В области охраны и использования земель

 

К земельным правонарушениям относятся действия (или бездействие), заключающиеся:

- в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

- самовольном занятии земельного участка;

- использовании земельного участка не по целевому назначению;

- нарушении сроков возраста временно занимаемых земель, неприведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов без соблюдения установленных требований;

- нарушении утвержденной градостроительной документации при предоставлении земель;

- уклонении от исполнения или несвоевременное исполнение пред-писаний контролирующих органов;

- самовольном строительстве;

- нарушении установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

- систематическим невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

- систематическом невнесении платежей за землю (кроме случаев, касающихся сделок с землей);

- нарушении сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков, выдачи документов, удостоверяющих права на землю;

- воспрепятствовании проведению инвентаризации земель;

- уничтожении межевых и информационных знаков;

- самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы.

В Земельном кодексе РФ состав земельных правонарушений не расшифровывается и не детализируется. Это является прерогативой органов государственной власти, имеющих право на проведение земельного контроля, а также уголовного и административного законодательства. Так как точная квалификация земельных правонарушений имеет определяющее значение при констатации факта нарушения и применения к нарушителю финансовых и иных санкций, предусмотренных законодательством.

Статья 76 Земельного кодекса РФ не содержит ссылок на порядок определения размера ущерба, подлежащего возмещению. В данном случае могут быть использованы общие подходы, в частности, указанные в главе Земельного кодекса РФ. Таким образом, в Земельном кодексе Российской Федерации предусмотрены четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и возмещение убытков.

Однако, помимо названных, действующему законодательству известна и материальная собственность, отличающаяся от имущественной ответственности по гражданскому праву.

Кроме того, в литературе давно ставится вопрос о наличии особой земельно-правовой ответственности, выражающейся в изъятии земельного участка у землепользователей за систематическое нарушение земельного законодательства.

Должностные лица и граждане, совершившие земельные правонарушения, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Предприятия, организации и учреждения за совершенные земельные правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

В Земельном кодексе РФ (ст.74) предусмотрено, что должностные лица и работники организаций, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством.

Нормы о дисциплинарной ответственности содержатся и в Законе «Об охране окружающей природной среды» (п.2 ст.82).Вопросы имущественной ответственности регулируются ст. 16, 45, 1064, 1079 ГК ОФ. В земельном кодексе РФ (ст.76) предусмотрено, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный ими в результате земельных правонарушений.

Кодекс об административных нарушениях (КоАП) за земельные правонарушения предусматривает ответственность в зависимости от вида и тяжести правонарушения и последствий от ½ МРОТ до 100 МРОТ.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства может быть установлена только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом РФ (ст.170, 254, 262).

Так, ст.170 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную сделку с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения – наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет, те же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до 3-х лет или лишением свободы на тот же срок. Деяние, предусмотренные частями первой и второй ст.254 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от 2-х до 5 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: