Формы и методы работы психолога в ДООЛ согласно этапам развития лагерной смены

Подготовительный этап

Подготовка к лагерю начинается задолго до начала смены:

­ написание программы психологического сопровождения

­ практикумы, семинары для педагогического персонала, собирающегося работать летом

­ индивидуальные и групповые консультации педагогического персонал по интересующим вопросам.

Этап формирования отрядов

Дети испытывают общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, отряде, требованиях нового коллектива, воспитателей, еще не знают, какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, с взрослыми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в выгодном свете, а это способствует завышению оценки детьми своих достоинств и возможностей (очень часто мы можем это увидеть по результатам анкет, в вопросе «Чем ты любишь заниматься?», дети перечисляют всё, что умеют, а когда дело доходит до того, чтобы показать свои способности, желающих находится очень мало.) На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные дети, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивые, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу проживания, симпатии, общих интересов и т.д.)

Основная задача – это познакомить ребят, помочь почувствовать себя более свободно и раскованно. Поможет в этом, конечно же, игра. Необходимо в этот период использовать игры на знакомство, раскрепощение, снятие эмоционального зажима. Даже если все ребята знакомы друг с другом, не следует пренебрегать этим правилом. Нужно помнить, чем больше упражнений на «прикосновение», эмоциональность, подвижность (динамичность), тем больше уверенности, раскрепощённости, желания работать и т.д.

Знакомство не стоит затягивать (всего 20-30 минут), иначе ребятам надоест играть и станет скучно. При подборе игр следует также учитывать количество, возраст ребят, знакомы они друг с другом или нет, в каком помещении вы работаете и т.д.

В период формирования отрядов, важную роль играет анкетирование, которое помогает психологу узнать о личностных, индивидуальных особенностях детей.

Анкетирование мы проводим 2 раза за поток: начало смены и конец смены, анкетирование проводится среди родителей, педагогического персонала, детей.

Задачи работы психолога в период формирования отрядов:

­ Знакомство детей друг с другом, с взрослыми и с условиями проживания;

­ Обеспечение детям чувства защищённости, самостоятельности;

­ Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

­ Определение места (статуса) в коллективе;

­ Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

Предлагаемые формы работы: 

­ Наблюдение;

­ Беседа, опрос;

­ Игры на знакомство;

­ Занятия с элементами тренинга («Верёвочный курс», выявление лидеров, игры на сплочение, «огонёк знакомств»)

­ Проектные методики.

Содержание работы психолога:

­ Помощь воспитателям в разделении детей по отрядам;

­ Помощь воспитателям в выявлении трудно-адаптирующихся детей, выяснение их индивидуальных особенностей;

­ Выявление лидеров и выбор ребят, которые должны встать во главе отряда;

Первая конфликтная зона

В душевном состоянии ребенка на 3-4 день наступает кризис. Первые два дня пребывания в лагере ребенок переносит легче, так как присутствует элемент новизны, а затем возникает кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. Именно в этот период дети все сильнее начинают проситься домой. Только интенсивная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут коллективу преодолеть эту зону.

Игра «Карандаши» (пример игры, которая может использоваться в работе психолога в этот период)

Все участники встают в круг, между указательными пальцами зажимают карандаши, задача группы создавать фигуры которые называет ведущий, при этом, не уронив карандаша.

Психологические акции

Опыт деятельности психологической службы показывает, что для эффективной деятельности необходимы специальные формы организации деятельности ребёнка. Необходимы формы работы, позволяющие охватывать различные категории детей. В наших лагерях наиболее оптимальной формой работы явилось проведение психологических акций.

Также акции имеют следующие развивающие возможности: развитие креативности, гибкости в принятии нового опыта. Форма работы позволяет варьировать время проведения и количество участников. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Важные особенности акций – ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в центре определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; центр становится единым целым, а находящиеся в нем люди – близкими и интересными собеседниками.

Основная цель акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике возникающих проблем, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями.

­ Акция «Следопыт»

­ Акция «Возьмемся за руки друзья»

Этап адаптации

Цель: определение детей, нуждающихся в психологической коррекции. Выявление личностных особенностей детей. Разработка программы индивидуальных воздействий.

Задачи: помочь воспитателям отрядов определить индивидуальные особенностиребят, выработать к ним индивидуальный подход и добиться скорейшего сплочения отряда.  

Критерии успешности периода адаптации

­ Ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым.

­ Заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.

­ Принятие норм лагеря.

Рекомендуемые методики и приемы:

­ экспресс-методы оценки личности;

­ методы оценки психологического климата в отряде;

­ наблюдение,

­ беседа, опрос (индивидуальная, коллективная);

­ вечерние «огоньки».

Содержание работы:

­ Определение индивидуальных особенностей детей.

­ Выявление «трудных детей» и разработка коррекционной программы работы с ними.

«Трудные дети»:

­ дети с повышенной тревожностью,

­ неадекватной самооценкой,

­ имеющие трудности в общении,

­ дети с отклоняющимся поведением,

­ дети склонные к чрезмерной фантазии и обману,

­ с нарушением адаптации,

­ нарушениями сна.

Ежедневный анализ дня

Можно провести анкету типа "Хочу, чтоб было так", "Думаю, мечтаю, предлагаю". Можно предложить всем ребятам в отряде письменно ответить на такие, например, вопросы:

­ Вспомни, какие дела в отряде (лагере) были интересными и полезными?

­ В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?

­ Назови свои любимые занятия.

­ Что конкретно предлагаешь отряду на эту лагерную смену?

­ Что не любишь делать в лагере? Почему?

­ Акция «Моя семья»

­ Акция «Ищу друга»

­ Акция «Тайный друг

Этап индивидуализации

Цель: Контроль и коррекция психологического климата в коллективе. Индивидуальная и групповая работа с выявленным контингентом «трудных детей». Формирование психотерапевтических групп.

Рекомендуемые методы и приемы:

­ методы оценки психологического климата в отряде;

­ углубленные методы изучения личности (изучение самооценки, тревожности, темперамента);

­ беседа;

­ убеждение;

­ внушение.

Содержание работы:

­ Контроль уровня психологического климата в отряде;

­ Корректировка (подбор, перестановка) лагерных мероприятий;

­ Установка доверительных отношений с ребятами, выявление индивидуальных отклонений и их причин.

Второй конфликт

Второй конфликт (13-13 день) – пик привыкания. Дети привыкают ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю. Может начаться определенная зона конфликта, основанная на межличностных, межгрупповых, межколлективных отношениях.

В период конфликта необходимо:

- выводить противоречия, возникающие в коллективе на арену общественного мнения;

- вызывать в коллективе состояние неудовлетворённости разобщенностью, отсутствием единства;

- актуализировать достижения, которые были невозможны без объединения усилий всех членов коллектива;

Игра «Спасите яйцо»

Набор: 1 яйцо, 3 воздушных шара, 4 листа формата А 4, скотч, 1 пакет.

Участники делятся на группы, каждой группе выдается набор. Задача – соорудить конструкцию, позволяющую транспортировать (скидывать) яйцо с большой высоты (3 метра и выше) так, чтобы оно осталось невредимым. Группам предлагается придумать название и рассказать о сооружении.

История!

Яйцо – это контейнер, в котором содержится очень дорогое и редкое лекарство, которое нужно срочно передать экспедиции для спасения раненых. Данный контейнер можно только скинуть с вертолета.

­ Акция «Планета»

­ Акция «Звезда моего отряда»

­ Акция «Подари улыбку мину»

Этап интеграции

Цель: Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Работа психотерапевтических групп.

Рекомендуемые методики и приемы:

­ методы оценки психологического климата в коллективе;

­ беседа, опрос;

­ игровая терапия;

­ релаксационные упражнения;

­ тренинги с элементами игр;

­ проектные методики.

Содержание работы:

­ Коррекция отрицательных психических состояний детей, вызванных длительным отрывом от дома;

­ Работа по развитию коллективных взаимоотношений в отряде, формирование общественного мнения;

­ Проведение различных форм занятий, способствующих личностному развитию ребенка;

­ Наблюдение за развитием взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Упражнение «Воздушные шары»

Каждый участник надувает воздушный шар, пишет на нем любую информацию о себе (не указывает имя). Шары подбрасываются в воздух всей группой какое-то время, чтобы они не упали. Затем каждый участник ловит один шар и ищет человека, которому он принадлежит.

­ Акция «Сказочная шкатулка»

­ Акция «Сказки на ночь»

Этап подготовки к расставанию

Цель: повышение дисциплинированности, анализ произошедших перемен, разработка программы дальнейших действий персонала.

Рекомендуемые методы и приемы:

­ методы оценки психологического климата в коллективе;

­ беседа;

­ наблюдение;

­ игровая терапия;

­ проектные методики;

­ вечерний «огонек».

Содержание деятельности:

­ Организация мероприятий, снижающих негативное психологическое состояние, вызванное скорым отъездом;

­ Проведение занятий, в ходе которых анализируются изменения, произошедшие в течение лагерной смены;

­ Изучение мнений ребят о лагерной жизни (анкета, беседа, стенная газета, сочинение и т.д.)

Направления работы

­ Коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста временного детского коллектива (итоговый сбор отряда, вручение грамот, методики на определение уровня развития коллектива - прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», линейка закрытия смены).

­ Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждым ребёнком (прощальный огонёк, обмен пожеланиями).

­ Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами для переписки, договор о встрече, беседа «Что вы будете делать после лагеря», индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере).

Критерии успешности периода:

­ нежелание уезжать из лагеря;

­ желание сохранить среду общения;

­ желание перенести то, чему научились в лагере на свой постоянный детский коллектив.

Третья зона конфликта

на 19-20 день возникает конфликт – «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома, без родителей, взрослые устают от нагрузок ежедневных, от того что оторваны от дома. Из «пика усталости» можно найти выход общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что они не успели узнать ни о себе, ни о взрослых. На этом этапе целесообразно проведение психологической акции «Подари себе настроение».


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: