I. Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены)
Цель: обеспечение лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех членов лагерного коллектива, психологическое обоснование общих мероприятий.
Рекомендуемые методики и приемы:
беседа
лекции
деловые игры
Содержание:
1. Диагностика готовности и психологического настроя педагогического коллектива к работе в лагере.
2. Тренинг на сплочение и профилактику конфликтов в педагогическом коллективе.
3. Обучение педагогов простейшим навыкам – алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу.
4. Лекция «Методы разрешения конфликтов во временном детском коллективе».
II. Этап формирования отрядов (с 1 по 3 день начало смены)
Цель: распределение детей по отрядам, организация интенсивного знакомства.
Рекомендуемые методики и приемы:
Экспресс - методики, выявляющие тенденции доминирования (тест "Лидер", "Большая семейная фотография")
|
|
беседа
наблюдение
социометрия
тренинги общения
проективные методики
Содержание:
1. Проведение анкетирования детей и их родителей с целью изучения психологического настроя, интересов детей, ожиданий от отдыха в лагере.
2. Оказание психологической помощи в распределении детей по отрядам по следующим критериям:
возрасту
интересам и увлечениям
взаимным симпатиям и тяготениям
территориальному признаку
3. Проведение отрядных огоньков на знакомство и сплочение детей.
III. Этап адаптации (с 4 по 7 день)
Цель: определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Разработка коррекционных программ.
Рекомендуемые методики и приемы: экспресс методы оценки личности (проективные рисуночные тесты, тест Люшера). Методы оценки психологического климата в отряде (анкеты, методика экспертной оценки атмосферы в группе).
Содержание работы:
1. Определение индивидуальных особенностей ребят, подбор индивидуального подхода к каждому.
2. Выявление «трудных» детей и составление коррекционной программы работы с ними. В категорию «трудных» включаются дети:
с повышенной тревожностью;
неадекватной самооценкой;
имеющие трудности в общении;
излишне агрессивные и вспыльчивые;
с отклоняющимся поведением;
безответственные;
склонные к чрезмерной фантазии и вранью;
с нарушением в адаптации;
с нарушением сна, и т.д.
3. Психологические акции
IV. Этап индивидуализации (с 8 по 12 день)
Цель: контроль и коррекция психологического климата в отряде. Индивидуальная работа с выявленным контингентом. Формирование психокоррекционных групп.
|
|
Рекомендуемые методики и приемы: методы оценки психологического климата в отряде. (Определение индекса групповой сплоченности).
углубленные методы исследования личности (тесты изучения самооценки, тревожности, темперамента, тест «Поведение в конфликтной ситуации»)
беседа, убеждение, внушение.
Содержание работы:
1. Контроль над уровнем психологического климата в отряде.
2. Контроль эмоциональной атмосферы в отряде и корректирование ее с помощью подбора и перестановки лагерных мероприятий.
3. Индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими различные отклонения:
установление доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных особенностей их отклонений и причин, вызвавших эти отклонения;
разработка программ самовоспитания;
проведение коррекционных программ.
4. Психологические акции
V. Этап интеграции (с 13 по 15 день)
Цель: Направление коллективной деятельности отрядов и работа психокоррекционных групп. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома.
Рекомендуемые методики и приемы: методы оценки психологического климата в отряде:
- беседы;
- игровая терапия;
- тренинги общения
Содержание работы:
1. Коррекция отрицательных психических состояний ребят, вызванных длительным отрывом от дома.
2. Работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде, формирование общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего фактора.
3. Наблюдение за развитием взаимоотношений между мальчиками и девочками. Оказание психологической поддержки во время неудач во взаимоотношениях.
Проведение различных форм занятий, способствующих личному развитию ребят.
VI. Этап подготовки к расставанию (с 16 по 20 день)
Цель: анализ смены, разработка программы дальнейшей деятельности персонала и самовоспитания ребят.
Рекомендуемые методики и приемы:
- беседы:
- самоанализ: анкета-оценка лагерной жизни.
Содержание работы:
1. Проведение мероприятий по анализу лагерной смены личных достижений и разработка индивидуальных программ дальнейшего самовоспитания обучающихся.
2. Изучение мнений ребят о лагерной жизни (анкетирование, беседа, сочинение, газета, песня, стихотворение)
3. Проведение отрядных огоньков с целью обмена впечатлениями и контактами между ребят для дальнейшей дружбы.
Ожидаемые результаты
1. Повышение психологической компетентности педагогов при взаимодействии с различными категориями детей.
2. Успешная адаптация детей к условиям жизнедеятельности загородного летнего оздоровительно-образовательного лагеря
3. Развитие способностей конструктивного взаимодействия в детском и педагогическом коллективах.
4. Укрепление психологического здоровья детей, отдыхающих в ДООЛ
5. Высокий уровень удовлетворенности детей и подростков пребыванием в детском лагере