Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа.
Все многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
1. По степени новизны выделяют следующие инновации:
• принципиально новые, не имеющие аналогов в мировой практике;
• новшества относительной новизны, не применявшиеся ранее в данной стране, отрасли, на предприятии.
2. По объекту (областям) применения различают:
• продуктовые инновации
• процессные инновации
• технологические инновации
• организационные инновации
• управленческие инновации
• информационные инновации
• социальные инновации
• рыночные инновации
• комплексные инновации
3. По степени значимости в экономическом развитии результатами инновационной деятельности могут быть:
• пионерные, или базисные инновации, которые коренным образом изменяют технологический уклад, производственную структуру, систему управления и темпы экономического развития.
|
|
• принципиально новые инновации
• улучшающие инновации
• простые, модификационные инновации, обеспечивающие частичное изменение технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, техники и технологии, позволяющие поддерживать их на определенном потребительском уровне.
4. По масштабам распространения выделяют инновации: транснациональные; межотраслевые; региональные; отраслевые; инновации в рамках предприятия.
Понятие «круг инноваций» и необходимость его учета при принятии инновационных решений.
Инновационная деятельность: цель, задачи, этапы. Фундаментальные исследования: содержание, особенности, функции.
Инновационная деятельность— это инновационный процесс, который включает в себя этапы:
· возникновение идеи;
· разработка идеи;
· освоение в производстве;
· производство;
· выход на рынок;
· достижение коммерческого успеха;
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— это процесс управления всеми этими этапами.
Особенности инновационной деятельности:
· повышенный риск;
· цикличность на микро- и макро-уровне;
· зависимость эффективности использования ресурсов от уровня новизны технологии;
· специфический маркетинг и модели продвижения инноваций на рынок
Инновационная деятельность состоит из следующих этапов:
1. Фундаментальные исследования.
2. Прикладные исследования.
3. Маркетинговые исследования.
4. Подготовка производства.
5. Освоение производства нового изделия.
|
|
6. Производство и коммерциализация новой продукции.
Начальная стадия (фундамент) инновационного процесса, тесно связна с понятием «научная деятельность»!
Цель:
расширение имеющихся и получение новых знаний;
проверка научных гипотез;
установление закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе;
научные обобщения;
научное обоснование проектов
Фундаментальные исследования — это теоретическая или экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний, безотносительно к их возможному практическому использованию фундаментальные исследования подразделяются на теоретические и поисковые; теоретическое исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач;
Цель фундаментальных исследований — познание и развитие научной проблемы (теории вопроса).
Исполнители: академические институты, высшие учебные заведения и отраслевые специализированные институты, лаборатории.
Источник финансирования: государственный бюджет на безвозвратной основе
Фундаментальные исследования используются:
для дальнейшего развития самой науки, подготовки специалистов с высшим образованием, кандидатов и докторов наук;
для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных НИР с целью определения возможности овеществления получаемых результатов