Занятие 3. Предлог «ПОД»

ББК 74.3

Я92

Яцель О.С.
Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты
занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной
группах / О.С. Яцель. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.




ISBN 5-296-00531-7

Вниманию логопедов предлагаются конспекты 24 занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах), по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи.
На занятиях у детей уточняется значение предлогов, проводится их дифференциация и формируется умение правильно употреблять предложно -падежные конструкции в речи, т е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей.
Данное пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.

 

 



О.с. ЯЦЕЛЬ

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ
ПРЕДЛОГИ В РЕЧИ


Конспекты занятий

 по обучению детей с ОНР в старшей
и подготовительной группах


Москва





2005

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию логопедов предлагается система работы по обучению детей сОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. В нее входят конспекты 24-х занятий, рассчитанных на два года обучения (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий.
На занятиях у детей уточняется значение предлогов, проводится их дифференциации и формируется умение правильно употреблять предложно-надежные конструкции в речи (т.е. правильное употребление некоторых предлогов с именами существительными косвенных падежей).
Контрольно-проверочные занятия, но изученному материалу проводятся в конце года.
В старшей группе детей учат:
— понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около;
правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
— дифференцировать предлоги: нав, напод, к- от;
составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед использует термин «маленькое слово».
В подготовительной группе проводятся более сложные занятия,
на которых детей обучают:
— понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;
— правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
дифференцировать предлоги: из—с, над—под, из-под—из, из-за—из;
анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);
— составлять схему предложения с предлогом в схеме.
На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с
термином «предлог». Большое внимание на всех занятиях уделяется демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.
Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости от усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее закрепление материала проводится на индивидуальных занятиях.

 

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ. Старшая группа
Тематический план
1. Вводное занятие
2. Тема: Предлог «НА»
3. Тема: Предлог «ПОД»
4. Тема: Дифференциация предлогов «НА», «ПОД»
5. Тема: Предлог «В»
6. Тема: Дифференциация предлогов «В», «НА»
7. Тема: Предлог «ЗА»
8. Тема: Предлог «К»
9. Тема: Предлог «ОТ»
10. Тема: Дифференциация предлогов «К», «ОТ»
11. Тема: Предлог «ПО»
12. Итоговое контрольно-проверочное занятие
З анятие 1. ВВОДНОЕ
ЦЕЛИ:
учить детей: определять пространственное расположение предметов, конструировать из кубиков по заданию педагога; развивать внимание, память, фонематический слух.
ОБОРУДОВАНИЕ: фуражка, коробки, карандаши, кубики, столики, матрёшки, чашечки, ложечки.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушаете и выполняете быстро то, что я прикажу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо.
2. Основная часть занятия Упражнение «Стройся!»
Логопед, (поочерёдно обращаясь к детям): «Лена, выйди вперёд. Света, встань позади Лены. Наташа, встань между Леной и Светой. Петя, встань впереди Лены. Толя, встань около Светы. Скажите, кто стоит впереди Наташи? И т.д.
Работа с предметами
Логопед вызывает к доске кого-то из детей и предлагает ребенку выполнить задания.
Логопед: Возьми, пожалуйста, карандаш, который лежит в коробке (под коробкой, около коробки, за коробкой).
Дети следят за правильностью выполнения задания, если оно выполнено неправильно, топают ножками или хлопают в ладоши.
Игра «Стройка > (индивидуальная работа)
Логопед: Поставьте кубик на кубик. Это стена. За стеной ставим стол. У стола стоит матрёшка. На столе стоят чашки. Под столом лежит мяч. Посадите матрёшку за стол и покормите её (обыгрывание).
3. Итог занятия
Логопед: Молодцы, ребята! Вы внимательно слушали своего командира и правильно выполняли команды.

Занятие 2. ПРЕДЛОГ «НА»
ЦЕЛИ: 1.
Познакомить детей с предлогом «НА», его схемой.
2. Научить слышать этот предлог в разговорной речи.
3. Научить составлять предложения с предлогом «НА».

ОБОРУДОВАНИЕ: снежинка (из бумаги с заданиями на обороте), кубики (красный и синий), игрушечные стол и стул, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (ворона, галка, воробей, кот, ёлка, крыша дома, забор), зеркало, сюжетные картинки.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на крыше и т.д. И к нам прилетела красивая снежинка. На ней что-то написано. Это задания. Послушайте их:
«Возьми красный кубик, Толя. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)

2. Основная часть занятия
Логопед: Кубики лежат наверху или внизу предмета? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле.
Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу... стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Д а, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.)
Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА». Д ети рассматривают и запоминают изображение.

                                        
Игра «Солнечный зайчик » (показывать зеркалом)
Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он спрятался в кроватке —

С нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём его искать!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит? (На окне, на полу, на шкафу и т.д.)
Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок)
Логопед: П ослушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА».
На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет... Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей — на крышу дома, а ворона - на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.
Где птички клевали зёрнышки?
Куда сели птички, когда их вспугнул кот?
Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?

Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «НА».








































































Итог занятия

Занятие 3. ПРЕДЛОГ «ПОД»

ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с маленьким словом «ПОД».

2. Учить детей слышать его в предложениях.
3. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «ПОД» в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема предлога, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, фланелеграф, мяч, игрушечные стол, стул, шкаф, кровать, телевизор.



ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент
Логопед (показывает детям схему предлога «НА»: Какоемаленькое слово обозначает эта схема? (На)
На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотрите, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто может сказать, где лежит мяч? (Внизу)
2. Основная часть занятия
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «ПОД». Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем говорится в предложении.
Послушайте: положите кубик... стул. Понятно? (Нет). А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомните маленькое слово «ПОД»!
Демонстрируется карточка со схемой предлога.

                                                     

 Дети рассматривают и запоминают изображение.

Упражнение «Куда закатился мяч?»
На фланелеграфе логопед перемещает мяч под разные предметы, а дети называют, подо что закатился мяч. (Подстул, под стол, под шкаф, под кровать и т.д.)
Упражнение «Подними карточку»
Детям раздаются схемы маленького слова «ПОД». Логопед по ходу рассказа выставляет карточки на фланелеграф.
Логопед: Сейчас я расскажу вам историю про зайчика. Как только вы услышите маленькое слово «ПОД», сразу же поднимайте карточку.
Жил был в лесу Зайчик. Как-то раз гнался за ним Серый Волн. Но наш Зайка был умный и шустрый. Как только Волк начнёт его догонять, Зайка раз, и спрячется под кустик, а Волк мимо пробежит. Выскочит Зайка и в другую сторону побежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А тот шасть, и под берёзку присядет, а потом под елочку, под холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку.
Вспомните, куда прятался заяц от волка?
Упражнение «Незнайкины ошибки»
Логопед: Незнайка опять получил двойку. Он неправильно подобрал маленькое слово в предложении. Давайте исправим ошибки Незнайки.
Яблоки упали на яблоню.
Подберёзовики растут в берёзах (под березами).
Мышка спряталась в грибок (под грибок).
Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой).

  Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «ПОД».
3. Итог занятия


Занятие 4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ «НА» И «ПОД»
ЦЕЛИ:
1. Учить детей различать значение предлогов «НА» и «ПОД» и правильно употреблять их в речи.
2. Учить детей составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки (кровать, кот, белка, дерево, салфетка, тарелка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Детям раздаются карточки со схемами предлогов «НА» и >ПОД..
Логопед: «Кто скажет, на чём катаются дети зимой?» (На санках, на коньках и т.п.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Какое маленькое слово (предлог) вы услышали во всех ваших ответах? Покажите схему. (На)
Какое маленькое слово мы ещё знаем? Покажите схему. (Под) Молодцы!
Сегодня мы с Вами будем учиться различать эти маленькие слова.
Упражнение «Будьте внимательны»
Логопед: «Послушайте меня и поднимите нужную схему».
Кот залез под шкаф.
Подушка лежит на кровати.
Я намазала масло на хлеб.
Водитель лежит п
од машиной и ремонтирует её.
Упражнение «Маша-растеряша»
Логопед: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она растеряла все свои вещи. Послушайте внимательно, где она

их искала.

Ищет вещи Маша, Маша-растеряша,
И под стулом нет, и на стуле нет,
На кровати нет, под кроватью нет,
Вот какая Маша, Маша-растеряша. Где Маша искала свои вещи?












































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: