Значение различных элементов для растений

Задание: изучить значение различных минеральных элементов для роста гриба аспергилла.

Материалы и оборудование: весы, термостат, ватные пробки, фильтры, пять колб по 100 см3, пробирки, пипетка, два стакана, воронка, минеральные соли, сахароза, органическая кислота (лимонная), культура гриба аспергилла, выращенная на кусочках картофеля или хлеба в течение 3—4 дней.

Порядок работы

1. Вырастить гриб на питательных смесях.

Установлено, что аспергилл предъявляет к условиям минерального питания примерно такие же требования, как высшие растения. Из минеральных элементов гриб не нуждается только в кальции. Питательные смеси готовят в колбах на 100 см3 и составляют по определенной схеме (табл. 1).

Нумерация колб соответствует нумерации вариантов опыта. Внизу записывают результаты опыта.

Таблица 1

Схема составления питательных смесей

 

 

Вещества

 

Концентрация

%

Количество вещества (в мл) в колбах

№ 1 — полная смесь № 2 — без                       N № 3 — без Р № 4 — без К № 5 — без минеральных веществ
Сахароза NH4NO3 KH2PO3 MgSO4 KCl NaCl FeSO4 Лимонная кислота 20 1,2 0,4 0,4 0,2 0,8 0,1 5 10 10 10 10 - - 2 капли 10 10 - 10 10 - 10 2 капли 10 10 10 - 10 10 - 2 капли 10 10 10 - 10 - 10 2 капли 10 40 - - - - - - 10  
Результаты Масса мицелия, г Выводы            

 

 

Лимонную кислоту добавляют для создания кислой среды, благоприятной для аспергилла, но подавляющей развитие других микроорганизмов.

2. В пробирку или колбочку налить стерильную воду и поместить в нее мицелий гриба, взятый стерильной петлей, размешать содержимое вращением между пальцами или ладонями.

Полученную суспензию внести стерильной пипеткой во все колбы.

Закрыть колбы ватными пробками и поставить в термостат при температуре 30—35 °С. Наблюдение провести через неделю.

Сущность опыта заключается в том, что, определяя массу мицелия гриба, выращенного на различных питательных смесях, можно узнать его потребность в отдельных элементах.

3. Произвести взвешивание, для чего взять два чистых стакана, одну воронку и несколько одинаковых бумажных фильтров. Взвесить один стакан (№ 1) с воронкой и фильтром и записать массу. Затем поставить воронку в другой стакан (№ 2), перенести на фильтр мицелий гриба из первой колбы, промыть водой и после стенания воды перенести воронку обратно в стакан № 1. Снова произвести взвешивание. Ясно, что результат будет больше, так как добавился мицелий гриба.

Вычесть из второго результата первый и узнать массу мицелия гриба. Так поступить со всеми колбами.

4. Записать результаты наблюдения.

Таким образом, будет установлено, как влияет отсутствие N, Р, К и всех элементов минерального питания на развитие мицелия гриба.

Лабораторная работа № 10

Зона роста корня

Задание: ознакомиться с расположением зоны роста в молодых корешках с помощью нанесения меток тушью.

Материалы и оборудование: посуда, тонкие кисточки или заостренные спички, проростки тыквы (фасоли или подсолнечника), тушь, миллиметровая бумага, вата, тонкие иголки, фильтровальная бумага.

Порядок работы

1. Вырастить во влажных опилках несколько проростков тыквы, фасоли или подсолнечника. К началу опыта у них должны образоваться прямые корешки длиной около 2 см.

2. Прежде чем вынимать проростки, подготовить влажную камеру для наблюдения за их дальнейшим ростом: взять банку, закрыть внутренние стенки ее фильтровальной бумагой, на дно налить немного воды; пробку разрезать пополам (продольно), чтобы к одной половинке приколоть проростки.

3. Освободить проростки из опилок и обсушить корешки фильтровальной бумагой. Выбрать три проростка с прямыми корешками, положить на миллиметровую бумагу и тушью нанести на корешки метки через каждые 2 мм (первую метку сделать очень близко к кончику, таких меток получится около 10).

4. Взять узкую полоску фильтровальной бумаги и приколоть ее вместе с проростками к внутренней стороне половинки пробки. Конец фильтровальной бумаги должен при опускании в банку касаться воды. Вставить пробку с проростками в банку и закрыть оставшееся отверстие ватой.

Температура окружающей среды должна быть +20—+25 °С.

5. Через сутки произвести измерения. Для определения приростов вычитают из данных измерения первоначальную длину каждого участка — 2 мм.

6. Полученные результаты записать в виде таблицы. Форма таблицы приведена ниже (табл. 2).

Таблица 2

Номер

черешков

Участки

корешка

Прирост длины участков, мм

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1 2 3                    

Среднее арифметическое

                   

Лабораторная работа № 11

Влияние температуры и света на скорость роста растений

Задание: изучить влияние внешних условий (температуры, света) на скорость роста растений и формирование листьев.

Материалы и оборудование: вазоны, песок, посуда, темная камера, холодильная установка, семена тыквы (или фасоли).

Порядок работы

1. Взять семена тыквы (или фасоли), намочить их и, когда они набухнут и начнут прорастать, высадить в небольшие вазоны с песком по три семени (песок, а не почву берут для того, чтобы исключить различные условия минерального питания).

2. Примерно через 5—6 дней, когда растения дадут всходы, измерить высоту их стеблей, затем поместить вазоны в различные условия.

3. Через 7—10 дней сделать окончательные измерения и выводы.

4. Результаты наблюдений записать в таблицу по следующей форме (табл. 3):

Таблица 3

Варианты

Условия
выращивания

Результаты наблюдений

прирост стебля характер развития листьев окраска выводы
1   2   3 В темной камере при температуре 20—25 °С В темной камере при 1—5 °С На свету при 1—5 °С        

Лабораторная работа № 12

Взаимовлияние культурных и сорных растений

Задание: изучить вопросы взаимовлияния культурных и сорных растений.

Материалы и оборудование: пластиковые сосуды, песок, компостированные сорняки (осот, пырей, ромашка непахучая и др.), семена пшеницы, ячменя, подсолнечника и др.

Порядок работы

1. Зеленые надземные части сорняков закомпостировать в пластиковых сосудах: 150 гр. сорняков и 3 кг песка.

2. Посеять семена культурных растений: пшеницы, ячменя и др.

3. Выращивать 20 дней.

4. Определить длину надземной и подземной частей растений. Результаты опыта занести в таблицу по следующей форме (табл. 4):

Таблица 4

Растение

Длина проростков

(средняя)

Длина корешков

(средняя)

  мм % мм %
         

 

5. Сделать выводы, построить графики зависимости.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: