под общ. ред. А. Т. Иванова, Л. Б. Кульчинской. – М.: Ad Marginem, 1995. – 426 с.

Рациональность на перепутье: В 2 кн. / РАН. Ин-т философии. - М.: Росспэн, 1999. Кн.1. - 367 с.; Кн.2. - 463 с.

Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней / Реале Д., Антисери Д. - СПб.: Петрополис. Т. 1: Античность. - 1997. - 336 с.; Т. 2: Средневековье. - 1997. - 368 с.; Т. 3: Новое время. - 1996. - 736 с.; Т. 4: От романтизма до наших дней. - 1997. - 880 с.

Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет. // Историко-философский ежегодник-1990. М., 1991.

Слинин Я.А. Феноменология интерсубъективности. - СПб.: Наука, 2004. - 355 с. - (Слово о сущем; т.49).

Сравнительная философия. - М. - Вып.2: Моральная философия в контексте многообразия культур. - 2004. - 319 с.

Степанов, Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка / Ю. С. Степанов – М.: Языки русской культуры, 1998. – 779 с.

Субботин М.М. Теория и практика нелинейного письма. // ВФ, 1993, № 3.

Суворов, О. В. Разум и феномен «Я» / О. В. Суворов // Вопросы философии. – 2000. – № 4. – С. 130 – 137.

Теория метафоры. М., 1990.

Тетюев. Л. И. Трансцендентальная философия: современный проект. Саратов, 2001.

Тузова, Т. М. Специфика философской рефлексии. – Минск: Право и экономика, 2001. – 262 с.

Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов: Пер. с англ. М.: Флинта: Наука, 2005. - 94 с.

Философия как учение о человеке: Учеб. пособие / Под ред. Ю. В. Петрова. – Томск: Изд-во ТГУ, 1995. – 208 с.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

 Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник. - М.: Инфра-М, 1999. - 519 с.

Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования IV в. до н.э. - II в. н.э. - М.: Вост. лит., 2004. - 415 с. - (История Восточной философии).

Яковенко Б. В. Жизнь и философия Иоганна Готлиба Фихте. - СПб.: Наука, 2004. - 455 с. - (Слово о сущем; Т.46).

Яковенко Б. В. История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003. - 510 с.

Язык и текст. Онтология и рефлексия. СПб., 1992.

 

Раздел 6. Перечень средств обучения.

 

В качестве технического и информационного средств обучения по курсу Природа философского знания применяется компьютер и Internet.

 

Раздел 7. Вопросы к курсу Природа философского знания.

 

1. Философия как метафилософия. Метафилософия как систематические размышления философии о природе философского знания.

2. Определения понятия философии как исторически конкретные способы философского самосознания и принципы философского творчества.

3. Натурфилософия как размышление о природе вещей, как размышления о природе в целом.

4. Философия как исследование соотношения мышления человека и бытия человека.

5. Философия как рефлексия культуры.

6. Философия как интерпретация опыта.

7. Диалектическая экспликация понятия философии методом концептуальных оппозиций.

8. Философия как феномен духовной культуры.

9. Теология, наука, философия: свобода мысли как условие возможности бытия философии.

10. Философия и логика. Панлогизм, логоцентризм и антилогоцентризм философии.

11. Философское мышление как деятельность: цели, средства и результаты философствования.

12. Оценки, ценности, идеалы и нормы как формы аксиологической обусловленности философствования.

13. Компаративизм и герменевтика как методы поиска универсальной цивилизационной философии.

14. Проблема генезиса философии.

15. Философия как история философии.

16. Историческое бытие философии как самодвижение, самораскрытие и осуществление ее сущности.

17. Историография философии, ее предмет и метод, проблемы и задачи.

18. Соотношение высказываний теоретической философии и высказываний историко-философского исследования.

19. Философская традиция как культурно - цивилизационный комплекс.

20. Философия как историческое разнообразие и преемственность философских традиций.

21. Западно-европейская философия как традиция мысли. Ее сущностные признаки и исторические вариации.

22. Основные антиномии западно-европейской философии как традиции мысли: мистицизм-рационализм, натурализм-спиритуализм, языческие и христианские компоненты традиции.

23. Признаки кризиса традиции: постмодернистская реакция на философскую классику, пессимистическая оценка возможностей философского познания.

24. Философия России как традиция мысли, как культурно - цивилизационный комплекс.

25. Феномен философского наследия, и его востребованность в контексте мировоззренческих потребностей философии, естественнонаучного и гуманитарного познания.

26. Феномен архетипичности философствования.

27. Философия как мышление бытия. Архетип философии объективности.

28. Философия как мышление мышления. Архетип философии субъективности.

29. Философия как интеллектуальная коммуникация. Архетип философии интерсубъективности.

30. Первичные предпосылки, определяющие философский дискурс: от метафизических моделей до современных способов постметафизического философствования.

31. Философия классическая и неклассическая.

32. Феномен классической философии. Установка отождествления мышления и бытия: мышление как бытие, бытие как мышление.

33. Принципы единства и тождества как установки классического философствования.

34. Отождествление нетождественного как логический механизм производства понятия.

35. Понятие неклассической философии. Установка нетождественности мышления и бытия.

36. Множественность и различие как принципы неклассического философствования.

37. Возможности философии в контексте оппозиции интеллектуального либерализма и постмодернистского пересмотра теоретического и ценностного содержания классической философии.  

38. Концептуальность философствования и философская рефлексия.

39. Специфическая концептуальность метафизического и неметафизического философствования.

40. Философия как концептогенез.

41. Концепты философии объективности.

42. Концепты философии субъективности.

43. Концепты философии интерсубъективности.

44. Категориальность философствования. Учение о категориях в философии.

45. Категории как условия возможности разумной речи, как принципы бытия, как формы мышления.

46. Категории мышления как предмет философской рефлексии. Опыт систематизации категорий в историческом бытии философии.

47. Проблема предметности философии.

48. Специфическая определенность предметов первой философии как метафизики.

49. Предметная определенность позитивистской (антиметафизической) философии.

50. Опыт бытия человека в мире как универсум философствования.

51. Проблема метода в философии.

52. Философское исследование как опредмечивание определенного метода философствования.

53. Диалектика как метод философствования: исторические способы ее определенности от Сократа до Поппера. 

54. Методы классического философствования.

55. Догматический метод и принцип конструкции.

56. Скептический метод и принцип апорийной деструкции догматических систем.

57. Критический метод и принцип демаркации.

58. Методы неклассического философствования.

59. Проблема метода, специфичного только для философии. К. Поппер о методе любой рациональной дискуссии, характерной как философии, так и для научного познания.

60. Проблемность философского исследования. Понятие проблемы в философском исследовании.

61. Проблемы метафизического философствования и философствования неметафизического.

62. Принцип проблемной типологии философских учений.

63. Проблема данности предмета в познании: оппозиция сенсуализма и интеллектуализма.

64. Проблема происхождения знания: оппозиция эмпиризма и рационализма.

65. Проблема реальности объектов возможного знания: оппозиция реализма и антиреализма.

66. Проблема количества субстанций: оппозиция монизма и плюрализма.

67. Проблема возможностей разума в постижении универсума философствования: оппозиция рационализма и иррационализма.

68. Характер обсуждения и условие возможности решения проблем философии.

69. Феномен разрешимости-неразрешимости философских проблем.

70. Природа философской аргументации. Философская аргументация, ее предпосылки, цели и ценности.

71. Архетипическая специфика философской аргументации.

72. Структура философского знания.

73. Общие темы философии и их концептуализация: метафизика, онтология, аксиология, гносеология, методология, праксиология.

74. Особенные темы философствования, их системная взаимосвязь.

75. Конкретная взаимосвязь общих и особенных тем в определенных традициях философствования как выражение структуры философского знания.

76. Функции философского знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: