Организация работы в Интернете

Нередко работа в Интернете (еще в большей мере, чем работа в библиотеке) — относительно дорогое удовольствие. Это заставляет существенную часть работы выполнять вне сеанса связи.

В ходе подготовки формируется план поиска информации, который оформляется в виде текстового файла. Такой план включает: название искомых целей, конкретные URL, ключевые слова для поиска. Конечно, можно держать план в голове или записать его на клочке бумажки, это упростит подготовку, а не саму работу. Ведь в ходе работы можно переносить и URL, и ключевые слова через буфер. Такая организация ускоряет работу: искать ошибки в набивке слова и URLперед экраном с просмотрщиком (browser) — не лучшее времяпрепровождение. Она позволяет лучше сконцентрироваться, если работать одновременно с несколькими окнами.

В процессе работы полезно запоминать в этот же файл или его копию значения URL для наиболее интересных узлов с краткими комментариями. Полезно заранее вычленить разделы, отвечающие разным задачам.

В ходе работы полезно разбегаться по темам с некоторыми ограничениями. Так, часть окон можно выделить на фоновую или побочную тему или импровизации в ходе поиска, но по другим желательно жестко придерживаться намеченного плана. Это, конечно, не мешает сбрасывать URL перспективных узлов для последующего анализа.

Вообще полезно в начале работы сформировать несколько директорий (с мнемоническими именами) для того, чтобы сбрасывать в них найденную информацию.

Поскольку Интернет динамичен, полезно фиксировать и времена посещения узлов. Универсальных рецептов создания рубрикаций нет, но, продумав один раз собственную рубрикацию, и начав ее систематически использовать, можно существенно сэкономить свое время и силы.

Целевой поиск

Первое путешествие ("разминку") в киберпространстве следует начать с больших и хорошо обжитых узлов (можно рекомендовать www.cityline.ru и www.infoart.ru, а на любителя подойдет www.mafia.spb.ru). Освоившись и погуляв по ссылкам, можно перейти к целевому поиску.

Начать можно с уже упомянутых поисковых систем ("Rambler" и "AltaVista"). Вначале надо четко понять и сформулировать, что вы ищете. Можно использовать не только понятия, но и уникальные идентификаторы которые могут встретиться (фамилии, ссылки). Такой поиск напоминает поиск по SCI (Scienсe Citation Index — индекс научного цитирования).

Ссылки и найденные статьи надо где-то хранить. Для этого постройте личный каталог и библиотеку. Лучше всего построить каталог с запасом. Чтобы понять, как может быть построен каталог, стоит прикинуть сферу ваших интересов в Интернете на ближайшие годы. Интересы и их приоритеты меняются, ресурсы информации растут слабо предсказуемым образом, поэтому каталог будет меняться (табл. 5).

Таблица 5

Пример личного каталога

Разное Компьютер Интернет и библиотечное дело
Политика Компьютерные фирмы Web-дизайн
Философия Утилиты Программирование
Психология Программы Библиотеки в сети
Математика Базы данных Электронные библиотеки
Hobby Компьютерная периодика 1001 программа (описания возможностей) Электронная библиотечная периодика ЭДД
  Графика  

 

Каталоги такого рода можно наполнить очень быстро. Особенно важна их персонализация. Лучше маленький каталог и активно используемые ресурсы, чем груда неосвоенных ресурсов.

Использование программы ReGet для закачки файлов

Полнотекстовые ресурсы Интернета становятся не только разнообразнее, но все объемнее. Зачастую необходимо уже скопировать не только 1—2 страницы текста, но электронный учебник, а это как, правило, около 10 страниц в формате HTML, графика, звук. Постраничное копирование неудобно, отнимает много времени, удобнее пользоваться специализированными программами для так называемой "закачки", т.е. копирования из Интернета файлов. Распространенной программой для этих целей является ReGet (саму программу можно также найти и скачать в Интернете).

Панель инструментов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: