Её исторической эволюции

 

 1. Научная революция XVI–XVII вв. и ее роль в становлении новоевропейской науки.

2. Становление экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Фр. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон.

3. Формирование технических наук.

4. Формирование социально-гуманитарных наук. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер).

Существенный перелом в эволюции научного мышления происходит в XVI–XVII вв. В этот период натурфилософское и схоластическое познание природы превращается в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изложения. Новые научные программы формируются в ходе научной революции XVI–XVII вв. В первом вопросе дайте характеристику научной революции, опишите фундаментальные научные открытия, сделанные в этот период. Обратите внимание, что в ходе научной революции меняется не только образ мира, но и представления о науке, ее целях и задачах, об отношениях между наукой и обществом, совершается перестройка важнейших принципов научной теории [8]. Научная революция XVI–XVII вв. явилась коренным интеллектуальным сдвигом, результатом которого является естествознание.

Во втором вопросе рассмотрите становление экспериментального математизированного естествознания [1, 2, 6, 10]. Обратите внимание, что становление естествознания осуществляется в форме механистического естествознания, прочные основания которого были заложены Г. Галилеем. Рассмотрите философско-методологические идеи Галилея и его вклад в развитие экспериментального естествознания. Завершается процесс становления экспериментального естествознания деятельностью И. Ньютона. Дайте характеристику его исследовательской программы, раскройте содержание научного метода, механистической картины мира.

При рассмотрении становления технических наук обратите внимание, что техническая наука имеет дело не просто с процессами природы, а с искусственными объектами, являющимися продуктом деятельности человека. Технические науки сформировались в связи с усложнением технических средств производства, в период становления машин и явились своего рода инструментом, кардинально изменившим способ конструирования техники. Рассмотрите основные фазы формирования технических наук: механического и физического циклов [3, 5, 7].

При рассмотрении четвертого вопроса, обратите внимание, что вплоть до конца XIX в. господствующей тенденцией в методологии гуманитарного познания была универсализация принципов и методов естественных наук. Такой подход все более и более выявляет свою односторонность и ограниченность, подвергается критике. К концу XIX–началу XX вв. стало очевидным, что науки о человеке и обществе должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от естественно-научного. Начинается активный процесс формирования социально-гуманитарных наук: осмысливается качественное своеобразие их объектов, предмета и методов исследования [4, 9].

 

Библиографический список

 

1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1987. – 566 с.

2. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учебное пособие для вузов по экономическим и техническим специальностям / В.Г. Горохов. – М.: Инфра-М, 2003. – 411 с.

3. Иванов, Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. – Л.: Наука, 1977. – 263 с.

4. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учебное пособие / Т.Г. Лешкевич. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 270 с.

5. Микешина, Л.А. Философия науки: учебное пособие для вузов / Л.А. Микешина. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. – 439 с.

6. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 603 с.

 7. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери; пер. С. Мальцевой; науч. ред. Э. Соколов. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – Т.3. – 712 с.

8. Скирбекк, Г. История философии: учебное пособие для вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: Владос, 2000. – 798 с.

9. Философия науки: общий курс: учебное пособие для вузов/ С.В. Лебедев, А.Н. Авдулов, В.Г. Борзенков и др.; под ред. С.А. Лебедева.– М.: Академический проект, 2005. – 734 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: