Библиографический список

1. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов / под ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2005. – 416 с.

2. Микешина, Л.А. Философия науки: учебное пособие / Л.А. Микешина.– 2-е изд., перераб, и доп. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. – 440 с.

3. Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бряник; отв. ред. О.Н. Дьячкова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 318 с.

4. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 537 с.

5. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

6. Стёпин, В.С. Философия науки: Общие проблемы / В.С. Стёпин. – М.: Гардарики, 2006. – 382 с.

7. Философия науки. Методология и история конкретных наук: учебное пособие (книга для чтения) / Н.С. Автономова и др. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 640 с.

 

Занятие 3. Философские проблемы ценностей и рациональность социально-гуманитарных наук

1.Природа, сущность, структура ценностей и их роль в социально-историческом процессе. Методологическое значение философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании. Оценка и ценностные ориентации.

2. Проблема пространства и времени в социально- гуманитарном познании. Понятие хронотопа.

3. Проблема рациональности, объективности и истинности в социально-гуманитарных науках. Истина и правда. Критерии истины в социально-гуманитарных исследованиях.

4. Объяснение, понимание и интерпретация как познавательные формы. Герменевтические принципы понимания и интерпретации истории.

5. Смысл и значение в социально-исторических процессах, методы их фиксации в социально-гуманитарном познании. Вера, сомнение и знание: их роль, место и значение в историческом процессе.

 

Прежде всего, необходимо понять, что история есть результат сознательной деятельности людей, направленная на реализацию их жизни посредством удовлетворения всей системы потребностей, присущих человеку как естественному, духовному и социальному существу. В связи с этим понять природу и сущность ценностей, ценностных ориентаций, их роль и место в социально-историческом процессе. Поскольку в реальном историческом процессе потребности и интересы людей реализуются посредством ценностей. Желательно в связи с этим дать классификацию типов ценностей. После этого можно перейти к раскрытию методологического значения философской концепции ценностей в социально-гуманитарном познании. А также ответить на вопрос: Почему оценки и ценностные ориентации выступают в качестве предпосылок социально-гуманитарного знания. Здесь уместно раскрыть структуру оценки и ценностной ориентации [2, 4, 5, 7,8, 9].

Особое внимание обратите внимание на специфику пространственно-временных отношений в социально-историческом процессе, которая так или иначе связана с наличием определённых видов деятельности людей, их развитостью, их эффективностью и технологическими возможностями. Как они влияют на ритмику и динамику пространственно-временных отношений в социально-историческом процессе в целом и конкретном обществе. В чём состоит отличие пространственно-временных отношений в социально-историческом процессе от пространственно-временных отношений в природе, и в чём состоит их единство и взаимосвязь. Особое внимание обратите на содержательное и методологическое значение понятия «хронотопа» в социально-гуманитарном познании, которое позволяет уловить конкретное преломление пространственно-временных отношений социально-исторического процесса в бытие отдельных людей и конкретного социума. Как это понятие влияет на достоверность знания о социально-историческом процессе [1].

 Принципиальное значение в социально-гуманитарном познании приобретает проблема рациональности, объективности и истинности. Как соотносятся истина и правда. Специфика решения этих проблем связана с тем, исследователь одновременно является полноправным участником социально-исторического процесса. И вместе с тем он должен объективно, беспристрастно, неискаженно (истинно) представить суть социально-исторического процесса, реальные побудительные мотивы деятельности людей. В связи с этим и возникает диалектика истины и правды в социально-гуманитарном познании, в котором существенную роль играет нравственно-этический компонент. Поэтому принципиально важно выявить критерии истины в социально-гуманитарных исследованиях [4].

После этого можно перейти к рассмотрению объяснения, понимания и интерпретации как познавательных форм в социально-гуманитарных науках. Выявить их философский смысл и специфику. А также уяснить значение объяснения, понимания, интерпретации как герменевтических принципов постижения истории, их место, роль и методологическое значение в социально-гуманитарном познании. Взаимосвязь философских и герменевтических принципов в социально-гуманитарных науках [3].

Далее выявите особую роль смысла и значения в реальных социально-исторических процессах поскольку человек является непосредственным их участником и творцом. Выявите содержание и сущность понятий «смысл» и «значение». Какие существуют методы и формы их фиксации в социально-гуманитарном познании.

Особая роль в реальном социально-историческом процессе играют вера, сомнение и знание как компонентов самой истории. Поскольку вера, например, является необходимым атрибутом бытия людей. Какова их диалектика и взаимосвязь в реальном социально-историческом развитии. Какими познавательными, конструктивными возможностями они обладают в социально-гуманитарном познании. Как вера и сомнение соотносятся с рациональностью, объективностью и истинностью в социально-гуманитарном познании. При этом необходимо раскрыть содержательное значение понятий «вера» и «сомнение» [4,6,8,12].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: