Аспекта ориентированности у студентов физкультурных вузов
Курс Этап Содержание Профориентационные задачи
1 1 Изучение контингента студентов-первокурсников Определить у студентов уровень ориентированности Установить «ядро» студенческого коллектива, состоящее из высоко ориентированных студентов
2 Формирование студенческого коллектива и организация профориентационной среды Планировать коллективные и индивидуальные профориентационные воздействия Формировать интерес к профессиональной деятельности в сфере «Физическая культура и спорт»
3 Стимулирование у студентов потребности к осуществлению педагогической деятельности на учебной практике Формировать ценностное отношение к избранной профессии Усиливать ценностные ориентации студентов, необходимые в педагогической деятельности
2 4 Воздействие на формирование профессионального идеала и его сопоставление с личностными особенностями студентов Формировать гуманистические убеждения, базирующиеся на нравственных качествах студентов
|
|
5 Разработка индивидуальных профориентационных воздействий Усиливать формирование мировоззрения студентов, повышающее эффективность осуществления педагогической деятельности
3 6 Адаптация студентов к организации учебно-воспитательного процесса школьников на учебной практике Формировать индивидуальный стиль педагогической деятельности у студентов Корректировать черты характера, снижающие качество педагогической деятельности
7 Профилактика возможных нарушений профессионального развития, вызванных осуществлением педагогической деятельности Анализировать причины возможного снижения интереса к профессии Снижать эмоциональное утомление студентов, вызванное практической деятельностью Строить профессиональные планы
8 Определение причин успеха (неуспеха) студентов в педагогической деятельности Анализировать соответствие профессионально важных качеств студентов требованиям педагогической деятельности
4 9 Планирование самостоятельной работы студентов по повышению уровня физкультурно-педагогической ориентированности Разработать средства индивидуализированных профориентационных воздействий Формировать у студентов потребность само-реализации в профессиональной деятельности
10 Адаптация студентов к условиям профессионально ориентированной практики Усиливать потребность на осуществление педагогической деятельности Корректировать проявление профессионально важных качеств
|
|
Раздел III
Теоретические основы построения процесса
Спортивной подготовки в дзюдо
Спортивная подготовка дзюдоистов — многолетний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие занимающихся и обеспечивать необходимую степень их готовности к спортивным достижениям (табл.8).
Тренеры-преподаватели по дзюдо, независимо от этапа многолетней подготовки спортсменов, должны знать и уметь применять на практике теоретические основы организации процесса подготовки новичков до достижения ими вершин спортивного мастерства для того, чтобы обеспечивать рациональный подбор средств и методов, адекватных задачам каждого этапа, и планировать нагрузки, соответствующие уровню подготовленности дзюдоистов и обеспечивающие поступательный переход их с одного этапа подготовки на другой.
Целенаправленная подготовка дзюдоистов содействует достижению ими состояния «спортивной формы», которое характеризуется оптимальной технической, тактической, физической, психической подготовленностью и выражается в уровне спортивных результатов, показанных дзюдоистами на тренировках и соревнованиях. Состояние «спортивной формы» в процессе подготовки проходит следующие периоды становления.
Таблица 8
Структурная модель многолетней подготовки дзюдоистов (обобщенные данные)
Стадия подготовки Базовая Максимальная реализация индивидуальных возможностей
Этап подготовки Предварительный Начальная специализация Углубленная специализация Спортивное совершенствование Высшие достижения
Продолжительность ( лет ) 1–3 4–-5 6–7 8–9–10 от 4 до 12