Выбор темы и научное руководство

 

Темы научных работ для участия в конкурсе курсанты, как правило, выбирают, ориентируясь на собственный научный инте­рес и направления научной работы кафедр и преподавателей, из тематики курсовых работ, разработанной на кафедрах, а также выходят с инициативными темами по актуальным проблемам гу­манитарных, социальных, правовых, филологических и других наук. Научные руководители обычно назначаются из числа пре­подавателей кафедры.

Общее и научное руководство, контроль за своевременной под­готовкой курсантом научных работ осуществляют конкурсные комиссии кафедр через научных руководителей из числа препо­давателей кафедр и предметно-методические комиссии.

Часто курсовая работа перерастает в научную (конкурсную) работу, а та, в свою очередь, в дипломную. Венцом всей работы над проблемой могут стать в перспективе подготовка кандидат­ской диссертации и её защита.

Научное руководство при подготовке конкурсной работы включает:

- выяснение руководителем степени подготовленности  к разработке выбранной темы;

- помощь  в определении направления разработки темы, в выборе понятийного и методологического аппарата рабо­ты, в формулировании целей и задач научной работы, в разработ­ке её структуры, плана экспериментального или социологическо­го исследования (если оно предполагается);

- рекомендации по использованию обязательной и дополни­тельной литературы, получению информации из других источ­ников;

 

- консультации по вопросу выбора метода и методик исполь­зования и обобщения статистических данных, взятых из литера­турных источников;

- консультации и помощь по содержанию, стилю написания и оформлению работы;

- регулярные проверки выполнения работы в целом;

- анализ подготовленной научной работы, указания и реко­мендации для устранения недостатков и неточностей;

- написание отзыва с выводом о возможности допуска на ка­федральный тур конкурса;

- своевременное информирование председателя конкурсной комиссии кафедры и заведующего кафедрой в случае значитель­ного отклонения от сроков подготовки научной работы, при воз­никновении проблем, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок.

ОБСУЖДЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Поступившая на кафедру научная работа с письменным отзы­вом научного руководителя, рекомендующего её для участия в кафедральном туре конкурса, рецензируется преподавателем. После этого она представляется конкурсной комиссии кафедры. На заседании конкурсной комиссии заслушиваются сообщения научного руководителя и рецензента (при отсутствии кого-то из них зачитывается письменный отзыв научного руководителя или рецензия).

Конкурсная комиссия допускает работу на институтский (ву­зовский) тур конкурса в том случае, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, языку и стилю изложения материала, правильному библиографическо­му оформлению ссылок, списка литературы (списка источников и литературы) и приложений.

Затем конкурсной комиссией института принимается реше­ние выдвигать работу на заключительный тур конкурса или не выдвигать. Работа, выдвинутая на заключительный тур конкур­са» должна быть сброшюрована, а направляемая в другой вуз — организатор конкурса, ещё и переплетена типографским спосо­бом.

Решение конкурсной комиссии доводится до сведения курсанта.

Раздел второй

СТРУКТУРА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВЫХ, НАУЧНЫХ (КОНКУРСНЫХ) РАБОТ

СТРУКТУРА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исходя из объёма курсовой работы,  может быть пред­ложена следующая структура: введение (1-2 с); основная часть, состоящая из 2-3 вопросов (15-20 с); заключение (2-3 с); затекстовые библиографические ссылки и примечания, вынесенные в конец работы (1 с), если они есть; список литературы (список источников и литературы) - 1-2 с; приложения (до б с). Если есть список сокращений, используемых в работе, то он распола­гается перед введением (не нумеруется).

Титульный лист курсовой работы оформляется по единому образцу (см. приложение

На 2-й странице помещают оглавление (содержание)1. Здесь в порядке очередности располагаются: введение, названия вопро­сов (глав, разделов) и, если они есть, подвопросов (параграфов, подразделов), заключение, список литературы (список источни­ков и литературы) и приложения (если они есть) с указанием номеров страниц, на которых они начинаются. (См. приложения).

Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении курсант обязан обосновать выбор избранной темы и показать её актуальность, сформулировать предмет исследова­ния, то есть поставить научную проблему, кратко проанализиро­вать степень её разработанности, раскрыть конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе исследования.

Текст, расположенный между введением и заключением, явля­ется основной частью, которая, правда, никогда так не озаглавли­вается. Основная часть, как правило, не может состоять лишь из одного вопроса (главы, раздела), она включает несколько (как мини­мум два) вопросов (глав, разделов). В основной части подробно рас­крывается содержание темы, вопросы нумеруются римскими или арабскими цифрами. Каждый вопрос (глава, раздел) основной части работы должен заканчиваться краткими (2-3 абзаца) выводами.

Если курсовую работу в перспективе предполагается использо­вать как научную (конкурсную), то структура избирается в соответ­ствии с рекомендацией комиссии вуза - организатора конкурса.

Вопросы (разделы, главы) могут быть (но не обязательно) раз­делены на подвопросы (подразделы, параграфы). Деление осуще­ствляется таким образом, чтобы части работы были пропорцио­нальными по объёму и научному содержанию.

1 Различие между терминами «оглавление» и «содержание». Оглавле­ние и содержание - понятия очень близкие: оба обозначают указатели руб­рик в труде. Их следует различать по характеру рубрик, составляющих ос­нову указателя, и по структуре. Оглавление - указатель рубрик труда (кур­совая работа, дипломная работа, научная работа, учебное пособие, моногра­фия, учебник, диссертация), посвященного исследованию одной проблемы й написанного главами (с параграфами или без). Содержание - указатель руб­рик труда, написанного по разделам (с подразделами или без), или заглавий отдельных трудов (сборник научных статей одного автора на различные темы» сборник научных статей разных авторов, сборник законов или директив и т. д.).

 

При написании текста надо следить за тем, чтобы в ходе изло­жения не терялась основная мысль работы, то есть так называе­мая "красная нить". Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы (раздела, вопроса) или параграфа (подраздела, подвопроса) их заголовкам.

Если при написании текста мысль отклонилась от темы, её следует вернуть в нужное русло либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения материа­ла. Нужно постоянно проверять, имеет ли аргументация логичес­ки стройный вид. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждая глава (раздел, вопрос), параграф (подраздел, под-вопрос) и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Конец каждой главы (раздела, вопроса), па­раграфа (подраздела, подвопроса) или абзаца должен иметь логи­ческий переход к следующему. В этой связи необходимо закан­чивать каждый параграф (подраздел, подвопрос) и главу (раздел, вопрос) подведением их итогов, из которых бы логически следо­вала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы. То есть надо"перекинуть мостик"к дальнейшему исследованию пробле­мы.

Курсовая работа должна быть написана хорошим научным язы­ком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учёт особенностей научной речи: её точности, однозначности терминологии, некоторых пра­вил применения форм речи.

В отношении стиля научной речи следует запомнить, что лич­ная манера изложения в современной научной литературе уступи­ла место безличной. Иными словами, местоимение "я" не употреб­ляется, а местоимение "мы" постепенно выходит из употребления. Используются словосочетания "можно считать", "допустим, что..." и др. Далее при обсуждении научных положений того или иного мыслителя применяется форма настоящего времени. Заметим, что есть слова и выражения, которые вообще не следует использовать в научном тексте: "общеизвестно", "само собой разумеется", "есте­ственно". Не следует также употреблять местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" из-за их неопределенности.

В целом же практика показывает, что в курсовой работе быва­ет вполне достаточно разделить основную часть на 2—3 вопроса (главы, раздела), не выделяя подвопросов (параграфов, под­разделов).

 

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных при исследовании, выводы, практические рекомен­дации и предложения, в том числе и по перспективам дальней­шего изучения проблемы.

Заключение и введение в курсовой работе никогда не делятся на части.

При делении всего текста работы на части следует руковод­ствоваться таким эмпирическим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения - до 10% текста. Например, в 20-страничной работе 5 страниц для введения и 5 для заключе­ния - это слишком много, но и полстраницы для введения слиш­ком мало. То же самое относится к заключению, но все отклоне­ния по объёму должны быть в меньшую сторону. Остальной объём работы приходится на основную часть.

Если курсант выносит сноски (библиографические ссылки, примечания и переводы иноязычного текста), связанные с основ­ным текстом,  в конец работы, то в тексте дается их сквозная нумерация, а описывать их надо так, как указывает­ся в приложениях 17, 18.

В список литературы (список источников и литературы) курсант включает все использованные документы, цитированные ис­точники и прочитанную литературу, которые относятся к теме и оказали существенное влияние на содержание работы. Список ли­тературы (список источников и литературы) не должен быть как можно больше. Он увеличивается в результате работы над темой, но в него включаются лишь те произведения, на которые автор опирался. Не следует составлять список литературы (список ис­точников и литературы) лишь заглядывая в библиотечный ката­лог.

При составлении списка использованной литературы рекомен­дуется разделить её на несколько групп (названия групп не ука­зываются, расположение документов делается сквозным).

Список литературы имеет порядковую нумерацию. Это необ­ходимо для формальной оценки объёма изученного материала, Цифра может указывать также, какой источник из списка лите­ратуры использован при цитировании.

 

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

Структура научной работы, представляемой на конкурс, во многом аналогична структуре курсовой работы. Разница с курсо­вой работой только в объёме структурных элементов: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений, а также в оформлении титульного листа, оглавления - 2-й стра­ницы и приложений.

Исходя из объёма научной работы, студентам может быть пред­ложена следующая структура: введение (1-2 с); основная часть, состоящая из 2-3 вопросов (18-22 с); заключение (2-3 с); затекстовые ссылки и примечания, вынесенные в конец работы (1 с), если они есть; список литературы (список источников и литера­туры) - 1-2 с; приложения (до 6с).

На титульном листе указываются: девиз, состоящий не более чем из трёх слов, отражающих содержание научной работы; на­звание и год проведения конкурса (см. приложение 33).

На 2-й странице помещается оглавление (содержание). В нём в порядке очередности располагаются: введение, названия 2—3 вопросов, как правило, без разбивки на подвопросы, за­ключение, список литературы (источников и литературы) и приложения (если они есть). Образец оглавления (содержания) научной работы представлен в приложениях 34, 35. Названия разделов должны соответствовать их названиям в тексте рабо­ты.

Если есть список сокращений, используемых в работе, то он располагается перед введением (не нумеруется).

В список литературы (список источников и литературы) главы и параграфы, из которых наиболее подходящими для кур­совой работы являются две. Одна из них называется десятичной системой. В десятичной системе применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфов образуется путем при­писывания к номеру главы номера параграфа. Разделены они точ­кой. Таким образом, цифры "2.1." и "2.2." обозначают номера параграфов главы 2. Если бы параграф 2.2. делился на части, то для их обозначения использовалась бы следующая нумерация: 2.1.1., 2.1.2. и т. д. Тем самым по номеру раздела легко опреде­лить его место в структуре всего текста. Не менее распространена и другая система, в которой главы обозначаются словом "глава" с номером, а параграфы - знаком "§" и порядковым номером дан­ного параграфа в главе. Например, указанный параграф имел бы обозначение "§ 2" или "§ 2.1.".

Существуют и иные системы обозначения частей текста. Выбор той или иной системы - дело вкуса, обязательно лишь последователь­но придерживаться выбранной системы на протяжении всего изложе­ния, следить, чтобы обозначение выделяемых частей текста соответ­ствовало их месту в иерархии частей текста.

  При этом необходимо руко­водствоваться следующим: глава (раздел, вопрос) - это часть тек­ста, в которой содержится большой смысловой объём, а параграф (подраздел, подвопрос) - это подраздел текста внутри главы (раз­дела, вопроса), содержащий логически важную часть главы (раз­дела, вопроса). Заголовки глав (разделов, вопросов) и параграфов (подразделов, подвопросов) основной части должны быть кратки­ми, четкими, последовательно раскрывающими содержание ра­боты в целом. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце сщроки слово должно быть обязательно полным.

Параграфы (подразделы, подвопросы) делятся на абзацы. Де­ление текста на абзацы осуществляется автором произвольно. По­началу кажется, что это трудная работа. Однако это не так. Абзац - часть текста, начинающаяся с новой строки, состоящая из нескольких включает только те документы, которые он использовал при написании работы (см. приложение 19).

В приложение (приложения) к научной работе могут выно­ситься архивные документы, таблицы, графики, схемы, образцы Документов, опросных листов и другие вспомогательные материа­лы, на которые имеются ссылки в тексте работы. Приложения создаются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования.

Особые требования Курсовая работа по финансам   (и по другим   экономическим дисциплинам) должна выполняться на основе использования практического экономического материала. В том случае, если тема посвящена анализу макроэкономических процессов, практический материал должен базироваться как на изучении стаей из современных экономических журналов или на материале соответсвующих интернет-сайтов. Рекомендуется использовать возможности таких программ как КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС и ГАРАНТ.

При выполнении работ по микроэкономическим темам практический материал базируется на материалах финансовой отчетности предприятия. Проведенный финансовый анализ должен проводиться за несколько лет (два-три) что позволяет проследить динамику изменения экономических процессов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: