Тройное ограничение проекта
(треугольник проекта)
- Время,
- Стоимость,
- Продукт проекта.
- Изменения в любом из этих элементов влияет на весь проект. Изменения происходят во всех элементах одновременно. Как правило выбирается главная стратегия проекта. Например Время и планирование и управление проектом ведут исходя из этой стратегии. При этом могут поступиться другими составляющими Стоимостью или Продуктом проекта.
Что такое проект? Определение, цели, свойства.
Проект (Project) – целенаправленная ограниченная во времени деятельность, имеющая своей целью создание уникального продукта или услуги.
Направлен на достижение конкретных целей; предполагает координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеет ограниченную протяженность во времени; с определённым началом и концом, в определенной степени неповторим и уникален.
Свойства: Уникальность.
имеет четко определенные
- Цель, выражается в получении результата
- Начало, совпадает с началом первой работы, направленной на достижение поставленной цели.
- Конец, совпадает с концом последней работы, направленной на получение заданного результата.
исполняется командой
использует материальные ресурсы
имеет бюджет
имеет ограничения трех видов:
Ограничения по бюджету, Ограничения по времени, Ограничения по ресурсам
Цель:
Цель выражается в получении некоторого результата.
Достижение этого результата означает успешное завершение и окончание проекта.
Этапы управления проектом
1. Инициация – санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.
• Анализ проблемы и определение стратегии ее решения
• Определение содержания и границ проекта как основы для принятия решений
• Анализ состояния и возможностей эксплуатирующей организации
• Декомпозиция проблемы на взаимосвязанные задачи, отражающие структуру самого проекта • Определение заинтересованных лиц проекта
• Определение внешних и внутренних ограничений и требований
• Формирование критериев оценки успешности завершения проекта
• Выбор основных исполнителей и поставщиков
• Заключение основных контрактов.
2. Планирование – определение наилучшего способа действий для достижения целей фазы жизненного цикла проекта с учетом складывающейся обстановки:
• Определение объема и основных этапов работы
• Разработка графика работ
• Формирование организационной структуры проекта, распределение функциональных обязанностей и ответственности
• Планирование ресурсов
• Выбор исполнителей отдельных работ и поставщиков, услуг, материалов и оборудования
• Определение исходных рисков
• Адаптация проектных процедур операционного стандарта или разработка дополнительных проектных процедур
• Планирование структуры и формы отчетности.
3. Организация выполнения – реализация плана фазы жизненного цикла проекта (от выдачи задания до получения результата).
• Заключение контрактов с исполнителями и поставщиками
• Организация выполнения запланированных работ
• Распределение информации (информирование заинтересованных сторон, ведение архивов)
• Обеспечение качества
• Мониторинг текущих рисков проекта, решение возникающих проблем, реализация необходимых изменений в планах, бюджете и/или содержании проекта.
4. Контроль и регулирование – выявление фактов отклонения фактического выполнения фазы жизненного цикла проекта от запланированного и принятие корректирующих.
• Регулярная отчетность о ходе выполнения проекта
• Контроль сроков и объемов выполнения работ
• Контроль затрат, сметы и бюджета проекта
• Контроль мероприятий по снижению рисков
• Контроль качества.
5. Закрытие – завершение и закрытие проекта или фазы жизненного цикла проекта. Предусматривает закрытие контрактов, административное завершение проекта, рассмотрение и анализ результатов.
• Заключительный анализ результатов проекта и формирование сводного отчета о его реализации.
Стандарты управления проектом
корпоративные – разработаны для использования внутри одной организации или внутри группы родственных организаций;
международные – стандарты, которые получили международное значение в ходе своего развития или предназначены для международного применения;
частные – комплексы знаний, которые пропагандируются для свободного применения частными лицами, учреждениями или компаниями;
общественные – разработанные и принятые сообществом специалистов;
национальные – созданы для использования внутри одного государства, либо в процессе своего развития получившие общенациональный статус.
Жизненный цикл проекта
Жизненный цикл проекта – набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется потребностями контроля организации или организаций, включенных в проект.
Жизненный цикл принято разбивать на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы
Фазы жизненного цикла – набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта
Каждая из фаз ограничена по времени и включает в себя работы и показатели, характеризующие достижений поставленных в ней целей
Наиболее общая структура жизненного цикла проекта имеет следующую последовательность фаз:
1. Инициация
2. Планирование
3. Реализация (Исполнение и Контроль)
4. Завершение
Вехи проекта – значительные события в проекте, зачастую обозначают смену фазы проекта с принятием решения о начале следующей фазы, повторении одной или нескольких предыдущих фаз, закрытии проекта
- Это промежуток времени между моментами его начала и завершения. Он делится на четыре фазы.
-Концептуальная фаза. Включает формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта.
-Фаза разработки проекта. Включает определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками.
-Фаза выполнения проекта. Включает работы по реализации проекта, в том числе строительство, маркетинг, обучение персонала и т.п.
-Фаза завершения проекта. Включает в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию.