Правовое регулирование земельных отношений

В зарубежных странах

 

Необходимость и цель изучения правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах обусловлено потребностью выявить как общие закономерности земельных отношений, так и особенностью их регулирования в тех или иных странах.

Коренные изменения в правовом регулировании, происходящие в нашей стране и во многих зарубежных странах, и не только бывшего со-циалистического лагеря, обусловливают необходимость в их сравнительно правовом анализе, выявлении общих закономерностей и подходов в решении актуальных земельно-правовых проблем. Особенно много общего в решении правовых проблем в странах социалистического лагеря, как на Западе, так и на Востоке.

С этих позиций все зарубежные страны могут быть условно разделены на две группы: страны с развитой рыночной экономикой и стабильным правовым регулированием земельных отношений и страны, в которых осуществляются земельные реформы.

В странах с развитой экономикой правовое регулирование земельных отношений давно приобрело стабильность и сравнительно высокий уровень. Основным институтом земельного права в этих странах является институт права собственности, оказывающий определяющее влияние и на другие институты зарубежного земельного права.

Помимо права частной и государственной собственности на землю и другие природные ресурсы в зарубежном земельном праве заметное место занимают институт аренды земли и арендные отношения. В зарубежном земельном законодательстве содержится подробная регламентация аренды земли, прав и обязанностей арендодателей, гарантии прав и интересов арендаторов земельных участков и др.

Центральное место в зарубежном праве занимают субъекты земельных отношений.

Для целей анализа земельных преобразований, происходящих ныне в зарубежных странах, можно выделить четыре региона: Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка.

Для стран Восточной Европы – Болгарии, Венгрии, Восточных земель Германии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии, Югославии – основными направлениями земельных преобразований являются разгосударствление и приватизация земли, преобразование государственного и кооперативного секторов сельской экономики, организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Особенностью земельной реформы в этих странах являются нормативные положения о реституции, то есть о возвращении недвижимости, в первую очередь земли, бывшим собственникам.

Реформирование земельных и аграрных отношений в Китае и других странах Юго-Восточной Азии отличается большим своеобразием. Так, в Китае на смену уравниловке народных коммун пришла система семейного подряда, раздача земли крестьянским подворьям, получила широкое развитие так называемая “сельская индустрия”, давшая рабочие места миллионам сельских тружеников.

Реформирование сельского хозяйства и земельных отношений в странах Латинской Америки также представляет интерес, поскольку в данном случае речь идет об отказе от коллективной (общинной) собственности и переходе к частной собственности крестьян на землю и другое имущество. Теория “социальных функций” собственности на землю нашла отражение и законодательное закрепление и в странах Латинской Америки.

Так, в Гражданском кодексе Перу собственность характеризуется как юридическое правомочие, позволяющее владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом и виндицировать его. Оно должно осуществляться в соответствии с социальным интересом в рамках закона. Юридические ограничения, установленные по причине общественной необходимости и полезности, не могут ни отменяться, ни изменяться посредством сделок. Примечательно и правовое регулирование отношений собственности на землю в Мексике. Согласно Конституции Мексики, пер-воначальное право собственности на землю и воды в пределах мексиканской территории принадлежит нации и именно нация обладает правом передачи земли частным лицам на праве частной собственности. Такое положение считается принципиальным для регламентации отношений собственности на землю в данной стране, так как закрепляет за государством (нацией) право собственности в публичном (общественном) интересе.

Правовое регулирование земельных отношений в странах Африки, которое еще не нашло надлежащего освещения в литературе, отличается большим своеобразием и самобытностью. Здесь имеет место, особенно в странах Тропической Африки, сочетание норм обычного права, систем права колониальных держав и нового законодательства, появившегося в период обретения независимости этими странами. Характерной для этих стран является тенденция вытеснения норм обычного права, в особенности прав на землю, замена его “писанным правом”, одним из основных признаков которого является право частной собственности на землю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: