double arrow

III. Философия и методология науки


 

Рабочая программа по дисциплине Философия и методология науки разработана для специальности 020100 – ФИЛОСОФИЯ. Реализуется на факультете Философии и психологии.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 020100 – ФИЛОСОФИЯ.

 

 

Вид учебной работы

Бюджет времени по формам обучения, час

очная

очно-заочная

заочная

полная программа

ускоренные сроки

полная программа

ускоренные сроки
Аудиторные занятия, всего

200

 

  200

 

в том числе:

 

 

   

 

- лекции

72

 

  20

 

- лабораторные (практические)

 

 

   

 

- семинарские

34

 

  4

 

Самостоятельная работа студентов

94

 

  176

 

Зачеты, +/-

++

 

  ++

 

Экзамены, +/-

+

 

  +

 

Контрольные работы, количество

 

 

  2

 

Курсовая работа, +/-

 

 

   

 

                 

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение.

 

Целью изучения студентами специальности Философия учебной дисциплины Философия и методология науки является формирование у них философских знаний о природе науки, о философской методологии научного познания.

В качестве задач выступает изучение определенных философских концепций природы науки, философских концепций методологии научного познания.

Философия и методология науки занимает вполне определенное место в учебном процессе специальности Философия. Фундаментальные науки и другие сферы научного познания осваиваются философией с момента ее исторического возникновения. Поэтому курс Философия и методология науки находится в коррелятивных отношениях, как к современному состоянию философии, так и к истории науки и философии в целом. Это обстоятельство определяет содержание данной учебной дисциплины.

Общие требования к образованности специалиста - философа, требования к знаниям и умениям по курсу Философия и методология науки:

- необходимо знать принципы и основное содержание философских концепций природы наук и философской методологии научного познания;

- необходимо уметь критически оценивать предпосылки этих концепций, уметь выявлять их эвристическое содержание применительно к наукам, уметь применять философские концепции в работе с определенными науками, с научными текстами.




 

Методические рекомендации преподавателю.

Преподавание курса Философия и методология науки базируется на изучении текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии научного познания. Это обстоятельство определяет содержание и методику построения лекций и других форм учебного процесса.

Философия науки: понятие, архетипы, методы. Философия науки в качестве части философии является применением всего интеллектуального потенциала философии к освоению феномена науки. Философия науки возникает тогда, когда философия относится к науке систематически как к уникальному феномену опыта бытия человека в мире. Такое понимание статуса философии науки в контексте философского познания предполагает необходимость самосознания философии, целесообразность прояснения ее предметности, концептуальности, методологичности.

Размышление философии о философии, философии о самой себе является условием возможности существования философии как особой культуры мысли. Темы начала и понятия философии, предметности, проблемности и методологичности философствования естественным образом возникают на пути самосознания философии. Их постановки, обсуждения и возможные решения опираются на опыт исторического бытия философии.



Самосознание философии герменевтично по своей природе. Так, например, герменевтична ситуация соотношения тем начала философии и понятия философии. Условием познания начала философии является наличие понятия философии. Условием же формирования понятия философии является наличие философии как феномена культуры.

Герменевтический круг в самосознании философии выражает реальную природу самосознания вообще. Феномен круга понимания философии в ее самосознании не может быть устранен. Возможны же обогащения, конкретизации мысли в динамике этого круга на основе осмысления опыта традиции, опыта исторического бытия философии.

Поэтому формирование понятия философии есть задача, постановки, обсуждения и возможные решения которой непрерывно возобновляются в историческом бытии философии.

Понимание философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых принципах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции. В ее контексте реализована проективная функция философии науки. Философский разум сформировал проекты развития математики, теоретического и эмпирического естествознания.  

Позиционирование философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете человеческого разума, как единой науки, существующей в форме понятия, как истории самосознания, как учения об абсолюте, как науке о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление предметности и проблемности классического философствования. Философия науки этого периода, закрепляя свою проективную функцию посредством разработки программы развития эмпирической психологии, исследует условия возможности научного знания, математики и естествознания. 

Понимание философии как исследования соотношения мышления человека и бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления человека, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как рефлексии культуры, как концептогенез помечает пути самосознания философии постклассического периода. Философия науки осознает себя как теорию и методологию естествознания, ориентированную на опыт исторического бытия науки.

Прояснение понятия философии является способом осмысленя как предмета, так и методов философствования. Понятие философии функционирует в культуре философствования как способ его самосознания и как конструктивный принцип философского творчества. В понятии философии концептуализируется предметность, проблемность и методологичность философствования.

Прояснение универсальных, родовых свойств философии как целостного феномена и вида культуры возможно посредством сравнения философии с другими видами культуры, с языком, искусством, наукой. Философия как феномен культуры есть символическое, аксиологическое и деятельностное опредмечивание мысли.

Символическая природа философии опредмечивается в языке в виде письма и речи. Возникая на основе культуры письма, философия существует и в изустной форме в качестве речи. Письменное опредмечивание философской мысли определяет историческое бытие философии как ретроспективный диалог. Речевая артикуляция философии определяет ее как актуальный диалог текущего момента. Философия науки обладает своим языком, посредством которого изучается символическая компонента научного познания. Язык научного познания становится частью предметного мира философии науки.

Аксиологическая определенность философского исследования есть универсальное свойство философии в целом. Оно воспроизводится в каждом конкретном философском учении. Феномен принятия аксиологических презумпций (ценностей и оценок, идеалов и норм) как универсален, так и конкретен. Спецификация аксиологического фундирования философской мысли многомерна, что свойственно и философии науки. Философские образы научного познания имеют дело с аксиологией в двух случаях. Во-первых, концепции философии науки включены в ценностно-оценочное отношение, воспринимают аксиологические допущения. Во-вторых, концепции философии науки исследуют ценностно–оценочную проблематику в предметном мире научного познания. Поэтому аксиология научного познания является частью философии науки.

Деятельностная природа философии как феномена культуры состоит в том, что философствование изначально реализуется как мысле-деятельносить, как умозрение. Философия осознает себя как конструирование, деконструирование, как аналитическую деятельность, как деятельность по преобразованию опыта, как деятельность по продуцированию смыслов культуры. Эта сторона творчества свойственна и философии науки. Феномен науки осваивается в контекстах философской конструкции, деконструкции, философского анализа и синтеза.

Сопоставление философии и искусства позволяет акцентировать специфические принципы организации их конкретных образцов. Если произведение искусства формируется посредством образа, то философское учение концептуализирует свой предметный универсум, выражая его посредством понятий. Понятийность есть телесность философии, философского учения. Понятийность есть принцип организации и философии науки. Следовательно, философия науки понимается как феномен рационального дискурса.

Философия находится в сложных отношениях с наукой, качественно отличаясь от нее. Развитая наука с необходимостью фактуальна и системна. Философия же может быть как дескриптивно-фактуальной, так и прескриптивно–нормативной, как системной, так и анти–системной по-своему существу. Если наука с необходимостью опирается на опыт как на свой универсальный метод, то философия обладает статусом свободного мышления, свободного вопрошания относительно опыта бытия человека в мире в рамках принятого рационального дискурса.

Осмысление опыта исторического бытия философии показывает, что философствование архетипично. В традиции сформировались архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности.

Для архетипа объективности характерно вопрошание о природе вещей, о природе в себе всеобщего, о том, что такое знание само по себе, истина сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе. Для этого типа мышления характерен горизонт очевидностей: вне меня существуют вещи. Проблемой, то есть тем, что не очевидно, является познание природы вещей. Этим делается акцент на онтологической проблематике философии науки. Ее обсуждение приводит к реализации проективной функции философии науки.

В архетипе субъективности очевидна констатация: я мыслю: вне меня существуют вещи. При этом не природа вещей, а природа я мыслю становится предметом философского интереса. Философия считает необходимым ответить на вопросы о том, что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Для исследования принципиально важным оказывается исследование природы нашего я. Тем самым умозрение сознания превращается в философию самосознания, в философию субъективности. Философия науки архетипа субъективности, создавая проект генезиса эмпирической психологии, исследует возможности объективного научного знания. Является ли синтез метафизики, математики и опыта необходимым и достаточным условием генезиса физики в собственном смысле слова – тема философии науки этого архетипа.

Интерсубъективность как архетип философствования центрирует внимание на исследовании соотношения моего я и я другого сознания, то есть на феномене интерсубъективности. Здесь осознается педпосылочность, несамодостаточность моего мышления. Моё мышление понимается как обусловленное, скажем, родовой сущностью человека, его социально – исторической природой, языком. Моё мышление истолковывается как обусловленное культурой, бессознательной активностью психики, детерминированной желаниями. 

В контексте архетипа интерсубъективности разрабатываются возможности антропологического философствования, осуществляется лингвистический поворот в философии, который активизирует аналитический проект. Развивается психоаналитическая программа философских исследований. В центре внимания оказывается феномен коммуникации многих я.

Философия науки архетипа интерсубъективности акцентирует тему реальности предметного мира науки в контексте феномена научной рациональности. В качестве сущностной осознается проблема объективности научного знания, которая истолковывается в свете идеи интерсубъективности.

Философия науки как часть философии воспринимает символическую, аксиологическую и деятельностную определенность. Философия науки в целом осмысливается как феномен культуры со своими символическими, аксиологическими и деятельностными параметрами.

Философское мышление, ориентированное на осмысление условий возможности познания мира человеком, осваивает тему познания как тему отношения явлений нашего опыта к вещам самим по себе, существующим, как можно предполагать, независимо от мира опыта, от процесса познания. Тема отношения явления и вещи, мира явлений и мира вещей рассматривается в философии науки как тема, конституирующая становление философии в целом, философии науки в особенности. Историческое бытие философии и философии науки в ее контексте есть процесс осознания фундаментальности этой темы или, в другом модусе речи, этого отношения.

В современной ситуации актуально исследование связи общефилософских идей со специальной проблематикой философии, именуемой философией науки. В центре исследования может находиться рассмотрение методов философствования, способов мировоззренческого освоения опыта бытия человека в мире, получивших названия догматического, скептического, критического, антропологического и аналитического философствования.

В контексте этих способов философствования формируются возможности осмысления природы научного познания, развивается догматическая, скептическая, критическая, аналитическая и антропологическая философия науки.

Компаративистский анализ показывает, что то или иное понимание природы научного познания (философия науки) формируется на основании определенных предпосылок мировоззренческого, онтологического, гносеологического, аксиологического и методологического статуса. Сегодня целесообразно исследовать специфические общефилософские начала проблематики философии науки.

На основании анализа классических и современных подходов сегодня формулируется понятие философии науки, показывается необходимая, но опосредованная связь предметности человеческой деятельности с условиями возможности формирования знания: предметность деятельности определяет предметность познания и знания, в том числе и знания научного.

Догматическая философия науки использует логику умозаключения от неочевидного к очевидному, опирается на принцип равенства явления и сущности. Она строится на уверенности в возможности достижения абсолютного знания.

Скептическая реакция на догматическую позицию оценивается как классическое направление в философии науки, имеющее значение фактора целостности традиции, транс–архетипическое значение. Апорийная методология скептической философии науки имеет для ее конституирования сущностное значение.

Критическая философия и критическая философия науки оцениваются в свете оппозиции догматизма и скептицизма. Демаркационизм – главная тема критической философии науки, а демаркация - ее основная проблема. Исходным тезисом критицизма является двойственное рассмотрение любого предмета – как предмета мышления и как предмета познания. Это требование приводит к постановке проблемы демаркации метафизического мышления и научного познания как центральной проблемы критической философии науки. В ее рамках ставятся проблемы метафизических начал естествознания, критерия демаркации.

Фундаментальным противоречием философии Канта является толкование причинности, с одной стороны, и ее реальное применение в конституировании системы критической философии, с другой стороны. В учении о рассудке категории причины и следствия толкуются как априорные формы рассудочного мышления, синтезирующие знания только о мире явлений, но не о мире вещей самих по себе. В учении же о вещи в себе и явлении Кант утверждает, что вещи воздействуют на нашу чувственность, возбуждают ее, продуцируя мир явлений. Противоречие состоит в том, что в учении о синтезе знания причинность толкуется как применимая лишь к миру явлений, а в учении о вещи в себе и явлении категория причины применяется как средство мышления о вещи в себе. С позиций культуры критического философствования применение категорий мышления к миру вещей самих по себе есть возврат на позиции догматического реализма. Тема причинности, оказавшись центральной в скептицизме Юма, остается предметом фундаментального противоречия в критицизме Канта.

Критицизм, являясь одним из универсальных методов философствования, может быть объективирован в контексте архетипически организованного философского мышления. Анализ отношения критицизма и метафизики бытия, критицизма и метафизики самосознания и знания является актуальной задачей исследования условий возможности научного знания. В более общем контексте целесообразно исследовать статус критического философствования в структуре философии тождества, с одной стороны, и философии различия, пролиферации, рассеяния, с другой стороны.

Аналитическая философия науки в качестве своих философских предпосылок имеет критику субстанциального мышления, в контексте которой делается попытка преодоления как понятия материальной, так и понятия духовной субстанции. В связи с этим наше Я реконструируется как поток восприятий, а идеи оцениваются как копии наших впечатлений. Развиваются подходы к эмпирическому анализу научных знаний, разработанные в традиции философии анализа.

Осмысление феноменов логических и семантических антиномий в основаниях математики и в контексте так называемого здравого смысла показало, что естественный язык недостаточно определен для того, чтобы быть надежным средством формирования и выражения знания, особенно в области логики и математики. В текстах естественного языка не различается многозначность таких эпистемологически и логически значащих слов, как Есть, Существовать… Традиционная философия, реализованная средствами естественного языка, вынуждена была имплицитно умозаключать от структуры языка и логики к структуре мира. Субъектно-предикатная форма суждения осмысливалась как имплицитное обоснование субстанционально-атрибутивной модели метафизики. В условиях, когда структура языка оценивается как фундаментальная по отношению к структуре метафизики, возникает необходимость разработки идеального логического языка — языка математической логики, возможно свободного от неопределенностей естественного языка.

Разработка идеального логического языка должна предотвратить практику умозаключения от структуры языка к структуре мира. Кроме того, идеальный логический язык должен выполнить требования логики не только в аспекте непротиворечивости, но и в аспекте выбора того или иного вида структур, которые можно допустить в мире. Но поскольку логика не дает оснований для выбора структур мира, то выбор осуществляется на основании личного опыта философа — аналитика.

Если психология исследует реальное мышление, то эпистемология осмысливает рационально реконструированное знание, которое дано только в языковой форме. Представление мышления в языковой форме оценивается в аналитической традиции как часть рациональной реконструкции.

Мышление символизировано, так как оно выражено в языке. Рассматривая соотношение эпистемологии, мышления, языка, аналитическая философия различает разрешимые и неразрешимые задачи эпистемологии. К классу неразрешимых задач эпистемологии относится, например, задача изучения мышления вне языковой формы. К классу же разрешимых задач отнесены задачи, связанные с анализом знания в языковой форме. Этот тезис ясно показывает, что данная программа является вариантом аналитической философской традиции, для которой лингвистический поворот в исследовании знания является исходным принципом анализа.

Лингвистическое видение задач эпистемологии выражается в тезисе о том, что теория познания должна начинать с теории языка, поскольку язык есть естественная форма знания. Коль скоро знание выражается посредством символов, то символы должны стать первым объектом эпистемологического исследования. Символ выполняет функцию значения, т. е. отношения к определенным фактам, не непосредственно, а в зависимости от правил языка, или языковых правил: только правила языка относят значение к символу. Значение символа функционально, оно задается правилами языковой системы. Так, правила определенной языковой системы определяют функциональное значение слова “север”, которое поэтому может использоваться для описания соответствующих географических реалий.

Язык в аналитической традиции представляет из себя систему правил, которая соединяет символы и факты посредством функции значения символов. Система языковых правил телеономична. Она создается для определенных целей и в ней необходимы специальные символы. Система языковых правил не является априорной и неизменной. Напротив, она изменяется в соответствии с требованиями жизни, так понимается как феномен опыта. Система правил языка есть множество открытого типа. Эпистемология исследует знание в языковой форме, а язык понимается как нормативная система, приписывающая значения символам.

Речь — способ бытия языка во времени. Последовательность символов речи есть выражение временной одномерности языка. Язык, обладая системно-нормативным содержанием, выраженным в правилах языка, характеризуется и атомарностью строения: серии символов речи разделены на группы, называемые высказываниями, а высказывания состоят из слов, слова — из букв. Правда, эта характеристика атомарности языка применима, строго говоря, лишь к языкам, которые обладают алфавитным устройством письменности.

Антропологическая философия науки осмысливается как одна из современных концепций объяснения научного познания. Антропологическое исследование научного познания исходит из принципа обусловленности мышления человека бытием человека. В зависимости от понимания характера бытийной обусловленности научного мышления строятся версии антропологической философии науки. Обусловленность научного мышления родовой сущностью человека, социально – исторической практикой эксплицируются в версиях культурно – исторически ориентированной философии науки, феминистской философии научного познания. 

Телесность человеческого бытия в мире природы и в мире культурно-историческом определяет предметный способ бытия человека в мире. Предметное существо предметно осуществляет себя в предметном мире природы и культуры. Способом предметного бытия человека в мире является производительная деятельность. Историчность производительной деятельности предметного существа определяет историчность его социально-культурного бытия. История производительной деятельности является конститутивным принципом осуществления истории общества и истории культуры. Историзм практики, общества и культуры является как онтологическим принципом их осуществления, так и рефлексивным принципом их осмысления и понимания.

Категориальные схематизмы сознания можно анализировать на разных уровнях абстракции. Корреляции характера культуры и способа производства можно описать в терминах нелинейности, теории самоорганизации. Наука в целом осмысливается в культуре техногенного мира, основанного на ценности инноваций. В контексте культуры формируются принципы научной рациональности, которые, как и сама культура, являются феноменами мира становления. Особенности научного познания осмысливаются, исходя из структурных характеристик деятельности человека. Выявляются субъектная и предметная структуры научного познания. Субъект деятельности с его ценностями, целями, знаниями, практическими навыками обращается к предметному миру, опираясь на средства деятельности и соответствующие действия. Наука нацелена на исследование законов преобразования объектов посредством формирования объективного научного знания о нашем предметном мире.

Исследования структуры научного знания в качестве предпосылки опираются на рационально обосновываемый волютивный выбор единицы методологического анализа научного знания — теории в ее взаимоотношении с опытом, научной дисциплины, понимаемой как сложное взаимоотношение эмпирических и теоретических знаний, включенных в интердисциплинарный познавательный контекст, научной исследовательской программы. При этом эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции, в контексте которых может быть обнаружено проявление закона. Теоретическое исследование дает формулировку закона применительно к идеальным объектам теории.

Предметная структура экспериментальной практики связывает в единство процессы, протекающие объективно по естественным законам, с антропно детерминированными процессами. Поэтому научный эксперимент является нередуцируемым феноменом научного познания, неэлиминируемой темой современной философии науки. Теоретическое и эмпирическое познание концептуально связанно с экспериментом посредством оснований научного исследования, в структуру которых включены идеалы и нормы научного исследования, научные картины мира, философские основания науки. Реконструкция истории науки, осуществленная посредством этой концепции оснований научного исследования, открывает принципиальные возможности в исследовании научного познания, в развитии философии науки XXI века. Операциональность концепции оснований научного исследования обнаруживается в процессе разработки проблемы порождения нового научного знания.

Анализ показал, что понятие философии науки герменевтично, ее мышление архетипично и методологично.

 

Методические указания студентам.

Студентам целесообразно осваивать курс Философия и методология науки на основе внимательного изучения рабочей программы, лекций преподавателя, текстов классиков философской мысли, разработавших парадигмальные концепции философии и методологии научного познания.

При подготовке докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ целесообразно точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.

Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://philos.msu.ru/library - Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)

 

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины Философия и методология науки.

 

п/п

Наименование раздела, подраздела, темы лекции

Бюджет учебного времени

Форма текущего и итогового контроля

Всего

в том числе

лекции лабораторные и практические семинарские занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7 8

Очная полная программа

1. 1.2 1.3 и т.д. Раздел  Подраздел  Лекция и т.д. 200 72   34 94 Зачет, Зачет, экзамен
  Тема 1. 10 2   2 6  
  Тема 2. 12 4   2 6  
  Тема3. 12 4   2 6  
  Тема 4. 16 6   2 8  
  Тема 5. 28 10   4 8  
  Тема 6. 18 6   4 8  
  Тема 7. 12 4   2 6  
  Тема 8. 12 4   2 6  
  Тема 9. 12 4   2 6  
  Тема 10. 18 6   4 8  
  Тема 11. 12 4   2 6  
  Тема 12. 16 6   2 8  
  Тема 13. 14 6   2 6  
  Тема 14. 14 6   2 6  
  итого 200 72   34 94  

Очная форма в ускоренные сроки

               

Очно-заочная форма

               

Заочная полная форма

    200 20   4 176 Зачет, Зачет, экзамен
  Тема 1. 13 1     12  
  Тема 2. 13 1     12  
  Тема 3. 13 1     12  
  Тема4. 16 2     14  
  Тема 5. 20 4   2 14  
  Тема 6. 16 2     14  
  Тема 7 13 1     12  
  Тема 8 13 1     12  
  Тема 9 13 1     12  
  Тема 10 16 2     14  
  Тема 11 13 1     12  
  Тема 12 14 1   1 12  
  Тема 13 14 1   1 12  
  Тема 14 13 1     12  
  Итого: 200 20   4 176  

Заочная форма в ускоренные сроки

               

 

            

 

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины Философия и методология науки.

Оглавление.

Тема 1. Понятие философии науки

Тема 2. Античная философия науки, наука и культура античности.

Тема 3. Философия науки и культура Западноевропейского Средневековья (V — XVI вв.) и эпохи Возрождения (XIII — XVI вв.).

Тема 4. Философия науки и западноевропейская культура XVII — XIX веков.

Тема 5. Философия науки и культура: ХХ век.

Тема 6. Философские реконструкции истории науки.

Тема 7. Бытие науки как проблема философии науки.

Тема 8. Современная наука как социальный институт.

Тема 9. Научное познание: предметность, субъектность, социальность.

Тема 10. Структура научного знания.

Тема 11. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Тема 12. Логико-гносеологические и аксиологические проблемы бытия науки.

Тема 13. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Тема 14. Мировоззренческие проблемы развития науки в ХХ веке.

 

Тема 1. Понятие философии науки

Понятие философии и понятие философии науки, их соотношение. Философия науки и науковедение. Философия науки и логика науки. Философия науки и история науки. Философия науки и социология науки. Философия науки и психология науки. Философия науки и методология науки. Философия науки, социальная философия и философия культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Функции философии в научном познании. Науковедение. Философия и мировоззрение ученого. Этика научной деятельности.

 

Тема 2. Античная философия науки, наука и культура античности.

Классический период (480 — 323 гг. до н.э.), эпоха расцвета (V в. до н.э.), эпоха кризиса полиса (IV в. до н.э.). Оформление классического рабовладения и развитие полисной демократии, подъем экономической и политической жизни Греции. Правление Перикла (495 — 429 гг. до н.э.) — “золотой век” греческой культуры. Формирование рационалистических основ европейской цивилизации. Интеллектуальная деятельность софистов, создание логики как науки, открытие доказательства как формы мышления, расцвет греческой философии. Гиппократ и его роль в развитии медицины. Развитие науки и техники. Исследования Архимеда, Евклида, Аристарха Самосского,. Возникновение филологии.

Культура Древнего Рима и научные центры Римской империи: Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Развитие географии. Страбон (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.). Птолемей (после 83 — после 161). Плиний старший (23/24 — 79). Создание школ для подготовки врачей (129 — 199). Расцвет юриспруденции — II — III вв. н.э. Гай, Юлиан, Папиниан, Ульпиан. Расцвет римской историографии. Тацит (ок. 55 — ок. 120) и его сочинения “Анналы”, “История”. Тит Ливий ( 59 до н.э. — 17 н.э.) и его “История Рима”.

 Атомизм, платонизм, аристотелизм. Проблема делимости до бесконечности (проблема неделимых) в учении атомистов. Учение о космосе и проблема множественности миров в учении Демокрита. Парадоксы Зенона и их значение для осмысления понятий конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного, движения, пространства, времени. Платон о специфике теоретического знания в типологии “знания” и “мнения”. Платон о геометрии как познании вечного бытия. Философия числа Платона. К.Поппер о платоновской программе развития геометрии. Учение Аристотеля о четырех причинах и его значение для естественнонаучных трудов Аристотеля. Естественнонаучные сочинения Аристотеля, их содержание и философские проблемы. Понятие начала в научной методологии Аристотеля и его значение. Форма, лишенность, материя. Понятие природы в учении Аристотеля. Понятие необходимости в “Физике” Аристотеля. Понятие движения в “Физике” Аристотеля. Движение, непрерывность, бесконечная делимость, их соотнесенность. Взаимоотношение понятия движения с понятиями места, пустоты, времени в “Физике” Аристотеля. Проблема бесконечности в “Физике” Аристотеля. Аристотель о вечности движения и о первичном двигателе. Понятие элементов в трактате Аристотеля “О возникновении и уничтожении”. Парадигмы астрономического мышления в культуре античности: оппозиция гелио – и геоцентризма. Оценка темы “число и континуум” античной философии науки в исследовании А.Ф.Лосева “История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития”. Б.Рассел о ранней греческой математике и астрономии.

 

Тема 3. Философия науки и культура Западноевропейского Средневековья (V — XVI вв.) и эпохи Возрождения (XIII — XVI вв.).

Социальная статика Средневековья, идей богоустановленности социального деления. Сословная иерархия. Духовенство, аристократия, 3 – е сословие. Три уровня культуры: высокая культура, популярная культура, смеховая культура. Символизм всех уровней культуры Средневековья. Высокая культура как идейная основа средневековья. Богословие (патристика, схоластика, мистика). Готика как символ Средневековья. Архитектура как наука геометрия.

Формирование гуманистического мировоззрения в культуре эпохи Возрождения. Титаны итальянского Возрождения. Данте Алигьери. Франческо Петрарка. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микельанджело Буаноротти. Джордано Бруно. Наступление католической реакции. Костры инквизиции. Орден иезуитов. 1559 г. “Список запрещенных книг”. Реформация. Мартин Лютер.

Формирование логических норм научного мышления и профессиональных организаций науки в средневековых университетах. Культура манипуляций с природными объектами: алхимия, астрология, магия. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в средневековой культуре. Оксфордская школа. Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Формирование науки как сферы профессиональной деятельности. Общества экспериментаторов и академии наук.

 

Тема 4. Философия науки и западноевропейская культура XVII — XIX веков.

Становление капитализма. Культура просвещения. “Новая Атлантида” и “Новый Органон” Ф.Бэкона. “Знание есть сила”. Ценности культуры просвещения. Концепция рационализма. Р.Декарт. “Гражданин мира” как носитель чистого разума и справедливости. Нравственное учение Канта как выражение гуманизма Нового времени. Бог как требование разума. Плюрализм идейно — художественных направлений как специфика культуры Нового времени.

Развитие капитализма, промышленная революция, индустриальное общество, социальные революции, отчуждение труда, марксизм. Самоопределение личности и система атомарных отношений. Романтизм и философия свободы. Реализм как социально — аналитическое искусство. Натурализм, критический реализм и философия науки. Направления в культуре конца XIX века: символизм, импрессионизм, постимпрессионизм.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы, с теоретическим естествознанием. Возникновение дисциплинарно организованной науки и ее технологические применения. Становление социальных и гуманитарных наук.

Догматическая (рационалистическая и сенсуалистическая) и скептическая философия науки до Канта. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Д.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм. Локк об ощущении и рефлексии и их роли в научном познании. Учение Юма об идеях как копиях впечатлений и его значение для анализа понятий философии и научного познания. Юм о соотношении знания и вероятности, о “вырождении” знания в вероятность. Критическая философия науки Канта: априористская демаркация мира нашего опыта и мира вещей самих по себе как предмета знания и предмета веры. Учение Канта о синтезе знания как соотношении формы и содержания знания. Учение Канта о суждениях восприятия, суждениях опыта, априорных синтетических суждениях и их роли в формировании научного знания. Трансцендентальный метод философствования и его возможности в исследовании генезиса форм научного мышления: Платон, Декарт, Кант, Фихте, Гуссерль.

Неокантианская программа осмысления науки и культуры в целом. Понятие трансцендентального метода и его применение в философском истолковании науки. Марбургская школа неокантианства об анализе категорий и методов науки как основной задаче философии. Марбургская школа неокантианства о трансцендентальном методе как конструировании мышлением объектов культуры (науки, этики, искусства, религии). Идея априорности законов природы как основание концепции логики чистого познания Марбургской школы неокантианства. Баденская школа неокантианства о противоположности идеографического метода историографии и номотетического метода естествознания. Баденская школа неокантианства об идее объективности ценностей как основании концепции логики наук о культуре. Истолкование научного познания в философии символических форм Э. Кассирера. Неокантианская философия науки как осмысление кризиса методологических оснований естествознания и исторического познания в культуре конца ХIХ века.

Позитивизм как программа философского анализа научного знания. Позитивизм О.Конта об идее позитивно научного знания. Установка позитивизма на устранение метафизики из философии и науки и проблема понимания предмета и задач философии.

Концепции философии науки: Гегель, Фейербах, Маркс, Энгельс. Истолкование науки в спекулятивной философии абсолютного идеализма Гегеля. Осмысление науки в контексте антропологического философствования Фейербаха. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретического мышления в “Капитале” Маркса. Диалектика природы Энгельса. Движение от натурфилософии к теории науки как тенденция в европейской философии XVIII — XIX столетий.

 

Тема 5. Философия науки и культура: ХХ век.

От индустриального общества к постиндустриальному. Техническая цивилизация и проблемы культуры. Глобальные проблемы современности, противоречия мирового развития и антигуманизм. Абстрактное искусство. Сюрреализм Анри Бретона. С.Дали и фрейдизм. Поп-арт. Театр абсурда. От модерна к постмодерну.

Описание непосредственно данного как позитивистский идеал науки. Позитивистский феноменализм как истолкование предмета науки. Эмпириокритицизм о простом описании фактов чувственного восприятия как задаче научного исследования. Эмпириокритицизм и его самооценка как философии естествознания ХХ века, его проблемы. Принцип Маха и его роль в научном познании. Мах о категориях науки как обозначениях комплексов ощущений. Философия науки А.Пуанкаре и проблема конвенциональных оснований научного исследования. Учение Пуанкаре о соотношении “голого” факта и научного факта и его значение для понимания механизма формирования знания. Пуанкаре о взаимосвязи опыта, числа математической величины в научном познании. Паункаре об опыте, пространстве и природе геометрического знания. Пуанкаре о соотношении интуиции и логики в математике. Пуанкаре о природе научной гипотезы и ее роли в постклассическом типе научной рациональности.

Неопозитивизм как программа постановки, анализа и решения философско — методологических проблем науки. Эмпиризм, феноменализм и логицизм неопозитивизма. Логический позитивизм о философии как логическом анализе языка науки. Логический позитивизм о принципе верификации и его функциях в научном познании. Проблематика анализа языка науки в работе Р.Карнапа “Значение и необходимость”. Концепция философских оснований физики Карнапа и оценка ее значения для философии науки и научного познания.

Аналитическая философия науки: понятие, проблемы, подходы. Б.Рассел о специфике философии логического анализа и ее отношении к научному познанию. Установки эмпиризма и логицизма в программе анализа научного знания Б.Рассела. Рассел о наглядном определении, собственных именах, эгоцентрических словах и их роли в научном познании. Рассел о соотношении факта, веры, истины и познания. Рассел об интерпретации, минимальных словарях и их роли в научном познании. Рассел о базисных суждениях и их отношении к опыту в работе “Исследование значения и истины”. Реализация программы анализа научного знания в работе Рассела “Исследование значения и истины” и ее проблемы.

Проблемы философского анализа научного знания в “Логико-философском трактате” и “Философских исследованиях” Л.Витгенштейна.

Вероятностно-эмпиристская эпистемология Г. Рейхенбаха и научное познание. Рейхенбах о понятии и задачах эпистемологии. Соотношение эпистемологии и языка в анализе научного знания Рейхенбаха. Рейхенбах о языке как системе правил, которая соединяет символы и факты посредством функции значения символов. Рейхенбах о науке как дедуктивно упорядоченной системе синтетических утверждений, информирующих нас о физическом мире.

“Логика научного исследования” К.Поппера: проблематика и значение для философии науки. Поппер о проблеме индукции и дедуктивной проверке теории. Поппер о проблеме демаркации, ее содержании и значении. Поппер об опыте как универсальном методе науки. Поппер о фальсифицируемости как критерии демаркации. Поппер об эмпирическом реализме и цели науки. Методология критического рационализма Поппера и ее реализация в естественнонаучном и социальном познании.

Прагматическая философия науки. Прагматизм о понятиях и теориях науки как инструментах и планах действия. Прагматическая теория истины и ее реализация в истолковании природы научного знания. Принципы философии науки У. Куайна. Тезис Дюгема-Куайна, его содержание и значение. Концепция онтологической относительности Куайна: теории и их объекты.

Логико-эпистемологичский подход к исследованию науки Позитивистская традиция философии наука. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, Дж. Холтона, П. Фейерабенда, С. Тулмина, Л.Лаудана, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М.Вебера, А. Койре, Э.Мертона, С. Малкея, К.Ясперса, М.Хайдеггера, О.Шпенглера.

 

Тема 6. Философские реконструкции истории науки.

Общекультурное значение истории науки и ее роль в понимании сущности науки. Фактологическое описание и теоретическое объяснение истории науки. Вопрос о “начале” науки. Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

Общие модели историографии науки. Неопозитивистская модель развития науки. Концепция роста научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом.

Концепция историографии науки В. С. Степина. Традиции и новации в развитии науки. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций. Традиции, стиль мышления и творчество. Новые методологические идеи и смена стилей мышления. Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, концепций, теорий. Многообразие и многосторонность научных революций. Преемственность в развитии знания и проблема соотношения научных теорий друг с другом. Взаимосвязь научных и технических революций. Дифференциация и интеграция в науке. Неравномерность развития различных научных областей и дисциплин. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и констру­ирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Преднаука как феномен традиционных культур. Становление науки и генезис техногенной цивилизации. Становление социальных и гуманитарных наук.

 

Тема 7. Бытие науки как проблема философии науки.

Основные стороны бытия науки. Наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

Характерные черты и многообразие форм научного знания. Эмпирические и теоретические знания в различных науках. Особенности языка науки. Взаимодействие науки с другими формами познания мира. Индивидуальное познание и личностное знание.

Общая характеристика основных методов научного познания. Средства и методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Средства и методы теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Формализация. Роль математики в развитии науки. Проблема сциентизма и антисциентизма. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.

Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Наука в системе культуры. Наука и производство.

 

Тема 8. Современная наука как социальный институт.

Различные подходы к определению социального института науки. Институциональные ценности и нормы науки. Научные сообщества, исторические типы научных сообществ (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Наука и образование, подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Контроль над наукой в тоталитарных обществах.

 

Тема 9. Научное познание: предметность, субъектность, социальность.

Научное познание и его роль в современной социальной жизни. Отношение науки к другим формам познания мира (художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию).

Наука как объективное и предметное знание. Прогностические функции науки. Наука как знание о возможных предметных мирах практической деятельности. Особенности предмета, средств, методов науки. Универсальность научного познания и его границы.

Особенности субъекта научной деятельности. Внутринаучные и социальные ценности и цели. Ценность объективно-истинного знания, ценность роста знаний. Этос науки.

 

Тема 10. Структура научного знания.

Научное знание как сложная развивающаяся система. Много­образие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение есте­ственных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль кон­структивных методов в дедуктивном развертывании теории. Раз­вертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса об­разцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпрета­ции математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис­следования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира. (Картина мира как онто­логия, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отноше­ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до­минантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

Тема 11. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическим поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический, неклассический и постнеклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

Тема 12. Логико-гносеологические и аксиологические проблемы бытия науки.

Проблема теоретизации. Соотношение теоретических и эмпирических исследований в развитии науки. Гипотеза, данные опыта и теория. Описательные и теоретические дисциплины. Особенности исторических дисциплин. Качественные и количественные, математизированные и нематематизированные теории. Феноменологические и объясняющие теории. Генетические и систематические теории. Структура теории. Многообразие функций теорий.

Понимание, объяснение, описание и предсказание (прогнозирование). Эмпирические и теоретические описания. Описание и реконструкция. Особенности прогнозирования социальных явлений. Прогнозирование и глобальные проблемы современной цивилизации.

Проблема математизации науки. Место математики в системе наук. Математизация и идеал научности.

Компьютеризация науки. Машинное моделирование. Компьютеризация как основа новых информационных технологий, обеспечивающих совершенствование форма взаимодействия в научном сообществе. Компьютеризация и перспективы образования.

Проблема истины в научном познании. Принцип верификации. Фальсификационизм. Эстетические критерии выбора теорий.

Проблема единства науки. Многообразие научных дисциплин и связей между ними. Общее и особенное в развитии науки. Научные картины мира и их значение.

Проблема редукционизма. Самостоятельность наук, эффективность и ограниченность редукционистских программ в истории науки.

Проблема аксиологической суверенности науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Гражданская ответственность ученых. Идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Проблема идеала в технике. Специфика целевых установок в естественнонаучном, гуманитарном, социальном познании и инженерном творчестве.

 

Тема 13. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Структура научной традиции. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как пере­стройка оснований науки. Проблемы типологии научных револю­ций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные  прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революции. Пере­стройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных тради­ций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенци­ально возможных историй науки.

Глобальные революции и тины научной рациональности. Историческая смена типов рациональности: классическая, неклас­сическая, постнеклассическая наука.

Главные характеристики современной, постнеклассической на­уки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис­следований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" си­стем и новые стратегии научного поиска. Сближение идеалов есте­ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле­ние связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Отказ от идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизирования науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис­следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия.

Постнеклассическая наука и изменение менталитетов техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре.

 

Тема 14. Мировоззренческие проблемы развития науки в ХХ веке.

Наука классическая, неклассическая и постнеклассическая. Изменения в представлениях о причинности. Осознание значимости статистических законов и разработка вероятностных процедур исследования, объяснения, предсказания.

Новые исследовательские программы. Кибернетика, искусственные интеллект, информационные технологии. Системная методология. Комплексные исследования и размывание предметных границ. Синергетика. Кризис элементаризма и перестройка категориальной структуры научного мышления.

Особенности стиля мышления в науке и инженерной деятельности в ХХ веке. Изменения в социальном положении науки и техники. Новые формы организации науки и постнеклассическая фаза развития инженерной деятельности.

Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Становление философии науки и философии техники как сложившихся областей философских исследований.

 

Планы семинарских занятий.

Тема 1. Философия науки и ее статус в системе философского знания.

Тема 2. Концепции философии и методологии науки, их историческое многообразие и проблема единства.

Тема 3. Проблемы теории знания и научного познания в “Критике чистого разума” и в “Метафизических началах естествознания” И.Канта.

Тема 4. Философия науки А.Пуанкаре.

Тема 5. Программа эмпирического анализа научного познания Б.Рассела.

Тема 6. Концепция логики научного исследования и эмпирический реализм К.Поппера.

Тема 7. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий.

Тема 8. Концепция философских оснований физики Р.Карнапа.

Тема 9. Концепция парадигм научного исследования Т. Куна.

Тема 10. Концепция методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Тема 11. Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда.

Тема 12. Тематический анализ науки Дж. Холтона.

Тема 13. Концепция структуры и исторической эволюции теоретического знания В. С. Степина.

Тема 14. Теоретическое и эмпирическое знание в научном познании.

Тема 15. Научное познание как деятельность.

Тема 16. Начальные вопросы философии естественных наук.

Тема 17. М.Планк о природе физического познания.

Тема 18. А.Эйнштейн о категориях мышления, понятиях физической теории и их отношении к реальности.

Тема 19. Н.Бор о теории физического познания и идеалах физического описания.

Тема. 20. Концепция философии физики М. Бунге.

Тема 21. Философия биологии М. Рьюза.

Тема. 22. Категории мышления нелинейной динамики и их общенаучное значение.

Тема 23. Знание, рациональность и ценности как проблемы современной философии науки.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: