Логика развития смены по этапам

В развитии каждой смене различается пять периодов. Смене предшествует подготовительный период, после приезда детей различают организационный (3 дня), основной (8 дней) и завершающий (3 дня) периоды, а после окончания смены следует не менее важная итогово-аналитическая работа.

Подготовительный период имеет свой план подготовки смены. Разработан алгоритм действий сотрудников учебного центра по подготовке смены.

Составление плана смены. Приглашение гостей программы. Определение круга задач для кейсов, обсуждаемых и решаемых командами детей в ходе смены.

Подготовка и обучение кадров, введение в программу и вебинар по особенностям работы с профи (преподавателями-наставниками) и экспертами (вожатыми).

Проведение заседания педагогического совета и инструктажа сотрудников.

Подготовка инфраструктуры и других материально-технических ресурсов (приобретение и/или ремонт), вывоз необходимой техники.

Отбор участников смены, вебинар для родителей.

В рамках организационного периода создается временные детские объединения, проходят тренинги на знакомство, командообразование и сплочение, ознакомительные занятия в аудиториях и лабораториях.

Выявление приоритетов и ожидания от смены ее участников. Олимпиада по математике и информатике «На старт!» с целью построения индивидуального образовательного маршрута, выявления субъектного опыта в контексте тематики смены, обозначения путей развития участников. Постановка индивидуальных целей, предварительный выбор пути ее достижения.

Знакомство с проектом «Кампус молодежных инноваций как сеть профильных смен», площадкой которого является программа «КОМПЬЮТЕРиЯ. Страна цифровых возможностей». Цели и задачи Кампуса, возможность участия лучших в Международном кейс-чемпионате. Приоритетные направления работы Кампуса.

Старт деловой игры. Знакомство с правилами деловой игры и законами жизни Страны КОМПЬЮТЕРиЯ. Ступени карьеры (зависимость материального, БИТового поощрения, от качества выполненной работы, достигнутого уровня мастерства) и достижения городов. Формирование команд-стартапов, определение круга решаемых задач, встречи с заказчиками. Знакомство со SCRUM методом работы над проектом

Выявление участников спортивных соревнований и турниров.

Формирование городов, включающее избрание органов местного самоуправления, оформление городской площади, делегирование представителей в министерства Страны КОМПЬЮТЕРиЯ, выдвижение кандидатов в депутаты Парламента.

Одна из важных задач первых дней состоит в том, чтобы УДИВИТЬ детей сразу после приезда в лагерь. Для этого участники

· быстро включаются в программу, чтобы не было времени скучать по дому;

· знакомятся с кругом задач, ожидающих решения и технологий, которые можно использовать в этом процессе;

· участвуют в веселых и интересных программах командообразования, чтобы с самого начала познакомиться и подружиться.

В этот период ребенок решает, какие именно роли он «примерит на себя» в текущей смене. В проектной команде он может быть экономистом, программистом, дизайнером, тестировщиком, менеджером. Кроме того, он может сделать и политическую карьеру, став мэром или избравшись в парламент. Участник программы продемонстрирует свои способности, выскажет пожелания, покажет себя на олимпиадах и в ходе тренингов.

Самоопределение ребенка, определение круга развиваемых компетенций в программе является важнейшим результатом организационного периода.

Ключевое мероприятие этого периода – это выборы в органы детского самоуправления, праздник «Приглашаем в программу!», старт проектной деятельности – собеседование с постановщиками задач (специалистами, сотрудниками МДЦ «КОМПЬЮТЕРиЯ»).

Основной период

Основной период продолжается 8 дней.

Основными формами деятельности временных детских коллективов являются проектная деятельность, где большое внимание уделяется науке и исследованиям, технологиям, экономике, творчеству, образовательные события, интеллектуальные турниры, мастер-классы, спортивные соревнования, коммуникационные тренинги. В этот период, главным образом, решаются поставленные программой задачи, происходит погружение в тему цифровой экономики, современного уровня решения проблем.

Заместитель руководителя программы по направлению «Экономика» организует деловую игру и, в ее рамках, проектную деятельность. На протяжении смены осуществляется четыре двухдневных цикла работы над проектом: постановка задачи и исследование подходов к ее решению, генерация идей; выбор приоритетного решения, обсуждение необходимых ресурсов, построение прототипа результата; предъявление заказчику и ретроспектива, анализ пройденного пути.

1. Постановку задачи осуществляют специально приглашенные гости, руководители организаций и служб, работающих на территории Международного детского центра. Кроме того, за годы реализации программы накоплен банк разнообразных как по форме, так и по содержанию кейсов. стартапы определяются с тем, какой из предложенных кейсов планируются решать. На этом этапе приоритетными являются такие направления смены, как экономика, технология, наука и исследование, коммуникации.

2. Для решения задачи используются современные технологиями, о которых дети узнают от сотрудников компании Яндекс Сергея Лисинчука и Никиты Маслова (https://business.yandex.ru/, https://yandex.ru/company/researches), от сотрудника компании Microsoft Дмитрия Сошникова (http://bit.do/ml4school). Дети знакомятся с дизайн-мышлением на мастер-классе преподавателем школы «Летово» Денисом Пискуновым. КОМПЬЮТЕРиЯ встречает гостей каждую смену. Это делегации известных компаний и, кроме того, молодые и успешные бизнесмены – дизайнеры, программисты, изобретатели. В эти дни можно принять участие в проводимом мероприятии или просто общаться с интересными людьми, задать свой собственный вопрос и получить ответ «из первых рук», консультацию и экспертную оценку выполненной работы. На этом этапе приоритетными являются такие направления смены, как образование, технология, наука и исследование, коммуникации, творчество.

3. Встреча ИТ-компаний с заказчиками, постановщиками задачи, обсуждение затрат на предложенные решения, возможностей изменения цены. На этом этапе приоритетными являются такие направления смены, как экономика, технология, наука и исследование, коммуникации, творчество.

4. Подготовка к итоговому выступлению с анализом деятельности на протяжении смены, полученных результатов. На этом этапе приоритетными являются все шесть направлений смены: наука и исследование, образование, технологии, экономика, коммуникации, творчество.

Ключевая характеристика всего, происходящего в лагере – познание через творчество, игру, труд, коммуникации и исследование. В составе детско-взрослых образовательных сообществ участники программы получают широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности.

Несмотря на выстроенную систему занятий, пребывание в лагере совсем не похоже на обычные курсы дополнительного образования. Характер образовательных событий подчиняется технологии эдьютеймента, и даже самая небольшая по времени активность несет в себе и развлекательный, и образовательный компонент. Другая широко используемая в программе педагогическая технология – смешанное обучение. Первичное знакомство с незнакомыми ранее темами, разделами, проходит самостоятельно и не по сигналу «свыше», а в связи с решаемой «здесь и сейчас» задачей. Всегда доступен преподаватель, который готов проконсультировать, а потом, в определенное время, новые темы обсуждаются, повторяются и закрепляются в аудитории.

Помимо основной линии работы, в жизни детей в лагере есть творческие занятия и вечерняя программа – это возможность творчески самореализоваться, петь караоке, танцевать, играть на сцене и, конечно, познакомиться с ИТ-решениями в искусстве (обсуждается по материалам сайта https://rusmuseumvrm.ru/, https://artsandculture.google.com/).

Содержание основного периода по основополагающей идее является общим для всех возрастов, но различается по содержанию и результатам. У младших проекты связаны с практической деятельностью (где сделать клумбу или проложить дорожки), а у старших это чаще связано с использованием дронов, датчиков и других робототехнических устройств. Продолжительность занятий тоже зависит от возраста, у младших это 30-35 минут, у старших – до полутора часов.

В программе соблюден баланс между занятиями в аудитории и на свежем воздухе. Здоровый образ жизни – это физические упражнения на свежем воздухе, спортплощадки, из которых дети индивидуально выбирают вид спорта. Большой выбор спортивных площадок: для баскетбола, волейбола, бадминтона, футбольное поле и поле для мини-гольфа, теннисный корт, бассейн и другое.

Несмотря на то, что мероприятия «приписаны» к одному из приоритетных направлений, в каждом из них соблюдается принцип сочетания нескольких из них: экономика, наука и исследование, образование, технологии, коммуникации, творчество.

Осуществляется мониторинг метапредметных, личностных и предметных результатов участников программы

Принцип индивидуальной системы роста каждого участника смены основывается на присуждение званий по итогам дня, недели, смены. Каждый ребёнок независимо от возраста в процессе участия в различных творческих состязаниях, конкурсах, турнирах получает звание «Мастер» одной из трех степеней:

«Будущий мастер» – звание, которое присваивается тем, кто активно участвовал в работе, чему-то научился. Присуждается по представлению города.

«Кандидат в мастера». Этого звания удостаивается активный участник нескольких конкурсов, состязаний, сюжетно-ролевых игр. Присуждается по представлению министерств.

«Мастер». Данную номинацию присуждается обладателю вышеперечисленных званий, победителю не менее 4 конкурсов или состязаний, а также за особые заслуги перед учреждением, тому, который сумел организовать пусть небольшую, но инициативную группу для участия в программе и готовится стать членом педагогического коллектива. Кроме того, дети награждаются грамотами и дипломами.

Свидетельство МАСТЕРА Значок МАСТЕРА Диплом участника Грамота участника

Таким образом отслеживается рост личности каждого ребёнка в программе.

Ключевые мероприятия основного периода:

  • Презентация стартапов
  • Мастер-класс «Дизайн мышление. Как найти идею»
  • Коворкинг «Ярмарка исследовательских идей»
  • Творческая лаборатория «Математический бой»
  • Квест «Мир профессий 21 века»
  • Интерактивная лекция «Работа инженера в ИТ-компании»
  • Игра от компании «Мой офис»
  • Тренинг «Loesje»
  • Интерактивная программа «Лучше всех!»
  • Поэтический вечер

Завершающий период

Завершающий период начинается за 3 дня до окончания смены и содержит заключительные мероприятия по всем основным линиям программы.

Финальная активность деловой игры – конференция проектных групп с отчетными материалами по выполненным работам. Представление продуктового результата – описание прототипа предлагаемого решения: алгоритмы поведения роботов, дронов, беспилотных автомобилей, интерфейсы сайтов, лендингов, мобильных приложений.

Финалы спортивных соревнований.

Оценка метапредметных, личностных и предметных результатов участников программы

Выходная диагностика, подведение итогов работы служб самоуправления, стартапов, временных творческих групп, выставка выполненных работ, закрытие смены, подведение итогов работы компаний.

Выдача рекомендаций участникам по совершенствованию позитивных результатов, полученных на протяжении тематической смены. Оценка качества смены по результатам анкетирования участников смены, отзывам родителей, педагогов, руководителей.

Ключевые мероприятия этого периода:

· конференция проектных групп,

· финалы проводимых экономических игр, соревнований,

· итог работы в компьютерных лабораториях КОМПЬЮТЕРиЯ.Skills,

· аукцион знаний,

· запуск челленджа в социальных сетях,

· форум городов.

Подведение итогов игры «Градостроительство», концерт закрытия смены, просмотр фото и видео отчета смены. В подведении итогов обязательно участвуют руководитель образовательной программы и его заместители, приглашенные гости. Благодаря этому обозначаются новые горизонты программы.

Таким образом, в конце завершающего периода мы достигаем поставленной цели – ребенку предоставлена возможность демонстрации компетенций, необходимых успешному гражданину цифрового общества, публичного признания, поощрения за увлеченность и добросовестность.

Итогово-аналитический период смены предполагает анализ событий и результатов, выяснения, что получилось, чего не хватило, как еще можно было поступить в конкретной сложившейся ситуации. Очень важен и интересен результат, полученный детьми на ключевых мероприятиях смены – финалах соревнований, форумах, конференциях, встречах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: