И охраны земельных ресурсов

 

Под земельными ресурсами понимаются все земли в пределах государственных границ Российской Федерации. Ранее, в условиях национализации земли и исключительной государственной собственности на землю, и в законодательстве, и в литературе говорилось о едином фонде. В условиях же отменены монополии государства на землю и введения многообразия форм собственности на нее, говорить о едином земельном фонде представляется неправильным, хотя и по настоящее время такие утверждения встречаются. Вместе с тем определенные функции по регулированию использования и охраны всех земельных ресурсов, в том числе и не являющихся объектами его собственности, государство, несомненно, осуществляет. Классификация земель может быть произведена по различным основаниям: по их роли в процессе производства, правовому режиму и др. Особо важное значение имеет классификация земель по их целевому назначению. По данному основанию все земли Российской Федерации подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения косметической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Приведенный состав земель Российской Федерации определен ст.7 Земельного кодекса РФ. Согласно ст.8 отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении:

- земель, находящихся в федеральной собственности Правительства Российской Федерации,

- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- земель, находящихся в муниципальной собственности, за использованием земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

- земель, находящихся в частной собственности и являющихся землями сельскохозяйственного назначения, – органами исполнительной власти субъектов РФ; землями иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Нарушение установленного Земельным кодексом и федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признание недействительными актов об отнесении земель к конкретным категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Под государственным регулированием понимается организационно-правовое и экономическое воздействие государства на использование и охрану земельных ресурсов.

С переходом к рыночной экономике произошло коренное изменение форм и методов государственного регулирования использования и охраны земельных ресурсов – их содержания и соотношения. Получили широкое применение экономические методы воздействия и в сфере земельных отношений, где раньше безраздельно господствовали административные методы. Вместе с тем в условиях рыночной экономики и отмены государственной монополии на землю говорить о преимуществах экономических методов государственного регулирования данной сферы отношений и, тем более, о замене административных методов экономическими не приходится. В силу специфики регулируемых отношений здесь, несмотря на широкое применение экономических методов, в том числе платы за землю, экономического стимулирования рационального использования земель, существенную роль играют административные методы. Об этом, в частности, свидетельствует и принятие Федерального закона от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», определившего полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в данной области. Государственное регулирование использования и охраны земель осуществляют органы государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной.

Государственным же управлением за использованием и охраной земельных ресурсов в узком смысле занимаются органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекты РФ. Эти органы обычно подразделяются на органы общей и специальной компетенции. В число органов специальной компетенции, осуществляющих непосредственное управление использованием и охраной земельных ресурсов, входят Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и др.

В Земельном кодексе РФ (ст.9, 10, 11) определены полномочия Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области земельных отношений.

Кроме того, предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации», Министерство имущественных отношений является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

- приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами;

- регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности;

- координацию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 537 «Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России» установлено, что Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющая специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России являются:

1) осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;

2) ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции – государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества (кроме технического учета);

3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

4) организация и осуществление землеустройства;

5) организация и осуществление мониторинга земель;

6) организация и осуществление прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции;

7) участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и др.

Важную роль в регулировании и охране земельных ресурсов играют органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает комплекс мероприятий, направленных на решение этих задач.

Органы местного самоуправления, согласно ст.131 Конституции Российской Федерации, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: