Раздел 1. Производственно-экономическая характеристика предприятия
Студент (слушатель) должен дать краткую производственно-экономическую характеристику предприятия. Раскрыть информацию об организационно-правовой форме и форме собственности, основных видах деятельности, ассортименте выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).
Студент (слушатель) анализирует основные показатели, характеризующие деятельность предприятия в динамике трех последних лет.
Рекомендуется рассмотреть следующие финансовые показатели деятельности предприятия: объем продаж (услуг); выручка; себестоимость продаж; прибыль от продаж; чистая прибыль; стоимость имущества; численность работающих; производительность труда; стоимость основных фондов; фондоотдача; рентабельность активов; рентабельность продаж; коэффициент оборачиваемости активов; коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент финансовой независимости; коэффициент текущей задолженности.
|
|
Раздел 2 Организация и методика бухгалтерского и налогового учета
2.1 Охарактеризовать выбор организационной формы бухгалтерского учета.
В соответствии с п.2 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (рис. 1);
Рисунок 1 - Структура бухгалтерской службы ОАО «Электроагрегат»
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
2.2 Рассмотреть организацию бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой.
Учетная политика организации – это принятая ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), учетная политика формируется главным бухгалтером предприятия, и утверждается руководителем. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня принятия прав юридического лица (государственная регистрация).
При этом в части организации учета утверждаются:
а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
|
|
б) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы первичных учетных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
в) правила документооборота и технология обработки учетной информации (форма бухгалтерского учета);
г) порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств;
д) другие методы, необходимые для организации бухгалтерского учета.
2.3 Раскрыть методику ведения бухгалтерского учета (способы учета).
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации относятся способы начисления амортизации, методы оценки активов, создание резервов, распределение косвенных расходов, синтетический и аналитический учет отдельных хозяйственных операций.
Например:
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» раскрытию в учетной политике подлежит:
а) способ начисления амортизации:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
- способ списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).
б) информация о принятых сроках полезного использования объектов основных средств;
Определение срока полезного использования объектов основных средств исходя из:
- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияние агрессивной среды, системы проведения ремонтов;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды)
в) информация об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация, переоценка объектов);
г) синтетический и аналитический учет ремонта основных средств (отнесение на затраты производства расходов по ремонту основных средств в период их фактического проведения, создание резерва на ремонтные работы);
д) информация об открытии субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 «Основные средства»;
е) информация о проведении обязательной инвентаризации основных средств (не реже одного раза в три года).
2.4 Охарактеризовать организацию налогового учета на предприятии.
Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с действующим НК РФ.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиков в учетной политики для целей налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета (сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный налоговый период);
- расчет налоговой базы;
- отчетность по налогам и сборам.
На основе изучения организации налогового учета необходимо раскрыть следующую информацию:
а) плательщиком каких налогов и сборов является предприятие;
|
|
б) дублирует ли предприятие первичные документы для подтверждения затрат, которые уменьшают налогооблагаемую базу;
в) как систематизируется информация для определения налогооблагаемой базы по исчислению налогов.
2.5 Раскрыть методику ведения налогового учета (способы учета)
К способам ведения налогового учета, принятым при формировании учетной политики организации относят:
Например:
а) группировка расходов;
б) метод оценки сырья и основных материалов;
в) методика учета расходов на ремонт основных средств;
г) способы начисления амортизации;
д) создание оценочных резервов;
е) оценка остатков незавершенного производства и т.д.