Раздел 6. Перечень средств обучения. 9 страница

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Общество как социокультурная реальность.

Формационный подход к анализу общества.

Цивилизационный подход к анализу общества.

Свобода как социально-философская проблема.

Социальная типология: общества традиционные и инновационные, индустриальные и постиндустриальные

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Каков предмет социальной философии?

Какова логика монистического решения вопроса о соотношении общественного бытия и общественного сознания?

В чем отличие социальных наук от социальной философии?

В чем специфика формационного и цивилизационного исследования общества?

Каковы основные сферы жизнедеятельности общества?

 

Тема 12. Культура, научное описание культуры, философия культуры.

 

1. Основные понятия.

Культура. Сущность культуры. Концепции культуры. Онтология культуры, универсалии культуры. Труд, искусство, миф, религия, язык, цивилизация. Локальные культуры, диалог культур, кризис культуры.

 

2. Содержание.

Метафизическое и неметафизическое направления философии культуры. “Философия духа” Г. Гегеля, “Философия символических форм” Э. Кассирера.

 Онтологическая проблематика философии культуры. Универсалии культуры как неосознаваемые основания культуры и социальной жизни. Система универсалий культуры (представления о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости, труде, праве, справедливости и ответственности, например) как смысловые ориентиры традиции. Традиция как форма отбора и трансляции социального опыта.  Кризис традиции и актуализация мировоззренческих вопросов (что такое благо, например, что такое справедливость, в чем смысл человеческой жизни?).

Сущность и основные функции культуры. Культура как социально-антропологический феномен. Аксиологическая природа культуры. Знаковая природа культуры. (К. Леви-Стросс, М. Фуко). Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

Культура и природа, культура и цивилизация. Теории локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Культура, этнос, язык. Культура в условиях глобализации. Проблема диалога культур.

Культура и формы духовно-практической деятельности человека. Искусство, религия, философия, право. Этика как осмысление природы добра и зла. Эстетика как исследование сущности прекрасного, форм его проявления в искусстве и природе, выражения человеческой субъективности.

Кризис культуры.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание) - универсум ценностей и оценок, идеалов и норм, смыслов, искусственных предметов, созданный человечеством. Культура исследуется гуманитарными науками - культурологией, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей. Она является предметом философского осмысления.

Культура определяет соотношение статики и динамики общественной жизни. Это обеспечивается характером культурной традиции.

Культура существует как закономерное целое, она обладает определенными механизмами самопорождения, оформляется в знаковой форме. Включая в себя систему образования, культура выполняет функции поощрения и запрета, осуществляет различение «своего» и «чужого».

Культура есть интегральный социально-антропологический феномен, способ освоения природы, способ бытия человека в мире.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизаций: Восток - Запад // Вопросы философии. 1999. № 5.

Антология исследований культуры. СПб., 1997

Белый А. Философия культуры // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1987.

Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

Гуревич А. Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Доброхотов А.Л. Культура // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993

Косыхин В. Г. Культурологическая концепция Жана Бодрийяра. Саратов, 2004.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 Раздел седьмой. Культура как общественно-историческое явление.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3-4.

Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1981.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел VII. Общество, история и культура.

Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995

Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.

 

Литература дополнительная.

Артемьева Т.В., Микешина М.И. Европейская идентичность и российская ментальность // Вопросы философии. 2002. № 2.

Беркова Э. В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры. Волгоград, 2002.

Ионов Л. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6.

Левченко Е. В. Субъект художественного творчества как творец культуры. Саратов, 2000.

Листвина Е. В. Современная социокультурная ситуация: сущность и тенденции развития. Саратов, 2001.

Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995.

Пелипенко А.А., Яковенко Г.Г. Культура как система. М., 1998

Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991

Розин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Во-просы философии. 1999. № 6.

 Тавризян Г.М. Шпенглер и Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.

Томпсон М. Философия религии. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

Философия и культура. М., 1987.

Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Универсалии культуры как неосознаваемые смыслы культуры.

Традиция как форма отбора и трансляции социального опыта.  

Сущность и основные функции культуры.

Культура и формы духовно-практической деятельности человека.

Культура как социально-антропологический феномен.

Аксиологическая природа культуры.

Знаковая природа культуры. (К. Леви-Стросс, М. Фуко).

Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.

Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет).

Искусство как феномен культуры.

Массовая и элитарная культура (Х. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе).

Кризис культуры.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

В чем сущность и основные функции культуры?

Какова онтологическая проблематика философии культуры?

Что такое универсалии культуры?

Какова связь культурной традиции и социального опыта?

Каковы последствия кризиса традиции?

В чем специфика аксиологической природы культуры?

В чем особенность знаковой природы культуры?

Каковы принципы психоаналитической концепция культуры?

В чем особенность игровой концепция культуры?

В чем различие культуры и цивилизации?

 

Тема 13. Философия человека.

 

1. Основные понятия.

Философская антропология, человек, сущность и существование человека. Телесность человека. Человек, индивид, личность. Свобода человека. Смысл жизни человека. Личность, идентичность, отчуждение.

 

2. Содержание.

Философская антропология как учение о природе, сущности и существования человека как особой формы бытия.

Человек как определенная форма бытия, как бытие, понимающее свое бытие. Природа человека как проблема философии. Философские вопросы: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? как вопросы о природе человека, как вопрос о том, что такое человек и как он существует.

Соотношение биологического, социального и культурного в природе человека. Сущность и существование человека. Телесность человека.

Человек как индивид и как личность. Человек как деятельное и творческое существо. Феномен внутренней свободы человека. Смысл жизни человека и назначение его бытия в мире. Духовность и целостность личности. Проблема идентичности личности. Отчуждение. Интерсубъективная природа бытия личности.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Человек есть центральная тема и основная проблема философии. Противоречивые самоопределения человека обусловлены его рефлексивной природой. М. Шелер выделил пять стратегий самоопределения человека. Человек есть: 1) образ и подобие Божие; 2) Homo sapiens, разумное существо; 3) Homo faber — “Человек делающий”, его сущность не в разуме, потенциально свойственный также и животным, но в способности создавать орудия труда, искусственный мир культуры; 4) дезертир жизни, ее тупик. По причине своей биологической слабости он создал цивилизацию, государство, право, производство. Человеческий дух уничтожает жизнь; 5) свободное нравственное креативное существо.

Любая положительная (катафатическая) стратегия самоопределения человека оказывается односторонней. Поэтому обсуждается возможность отрицательного (апофатического) самоопределения человека.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Агацци Э. Человек как предмет целостного познания // О человеческом в человеке. М., 1991

Бахтин M. М.  К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993

Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Время и бытие человека. М., 1991.

В.Д. Губин. Человек // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Камю А. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени // Философская и социологическая мысль. 1991. № 5.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998.

Лобковиц Н. Что такое личность? // Вопросы философии. 1998. № 2.

Лосев А.Ф. Личность и абсолют. М., 1999.

Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Маслов Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты. Саратов, 2003.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел пятый. Человек и его место в мире.

Михель Д. В. Тело в западной культуре. Саратов, 2000.

Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991

Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. М., 1995.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // От Я к Другому: Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Тельнова Н. А. Целостность человека как философско-антропологическая проблема. Волгоград, 2001.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

Федорова Т. Д. Гуманизм как проблема философии // Философия в духовной жизни общества. СПб., 1997.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел VI. Человек как особая форма бытия.

Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию "феномена человека" // Вопросы философии. 2001. № 2.

Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Шугуров М. В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики. Саратов, 1999.

 

Литература дополнительная.

Антропология и история культуры. М., 1993.

Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.

Гурин С. П. Проблема маргинальности в антропологии. Саратов, 2002.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Розин В. М. Образ человека в контексте современности // Философские науки. 2000. № 1.

Смысл человеческого бытия. Владимир, 2002.

Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999. № 5.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Предмет философской антропологии.

Природа человека как проблема философии.

Соотношение биологического, социального и культурного в природе человека.

Сущность и существование человека.

Телесность человека.

Феномен внутренней свободы человека.

Смысл жизни человека.

Интерсубъективная природа бытия личности.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Как определяется предмет и метод философской антропологии?

В чем различие сущности и существования человека?

Что такое “бытие понимающее”?

Как связано биологическое, социальное и культурное содержание в природе человека?

Является ли философской проблемой телесность человека?

Как можно понимать феномен внутренней свободы человека?

Что такое духовность и целостность личности?

 

Тема 14. Философия науки.

 

1. Основные понятия.

Наука, культура, философия, преднаука, научное знание, факт, теория, основания науки, динамика науки, научная рациональность, социальный институт.

 

2. Содержание.

Наука в культуре современной цивилизации. Ценность научной рациональности. Функции науки в жизни общества.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Преднаука и наука. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление социальных и гуманитарных наук.

Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания и знания. Структура эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Факты и эмпирические зависимости. Проблема теоретической определенности факта. Структура теоретического знания. Теоретические модели и законы. Теория. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки.

Динамика науки как процесс порождения нового знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Формирование моделей и законов. Проблемные ситуации в науке.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Научные революции как перестройка оснований науки. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

Наука как социальный институт. Проблема государственного регулирования науки.

 

3. Теоретические положения и методические пояснения.

Философское мышление, ориентированное на осмысление условий возможности познания мира человеком, осваивает тему познания как тему отношения явлений нашего опыта к вещам самим по себе, существующим, как полагается естественной установкой сознания, независимо от мира опыта, от процесса познания. Тема отношения явления и вещи, мира явлений и мира вещей рассматривается как тема, конституирующая становление философии в целом, философии науки в особенности. “Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто–нибудь вздумал подвергнуть его сомнению” (Кант, И., 1964, 101). Историческое бытие философии и философии науки в ее контексте есть процесс осознания фундаментальности этой темы или, в другом модусе речи, этого отношения.

Существует органичная связь общефилософских идей со специальной проблематикой философии, именуемой философией науки.

Компаративистский анализ показывает, что то или иное понимание природы научного познания (философия науки) формируется на основании определенных предпосылок мировоззренческого, онтологического, гносеологического, аксиологического статуса.

Наука и культура, соотнесенные в историческом бытии человека и общества как часть и целое, являются традиционными предметами философских размышлений. Философия, осмысливающая культуру, естественным образом приходит к раздумьям о месте науки в содержании культуры, культурного бытия человека и человечества. Потому последовательное философское осмысление культуры, то есть философия культуры, гармонично взаимодействует с концепциями философского понимания науки, с философией науки. Классические философские концепции Платона и Аристотеля, И. Канта и Г. Гегеля, постклассические философские построения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Ницше, М. Хайдеггера и других современных философов так или иначе осмысливают природу науки и культуры в целом, то есть строят своеобразные концепции философии культуры и философии науки. Эти концепции выстраивались либо как учения о теоретическом и практическом разуме, либо как критика теоретического разума и разума практического, либо как учения об антропологической, праксиологической или герменевтической природе культуры... Классическими образцами осмысления науки с различных философских позиций являются "Критика чистого разума" И. Канта, монографические исследования А. Пуанкаре, объединенные в сборнике "О науке", "Человеческое познание: Его сфера и границы" Б. Рассела, "Логика научного исследования" К. Поппера, "Структура научных революций" Т. Куна, "Становление научной теории" В. С. Степина, "Анализ научного познания" В. С. Швырева, "Эволюция понятия науки" П. П. Гайденко.

Систематическое осмысление природы науки и ее места в культуре, осуществляемое концептуальными возможностями философии, или философия науки, формировалось и становилось в виде интеллектуальной традиции исторически. Осваивая исторический опыт становления философии науки как традиции культуры, в философии было установлено, что имеются два универсальных способа отношения философии к науке - синтез и анализ. Древняя философия преимущественно конструктивистски относилась к еще только формирующейся науке, поэтому она не столько анализировала, сколько синтезировала научное знание и познание. Осмысливая становление первых научных программ, древнегреческая философская мысль выступала в роли протофилософии протонауки. Геометризация и арифметизация математики, осуществляемые в древнегреческой философии, выступали как программы синтеза возможного математического знания. Разработка философских программ синтеза возможного научного знания Демокритом, Платоном, Аристотелем осуществлялась в контексте теоретизирования, что предопределяло в основном синтетическое отношение философии к науке.

Традиция мыслительного отношения философии к науке, зародившаяся с момента возникновения философии, транслировалась в культуре древней и средневековой философской мысли. Новоевропейская философия, осмысливая геометрию Евклида и физику Ньютона, зародила и развила традицию рефлексивного отношения к науке, к научному познанию. Философская рефлексия над наукой акцентировала развитие традиции анализа научного знания и познания. Картезианский поиск самоочевидных оснований знания и познания, критическая философия Канта развивали культуру философского анализа научного знания, логика которого приводила в конечном результате к новым формам синтеза нового знания науки.

Культура философского освоения науки, многообразных циклов ее синтеза и анализа, эволюционировала вместе с эволюцией самого философского мышления, культуры философского вопрошания. В философии в ходе ее истории происходило все более сложное различение смыслов исследования культуры. В контексте философского мышления произошла демаркация метафизики и онтологии, онтологии и аксиологии, гносеологии и методологии. Сформировавшиеся в историческом бытии философии и ставшие относительно самостоятельными подсистемы теоретической философии - метафизика, онтология и методология, гносеология, аксиология и праксиология оказались теми концептуальными системами философии, которые формировали и обогащали предметный мир и проблематику философии науки. В современной развитой культуре философского освоения науки соответственно исторически структурировавшемуся философствованию можно выделить такие относительно самостоятельные области философии науки, как метафизику научного знания, онтологию и методологию науки, гносеологию, аксиологию и праксиологию научного познания и знания. Сформировались как относительно самостоятельные методологический и философско-аксиологический анализ науки. Принимая во внимание феномен историчности, эмпирической незавершенности эволюции философского мышления, можно предположить, что формирование концептуальных подсистем системы философского вопрошания есть процесс, открытый творчеству будущего.

Научное познание, ориентированное на постижение в знании предметных миров, данных в контексте возможного опыта в структуре определенных методов исследования, является традиционным предметом философского вопрошания, философского исследования, включающего анализ и синтез познания и знания. Научное знание сегодня - своего рода идеальная субстанция самодвижения цивилизации креативного типа. Поэтому философия, систематически осмысливающая природу культуры, обращается к постижению науки, к выявлению ее места в культуре прошлого, настоящего и будущего бытия человека и человечества.

Современная философия науки осуществляет свой поиск в значительной мере под знаком анализа. Сформировавшийся в виде логического анализа языка науки, анализ научного познания и знания в традиции философии науки вбирает в себя аналитические возможности культуры философствования вообще. Развитие содержания философского мышления явилось основой становления философского анализа познания. Сегодня философский анализ научного познания предполагает систематическое выявление мировоззренческих презумпций научного мышления, постижение гносеологической природы научного познания, в первую очередь природы знания и его истинности, осмысление онтологического содержания научных теорий и законов науки, других форм бытия знания и осуществления познания. Философский анализ научного познания обращен к постижению методологии науки, к осмыслению аксиологических координат и смыслополагающих ориентиров науки, деятельности научных сообществ, ученых. Методология, аксиология и телеология науки обнаруживают свои гармоничные взаимосвязи с праксиологией научного познания, исследующей различные формы научно-познавательной активности под углом зрения идеи практической природы познания и культуры в целом.

Существующие в современной философии науки подходы и методы философствования в той или иной форме реализуют структурированное понятие философского анализа научного познания. В контексте деятельностного подхода к научному познанию осмысливается его природа и структура через понимание категориальной структуры деятельности человека. Осмысливается, например, предметность научного познания, обсуждаются вопросы объективности и виртуальности предметных миров науки. Деятельностный подход к осмыслению природы научного познания направлен на минимизацию неконтролируемых опытом метафизических презумпций философии и науки.

Фундаментальной проблемой философии науки является проблема существования объектов научного знания, особенно такого вида его организации, каким является научная теория. Обсуждение этого круга вопросов привело в современной философии науки к аргументируемому противостоянию реалистической и нереалистической философии науки. Аргументации нереалистического понимания научного знания обусловили совершенствование аргументации реалистической философии науки. В структуре реалистического подхода к научному познанию предпринимаются все более дифференцированные аргументы для обоснования идеи истинности как когнитивного идеала науки, многосторонне оцениваются версии реалистической философии науки

Любая целостная концепция философии науки предполагает ответы на вопросы о целях и ценностях научного познания, о его предметных мирах и способах их существования, о методах овладения этими мирами, о структуре и генезисе научного знания, что определяет сопряженность философии науки не только с культурой философствования в целом, но и с подсистемами философии (с философией природы, человека, общества, истории, культуры, техники, экономики, политики). Философия науки взаимосвязана не только со всеми концептуальными подсистемами наличной культуры философствования. Она также соотнесена с направлениями науковедения, с историей науки и социологией науки, с психологией научного творчества и логикой науки.

Современная философия науки эволюционирует в контексте рефлексивного архетипа философствования. Рефлексией философии науки над своими собственными исследованиями является историография философии науки, которая осмысливает историческое бытие философии науки, представленное в публикациях результатов исследований в этой области познания. Дискретные характеристики изменения и специфики философии науки отображены в антологиях, книгах для чтения, учебниках по философии науки, резюмирующих дискретные итоги динамики знаний в области философии науки.

Существуют разные способы центрирования проблематики философии науки. К. Поппер в "Логике научного исследования" подчеркивает, что центральными проблемами философии науки являются проблема индукции и проблема демаркации. Ян Хакинг в книге "Представление и вмешательство" утверждает, что в философии науки имеется две основные темы - темы рациональности и реальности. К метафизике науки иногда относят темы законов природы, объяснения, естественных видов. Их объединяет тема реальности, представленная в концепциях реализма. Проблемой метафизики науки иногда полагается аргументация, оценка и выбор реалистической или антиреалистической позиции в философии науки. К эпистемологической части философии науки отнесены темы скептицизма и индукции, вероятности и научного вывода, индуктивного познания, метода и прогресса науки. В антологиях по философии науки 70-х годов ХХ века были акцентированы следующие основные проблемы: природа научного объяснения и предсказания, структура и функции научных теорий, подтверждение научных гипотез. Классические проблемы философии науки обусловлены как познавательным способом отношения науки к миру, так и ее преобразовательной направленностью. Проблематика исследования отношения бытия и мышления, свойственная европейской философской традиции, в полной мете воспринята и наукой, в содержании которой связь мышления и бытия с необходимостью опосредована практикой. Современная философия науки, ориентированная на исследование специфики научного мышления, концептуализирует опыт научной рациональности. Публикации по философии науки, ориентированные на исследование существования объективного мира, данного в процессах научного познания, акцентируют проблематику реальности. Тема соотношения научного мышления и "научного бытия" является фундаментальной темой философии науки, в том числе и современной. Поэтому концепции рациональности/иррациональности - реализма/антиреализма являются осевыми концепциями современной философии науки. В базисных учебниках по философии науки 90-х годов, выполненных в рамках деятельностного подхода, ставятся проблемы бытия научного познания в контексте культуры.

Философия науки XX века ориентирована на исследование ряда тем, среди которых отмечаются тема индуктивизма и его оценка, тема конвенционализма, конвенциональных оснований научного знания, оценка тезиса Дюгем-Куайна, тема природы и специфики научного наблюдения и, наконец, тема демаркации между наукой и метафизикой. Тему индуктивизма активно обсуждали Б. Рассел, члены Венского кружка, А. Пуанкаре, П. Дюгем, К. Поппер. Фактически в контексте этой темы обостряется и уточняется оппозиция индуктивизма и дедуктивизма в философии науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: