Дисконтированием называется процесс приведения (корректировки) будущей стоимости денег к их текущей (современной стоимости). Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. Международная практика оценки эффективности проектов базируется на концепции временной стоимости денег. Концепция временной стоимости денег заключается в том, что стоимость денег с течением времени изменяется с учетом нормы прибыли на финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость. При этом стоимость денег в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде. Эта неравноценность определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала и особенностями денег, рассматриваемых как один из видов оборотных активов. Оценка эффективности использования инвестируемого капитала производится путем сопоставления денежного потока (cash flow), который формируется в процессе реализации инвестиционного проекта и исходной инвестиции. Проект признается эффективным, если обеспечивается возврат исходной суммы инвестиций и требуемая доходность для инвесторов, предоставивших капитал. Инвестируемый капитал равно как и денежный поток приводится к настоящему времени или к определенному расчетному году (который, как правило, предшествует началу реализации проекта).
Дисконтированием называется процесс приведения (корректировки) будущей стоимости денег к их текущей (современной стоимости). Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. Нормы дисконта могут устанавливаться инвестором, исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый капитал.
При принятии решений в бизнесе о долгосрочных инвестициях возникает потребность в прогнозировании их эффективности. Для этого рассчитываются следующие показатели:
- чистая приведенная стоимость - NPV;
- индекс рентабельности инвестиций - PI;
- внутренняя норма доходности - IRR;
- дисконтированный срок окупаемости инвестиций - DPB.
Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле:
,
где at - коэффициент дисконтирования; Е - норма дисконта; t – время расчета дисконтирования.
Е – норматив приведения разновременных затрат (норма дисконта), учитывающий инфляционные процессы в экономике за рассматриваемый период, минимальный гарантированный уровень доходности проекта и инвестиционный риск.
Чистая приведенная стоимость (NPV) относится к группе методов дисконтирования денежных потоков. Пусть I0 – сумма первоначальных затрат, т. е. сумма инвестиций на начало проекта, РV – современная стоимость денежного потока на протяжении экономической жизни проекта. Общая накопленная величина дисконтированных доходов рассчитывается по формуле:

где r – норма дисконта; п – число периодов реализации проекта;
- чистый поток платежей в периоде t.
Текущая стоимость затрат (
) сравнивается с текущей стоимостью доходов (PV). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость проекта (NPV):

Если рассчитанная таким образом чистая современная стоимость потока платежей имеет положительный знак (NPV > 0), это означает, что в течение своей экономической жизни проект возместит первоначальные затраты Iо, обеспечит получение прибыли согласно заданному стандарту г, а также ее некоторый резерв, равный NPV. Если < 0, то проект имеет доходность ниже рыночной и поэтому проект следует отвергнуть. Если NPV=0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.
Индекс рентабельности (PI) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине инвестиционных затрат и рассчитывается по формуле:
.
Очевидно, что если: РI > 1, то проект следует принять, РI < 1, то проект следует отвергнуть, РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный. Логика критерия PI такова: он характеризует доход на единицу затрат. В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем.
Внутренняя норма доходности инвестиций (IRR) представляет собой ту норму дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам: IRR = Е, при котором NPV = 0. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника. Её значения находят исходя из следующего уравнения:

IRR определяется методом итерации (перебора) значений норм дисконта (большим, чем заданная Е) с тем, чтобы PV приблизительно сравнялось со значением I0 и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если IRR равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, то инвестиции в данный проект оправданы, в противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны.
Срок окупаемости инвестиций (DPB) - один из самых простых и широко распространен в мировой практике, не предполагает временной упорядоченности денежных поступлений. Он состоит в вычислении количества лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т. е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат (расчет чистой текущей стоимости с нарастающим итогом).
Тема 14 Бизнес – планирование. Структура бизнес-плана
Бизнес-планирование инновационных проектов предусматривает решение следующих задач:
разработка предложений по государственной поддержке предприятию;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций;
создание новых предприятий, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
обоснование инновационных предложений предприятий;
обоснование строительства новых предприятий;
подготовка заявок действующих и вновь создаваемых предприятий с целью получения кредитов на создание новых, реконструкцию и расширение производств;
перепрофилирование, реорганизация действующего производства.
Бизнес-план представляет собой документ, который содержит результаты комплексного исследования, анализа рынка и рыночной конъюнктуры, оценки деятельности предприятия, в том числе характеристик производства и реализации продукта, а также включает план дальнейшего развития бизнеса.
Таким образом, уже из определения можно сделать вывод, что ТЭО является обоснованием целесообразности для различных вариантов развития инвестиционной деятельности предприятия, в то время как бизнес-план не только обосновывает инвестиционные решения, но и предлагает детальный план реализации инвестиционного проекта
Структура бизнес-плана обычно включает следующие разделы:
1. Вводная часть
название и адрес компании;
суть и цель проекта;
стоимость проекта;
потребность в финансах.
2. Сущность предлагаемого проекта:
продукция;
технология;
патентные права.
3. Характеристика отрасли:
текущая ситуация и тенденции развития отрасли;
направление и задачи деятельности по проекту.
4. Анализ рынка:
потенциальные потребители продукции;
потенциальные конкуренты;
размер рынка и его рост;
оценочная доля фирмы на рынке.
5. План маркетинга:
ценовая политика;
сбытовая политика;
реклама;
прогноз объемов сбыта новой продукции.
6. Производственный план:
производственный процесс;
материально-техническое обеспечение, необходимое для проекта;
источники поставки сырья, материалов, оборудования, рабочей силы
Второй этап связан непосредственно с осуществлением вложений в проект. Этот процесс характеризуется началом выполнения работ по воплощению в жизнь поставленных целей, контролем исполнения календарных планов и расходования ресурсов; корректировкой возникших отклонений и оперативного регулирования хода реализации проекта.
Третий этап характеризуется завершением проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытие контрактов. На этом этапе инновационный проект начинает приносить доходы.
Финансовый план разрабатывается на основе других разделов плана экономического и социального развития предприятия. В свою очередь разработка финансового плана оказывает существенное влияние на формирование плана себестоимости, использование материальных и других ресурсов. При составлении финансового плана непременно должны учитываться имеющиеся резервы производства, так как в нем устанавливаются задания по улучшению использования ресурсов, повышению рентабельности производства. Поэтому перед разработкой финансового плана необходимо всесторонне проанализировать имеющиеся отчетные и другие материалы по выполнению производственного плана.
Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.
При составлении плана особое внимание уделяется правильному расчету источников финансирования капитальных вложений, которые по характеру образования можно подразделить на четыре группы: внутренние ресурсы строительства, средства основной (промышленной) деятельности, ассигнования из бюджета и долгосрочный кредит банка.
Плановая потребность в финансировании капитальных вложений в первую очередь должна обеспечиваться за счет мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве, осуществляемом хозяйственным способом, амортизации, отчисляемой на восстановление фондов и части прибыли основной деятельности.
Основным источником финансирования капитальных вложений предприятия является фонд развития производства, направляемым на техническое переоснащение действующих производств, и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в части, расходуемой на строительство жилого фонда.
В качестве источника покрытия других расходов и отчислений используется прибыль предприятия.
Значительное внимание в современных условиях уделяется определению экономически обоснованных нормативов оборотных средств.
Бизнес-план — это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять фирмой. Он составляется как для действующей, так и для вновь создаваемой фирмы.
Для работающего предприятия бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успехов и неудач фирмы.
Процесс составления плана и детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководителя непредвзято и беспристрастно взглянуть со стороны на свое предприятие. Сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения, которые могут привести к неплатежеспособности.
Если предприятие находится на грани банкротства, бизнес-план покажет, почему дешевле отказаться от сомнительных коммерческих операций и как найти способы повышения платежеспособности и рентабельности. Тщательно составленный бизнес-план дает возможность довести идеи до других людей — сотрудников, инвесторов, кредиторов, общественности.
Структура бизнес-плана для действующего крупного и среднего предприятия.
Титульный лист (обложка бизнес-плана)
РЕЗЮМЕ
1. Описание бизнеса. Цель деятельности предприятия
2. План маркетинга и реализации товара (услуги)
3. План инноваций
4. Производственный план
5. Управление
6. Персонал
7. Оценка риска и страхование
8. Юридический план
9. Издержки предприятия
10. Финансовый план, экономическая эффективность проекта
11. Приложение. (Сопроводительные документы и другие документы)
Для малого предприятия структура бизнес-плана следующая:
РЕЗЮМЕ
1. Описание бизнеса, проектируемый продукт (товар или услуга)
2. Оценка рынка сбыта, план маркетинга
3. Конкуренция
4. Стратегия маркетинга
5. Производственный план
6. Организационный план
7. Юридический план
8. Оценка риска и страхование. Гарантии
9. Финансовый план, экономическая эффективность проекта
10.Стратегия финансирования
11. Приложение. (Сопроводительные документы и другие документы)
Для малого предприятия структура бизнес-плана значительно меньше по объему, но в нем обязательно должны быть следующие разделы:
РЕЗЮМЕ;
Описание бизнеса, проекта, продукта;
План маркетинга;
Производственный план
Финансовый план, экономическая эффективность проекта.
Изложение коммерческого замысла по создаваемому проекту, бизнесу, предприятию должно быть четким, простым, имеющим логически выстроенный стержень.






