Этапы психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря

I. Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены)

Цель: обеспечение лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех членов лагерного коллектива, психологическое обоснование общих мероприятий.

Рекомендуемые методики и приемы:

­ беседа

­ лекции

­ деловые игры

Содержание:

1. Диагностика готовности и психологического настроя педагогического коллектива к работе в лагере.

2. Тренинг на сплочение и профилактику конфликтов в педагогическом коллективе.

3. Обучение педагогов простейшим навыкам – алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу.

4. Лекция «Методы разрешения конфликтов во временном детском коллективе».

II. Этап формирования отрядов (с 1 по 3 день начало смены)

Цель: распределение детей по отрядам, организация интенсивного знакомства.

Рекомендуемые методики и приемы:

Экспресс - методики, выявляющие тенденции доминирования (тест "Лидер", "Большая семейная фотография")

­ беседа

­ наблюдение

­ социометрия

­ тренинги общения

­ проективные методики

Содержание:

1. Проведение анкетирования детей и их родителей с целью изучения психологического настроя, интересов детей, ожиданий от отдыха в лагере.

2. Оказание психологической помощи в распределении детей по отрядам по следующим критериям:

­ возрасту

­ интересам и увлечениям

­ взаимным симпатиям и тяготениям

­ территориальному признаку

3. Проведение отрядных огоньков на знакомство и сплочение детей.

III. Этап адаптации (с 4 по 7 день)

Цель: определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Разработка коррекционных программ.

Рекомендуемые методики и приемы: экспресс методы оценки личности (проективные рисуночные тесты, тест Люшера). Методы оценки психологического климата в отряде (анкеты, методика экспертной оценки атмосферы в группе).

Содержание работы:

1. Определение индивидуальных особенностей ребят, подбор индивидуального подхода к каждому.

2. Выявление «трудных» детей и составление коррекционной программы работы с ними. В категорию «трудных» включаются дети:

­ с повышенной тревожностью;

­ неадекватной самооценкой;

­ имеющие трудности в общении;

­ излишне агрессивные и вспыльчивые;

­ с отклоняющимся поведением;

­ безответственные;

­ склонные к чрезмерной фантазии и вранью;

­ с нарушением в адаптации;

­ с нарушением сна, и т.д.

3.  Психологические акции

IV. Этап индивидуализации (с 8 по 12 день)

Цель: контроль и коррекция психологического климата в отряде. Индивидуальная работа с выявленным контингентом. Формирование психокоррекционных групп.

Рекомендуемые методики и приемы: методы оценки психологического климата в отряде. (Определение индекса групповой сплоченности).

­ углубленные методы исследования личности (тесты изучения самооценки, тревожности, темперамента, тест «Поведение в конфликтной ситуации»)

­беседа, убеждение, внушение.

Содержание работы:

1. Контроль над уровнем психологического климата в отряде.

2. Контроль эмоциональной атмосферы в отряде и корректирование ее с помощью подбора и перестановки лагерных мероприятий.

3. Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими различные отклонения:

­ установление доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения;

­ разработка программ самовоспитания;

­ проведение коррекционных программ.

4. Психологические акции

V. Этап интеграции (с 13 по 15 день)

Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работа психокоррекционных групп. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома.

Рекомендуемые методики и приемы: методы оценки психологического климата в отряде:

- беседы;

- игровая терапия;

- тренинги общения

Содержание работы:

1. Коррекция отрицательных психических состояний ребят, вызванных длительным отрывом от дома.

2. Работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде, формирование общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего фактора.

3. Наблюдение за развитием взаимоотношений между мальчиками и девочками. Оказание психологической поддержки во время неудач во взаимоотношениях.

Проведение различных форм занятий, способствующих личному развитию ребят.

VI. Этап подготовки к расставанию (с 16 по 20 день)

Цель: анализ смены, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.

Рекомендуемые методики и приемы:

- беседы:

-  самоанализ: анкета-оценка лагерной жизни.

Содержание работы:

1. Проведение мероприятий по анализу лагерной смены личных достижений и разработка индивидуальных программ дальнейшего самовоспитания обучающихся.

2. Изучение мнений ребят о лагерной жизни (анкетирование, беседа, сочинение, газета, песня, стихотворение)

3. Проведение отрядных огоньков с целью обмена впечатлениями и контактами между ребят для дальнейшей дружбы.

  Ожидаемые результаты

1. Повышение психологической компетентности педагогов при взаимодействии с различными категориями детей.

2. Успешная адаптация детей к условиям жизнедеятельности загородного летнего оздоровительно-образовательного лагеря

3. Развитие способностей конструктивного взаимодействия в детском и педагогическом коллективах.

4. Укрепление психологического здоровья детей, отдыхающих в ДООЛ

5. Высокий уровень удовлетворенности детей и подростков пребыванием в детском лагере


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: