Воспитательная работа и психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов. Решение воспитательных задач с дзюдоистами различного возраста осуществляется через формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера. Установлено, что начальные занятия дзюдо, с одной стороны, требуют связи со спецификой вида спорта определенного уровня развития нравственно-волевых качеств, а с другой, способствуют, при правильной организации учебного процесса, их целенаправленному формированию (И. В. Зуб, 2005).
Личностные и индивидные особенности у дзюдоистов должны формироваться в единстве. Сила педагогических воздействий тренера-преподавателя на сознание, чувства и поведение воспитанников должна соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям. Прежде чем ставить воспитательные задачи, необходимо определить уровень воспитанности у дзюдоистов, их готовность к формированию познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на внешние воздействия. Для тренеров-преподавателей по дзюдо важно ставить не только общие педагогические задачи, реализуемые в процессе подготовки дзюдоистов. Необходимо решать частные задачи, используя индивидуальный подход к занимающимся в зависимости от особенностей проявления личностных качеств юных дзюдоистов (табл. 34).
|
|
Таблица 34
Решение педагогических задач с юными дзюдоистами
Тип воспитанников Проявление личностных качеств Педагогическая задача
Острота ума Любознательность Послушание (податливость)
I + + + Сдерживать занимающихся, чтобы они не истощились. Направлять на понимание целей и задач подготовки в дзюдо
II + – + Формировать интерес к дзюдо, объяснять пользу спортивных занятий
III + + – Направлять энергию в нужное русло, конкретизировать задания и не допускать поспешности их выполнения
IV – + + Относиться терпеливо занимающимся, не перегружать их, принять их индивидуальный темп изучения действий дзюдо
V – – + Воспитывать благоразумие и терпеливость, опираться на послушание
|
|
VI – – – Взять за установку, что неисправимых нет. Внушать надежду и учить терпению
Тренеры-преподаватели, работающие с дзюдоистами младшего возраста часто испытывают сложности с воспитанием занимающихся. Это связано с тем, что дзюдоисты находятся на тренировках фиксированное время, а все остальное время их окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие. Следует помнить, что если детей не воспитывать, так дети и не развиваются, они растут, но не приобретают определенных навыков поведения, элементарных движений (П. Я. Гальперин, 2005). Воспитание личностных качеств и формирование спортивного характера дзюдоистов эффективно дополняют основные принципы воспитания: единство воспитания и обучения, воспитание через активную деятельность, единство воспитания и самовоспитания.