Сотрудничество с Международной ассоциацией антикоррупционных ведомств (IACCA)

 

Международная ассоциация создана в 2006 году в целях продвижения эффективности имплементации Конвенции ООН против коррупции и оказания содействия антикоррупционным органам в обеспечении взаимных консультаций, выработке рекомендаций и предложений в сфере борьбы с коррупцией. Агентство является полноправным членом Ассоциации с декабря 2006 года.

27) Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента РФ.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Административные запреты занимают весьма серьезное место в содержании антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих - соответствующие средства не позволяют служащему выйти за границы дозволенного ему поведения. В этой связи роль и значение запретов в соответствующем направлении административно-правового регулирования очень высока. В настоящее время запреты в механизме реализации антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих носят преимущественно общий характер, они обязательны для всех служащих, независимо от сферы управления. Такой подход сегодня уже нельзя признать в полной мере удовлетворительным. Должны получить развитие новые антикоррупционные запреты в системе государственной службы, которые будут находиться в зависимости от сферы государственного управления, от функции, которую выполняет соответствующий служащий, а также от коррупционных рисков, связанных со служебной деятельностью чиновника и занимаемой им должностью.

Рассматривая запреты, как составную часть антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих, можно прийти к выводу о том, что обозначенные средства известны институту государственной службы достаточно давно, а некоторые из них с момента своего первого нормативного закрепления практически не изменились. Особенность запретов, обусловленных режимом государственной службы, состоит в том, что они, по сути, являются обязанностями, соблюдение которых объективно необходимо, иначе государственная служба утратит свои социальные функции и станет местом решения хозяйственных и политических вопросов. Подобное положение вещей не может допустить ни одно государство, которое озабочено проблемой суверенитета своей государственной службы.

Исследование сущности антикоррупционных запретов дает возможность сделать вывод о том, что новые вызовы во внешней среде функционирования государственной службы обусловливают необходимость расширения антикоррупционных запретов на те сферы жизнедеятельности государственного служащего и членов его семьи, которые оказались под коррупционным воздействием. Поэтому вполне оправдан запрет на открытие государственным служащим счетов в кредитных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации. Также представляется необходимым вернуться к вопросу о запрете государственному служащему владеть недвижимостью в офшорных юрисдикциях, а также в тех странах, которые не присоединились к различным антикоррупционным конвенциям и соглашениям, действующим в этой сфере. Запреты, как составная часть антикоррупционных стандартов служебного поведения государственных гражданских служащих, могут быть эффективным средством противодействия коррупции только при их надлежащем обеспечении соответствующими мерами дисциплинарной и административной ответственности.
28) Однако, во всем мире вопрос борьбы с коррупцией поднимается все чаще. Что плохого в этом явлении?

Ну во-первых, коррупция, если смотреть в масштабах государства - явления подрывающее основы демократизма, так как подкуп должностного лица с тем, что бы он принял решение в пользу заплатившего, а е в пользу лучшего.

Во-вторых, это плохо так как нарушается система распределения ресурсов, в том числе и человеческих (это проявляется и в армии и в очередях на жилье и в системе наказания и прч.)

Ну и конечно же это нарушение закона, проявление неуважения к другим и пренебрежение норм морали и нравственности.

Общественная опасность данного преступления заключается в подрыве авторитета органов власти (управления), интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

Сам термин коррупция означает злоупотребление должностным лицом своей властью, правами и обязанностями в личных целях. Т.е. коррупция - это подкуп должностного лица, но не просто передача денег для получения собственной выгоды, выгода может быть обоюдной. Надо отметить, что на сегодняшний момент, если говорить именно о России, то вся трагедия коррумпированности власти, чиновников и прч. должностных лиц, заключается в том, что попадая в систему реализации властных функций человек уже автоматически втягивается в коррупцию, так как фактически не возможно жить вне этой системы и должностное лицо будет либо брать взятки либо покрывать коррупционеров.

Основные объекты коррупции - установленный законом порядок деятельности государственных органов и учреждений, а также органов и учреждений местного самоуправления, интересы службы в этих органах и учреждениях. Дополнительные объекты - общественная нравственность, материальные интересы потерпевшего.

Предметы посягательства - деньги, ценные бумаги, иное имущество. Предметом взяточничества также могут быть услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, иные имущественные права (см. абз. 1 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6). Однако в услугах/правах трудно усмотреть имеющую стоимостную оценку вещь материального мира, воздействие на которую влечет причинение вреда объекту преступного посягательства. Данные услуги/права должны получить оценку в денежном (имущественном) эквиваленте. Правда, в доктрине уголовного права по сию пору нет единого ответа на вопрос: можно ли признать такими услугами, например, лестную характеристику, хвалебную статью в газете, интимную связь? Если ответить на этот вопрос утвердительно, то возникает другой вопрос: по какому прейскуранту давать им оценку в денежном эквиваленте?

Деньги - валюта РФ и иностранная валюта (см. ст. 140 ГК). Валюта РФ - это находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты. Иностранная валюта - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Вышедшие из обращения, но представляющие нумизматическую ценность монеты и казначейские билеты могут быть признаны предметом взятки в качестве иного имущества.

Ценные бумаги - платежные документы (например, чеки, векселя), фондовые ценности (в частности, акции, облигации) и другие документы. Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (см. ст. 142, 143 ГК).

Иное имущество - драгоценные металлы, природные драгоценные камни, жемчуг, драгоценные металлы и камни в ювелирных и прочих изделиях, а также другие движимые или недвижимые материальные ценности, обладающие стоимостью.

Услуги имущественного характера предполагают передачу имущества или приватизацию объектов по заниженной стоимости, уменьшение арендных платежей, пользование банковскими ссудами по заниженным процентным ставкам, а также прочие оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги (например, предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных или иных работ) (см. также п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6).

Иные имущественные права находят выражение, например, в праве на вознаграждение за результаты творческого труда (выплата гонорара), в праве наследования имущества или владения/пользования им.

Итак, коррупция - это общественно опасное явление, однако, говорить о выведении должностных лиц из под влияния коррупции фактически не возможно. Это связано с тем, что сама система распределения властей, огромный чиновничий аппарат, большие территории самого государства на данный момент не позволяют бороться с данным явлением.

Безусловно, коррупция дискредитирует государство, унижает честь и достоинство обеих сторон, но разве это главное - важен сам факт того, что таким образом человек сможет добиться желаемого результата. А потому, со взяточничеством просто необходимо бороться и главным рычагом борьбы можно считать законотворческую и оперативно-розыскную деятельность. Но, кроме этого необходимо так же доносить информацию и до самих граждан. Ведь как известно, при даче взятки должностному лицу виноваты обе стороны. Так почему нельзя наказывать и тех кто дает эти самые взятки, ведь получается, что при даче взятки, когда шел оперативно-розыскной процесс, человек сам идет на преступление, он подставляет взяточника и выставляет себя далеко не с лучшей стороны, но он помогает следствию, а другие, которые до него давали взятку этому сотруднику, почему их не накажут? Ведь что заставляет человека не нарушать закон - в первую очередь это наказание. Человек знает, что если он украдет, убьет, применит силу, его посадят. То же самое необходимо ввести и по отношению к коррупции.

В современных условиях, в условиях действия существующего права и существующих нормативных правовых документов в сфере финансов государственная финансовая система Российской Федерации становится по факту «настроенной» на осуществление практически беспрепятственного вывода денежных средств в особо крупных размерах из легального оборота и нецелевое расходование бюджетных средств.

Одним из существенных элементов, обеспечивающих возможность сокрытия и дальнейшего нецелевого расходования бюджетных, средств является, прежде всего, действующая система государственных закупок. Значительный коррупционный потенциал этого направления государственной деятельности обусловлен, в частности, наличием возможности осуществления неформальных предварительных договоренностей между государственным заказчиком и конкретным исполнителем, с которым путем манипулирования процедурой конкурсного производства может заключаться договор. Это образует в бюджетной сфере определенную систему «теневых процессов», как совокупность процедур финансово-хозяйственной деятельности, сокрытых от государственного контроля и направленных на незаконный вывод денежных средств из легального экономического процесса и бюджетного финансирования.

Анализируя всю цепь коррупционных операций, поддающихся внешнему контролю: от размещения информации о проведении конкурсных торгов до реализации итогов конкурсов, - можно выделить основные механизмы реализации и обеспечения бесперебойного осуществления указанных теневых процессов.

В частности:

- заключение государственных контрактов с заранее определенным кругом лиц;

- формирование завышенной и нецелесообразной структуры себестоимости приобретаемых товаров, работ и услуг;

- инвестирование и субсидирование организаций, не способных и не имеющих цели в целевом освоении бюджетных средств;

- установление коррумпированных связей в правоохранительных и контролирующих органах с целью обеспечения безопасности теневой составляющей бюджетного процесса и т.д.

В результате реализации этих механизмов формируется и постепенно расширяется круг компаний, которые, наладив отношения с организаторами конкурсов, не заинтересованы в изменении ситуации и участия в конкурсах новых участников.

В определенной мере такие действия могут объясняться тем, что все участники рассматриваемых коррупционных отношений имеют большие вложения в соответствующий бизнес. Только получая заказы, они могут обеспечивать существование такого бизнеса, а потеря заказов грозит им катастрофой. Таким хозяйствующим субъектам безразлично, соблюдается ли законодательство при проведении конкурсов или нет. От определенной безысходности они готовы идти на любые нарушения действующего законодательства и противоправные действия, лишь бы какая-то доля заказов гарантированно им доставалась и обеспечивала их существование. И этим пользуются недобросовестные организаторы конкурсов. Указывая в конкурсной документации цену, практически лишающую предприятия возможности получить прибыль, недобросовестные организаторы с уверенностью могут привлечь к участию в конкурсе заплатившее им "дружественное" предприятие, которое этот конкурс и выиграет. При этом вопрос о качестве работ такого предприятия не будет актуальным, что, в конечном итоге и позволяет исполнителю, реализующему заказ, получать какую-то прибыль.

В том случае, если бы конкурс выиграло предприятие, не из круга «избранных», вопрос о качестве работ мог бы стать главенствующим, а технические требования и условия госзаказчика было бы сформулировано таким образом, что исполнитель не сможет им соответствовать. Также не исключается возможность того, что при работе "дружественного" предприятия возникнет необходимость проведения дополнительных работ, которые при формировании условий конкурса не могли быть учтены, но которые неразрывно связаны с производимыми работами и, конечно же, должны быть оплачены.

Кроме того, формальное соблюдение большей части требований законодательства в отношении процедуры проведения конкурсных торгов не обеспечивает беспристрастность оценок конкурсных комиссий. В сохранении такого положения заинтересованы не только организаторы торгов, но и часть их участников. В связи с этим в настоящее время требуется модификация существующих правил организации и проведения конкурсных торгов, а также повышение правовой культуры участников конкурсов.

Законодательство, регулирующее проведение конкурсных торгов, нельзя признать полностью исключающим коррупционные "лазейки".

Однако, для борьбы с коррупцией недостаточно одного принятия закона. Важна еще и правоприменительная практика. Важно, чтобы лицо, пострадавшее от коррупции имело реальную возможность защиты своих прав, чтобы ему было, куда обратиться за справедливым разрешением конфликтной ситуации, не попав из одних коррупционных сетей в другие.

Казалось бы, все просто: если твои интересы нарушены – обратись в суд, если в отношении тебя совершено преступление (например, имеет место вымогательство взятки) – обратись в правоохранительные органы. Однако значительная часть населения все еще не верит в благополучное и справедливое разрешение поданных жалоб, небезосновательно полагая, что и в правоохранительных органах, и в судах коррупция еще окончательно не истреблена. А вот в то, что после таких обращений за защитой своих прав могут возникнуть проблемы при участии в последующих конкурсах – верят. И убедить их в обратном сможет только надлежащая правоприменительная практика и жесткая регламентация действий организаторов торгов.

В противном случае каждое пострадавшее от коррупции лицо сочтет за благо никуда не обращаться и ни на что не жаловаться, из опасений пострадать больше прежнего. Их можно понять – когда созданное предприятие или осуществляемое предпринимательство является единственным и безальтернативным источником дохода, то рисковать собственным благополучием без реально обеспеченной поддержки государства – безрассудно, хотя бы потому, что беднейшим слоям населения еще труднее защитить свои права. Это порождает уступки коррупционерам, а совершенные уступки влекут за собой еще большие уступки, безнаказанность и еще большую алчность вымогателей. И так продолжается до тех пор, пока размер требуемых взяток не лишит предпринимателя всех преференций и экономических выгод от дачи взятки (законы рынка здесь тоже работают).

Описанную выше модель коррупционных проявлений можно назвать классической – в ней предполагается, что существует понуждение ущемленной в правах стороны к даче взятки и ее бессильное нежелание давать взятку.

Другой механизм, внешне схожий с первым, реализуется тогда, когда имеются и иные мотивы осуществления тех же коррупционных деяний – со случаями, когда во взятке заинтересованы обе стороны – и дающая и получающая. В результате образуется некий коррупционный сговор, когда в ущерб интересам общества и фактически за его счет взяткодатель и взяткополучатель решают вопросы на взаимовыгодных условиях и заинтересованы в продлении сложившихся коррупционных отношений.

Такое может происходить, когда взяткодатель (участник конкурса) заранее невысоко оценивает свои шансы на победу, когда он знает, что не является лучшим и не сможет противостоять соперникам в равной борьбе. Зачастую такое происходит из-за правовой безграмотности участников конкурсов. Также случается, что это обусловлено беспокойством обнаружения несоответствия фактического состояния организации тем документам, которые представлены на конкурс, то есть тем, что один подлог влечет за собой другой, гораздо больший, чем первый. Имеют место и случаи, когда в конкурсах участвуют дружественные организаторам, иначе говоря, подставные участники, победа которых заранее предопределена.

Все изложенное выше способствует привыканию общества к коррупционным проявлениям, к восприятию коррупции как естественного, неустранимого зла, с которым проще сотрудничать, нежели бороться. К тому же, при невысоких доходах большей части населения и недостаточном платежеспособном спросе, борьба за выигрыш в конкурсе зачастую становится одной из форм борьбы за выживание на рынке.

Действительно, небольшие фирмы и предприниматели, не обладающие достаточной клиентской базой, в данных условиях поставлены перед выбором: либо давать взятки и продолжать существование в качестве субъекта предпринимательства, либо не давать взяток и закрыть предприятие.

Однако получение взяток в обмен на привилегии и обеспечение возможности получения государственного заказа не являются основным источником поступления бюджетных средств в теневой сектор. Такую возможность обеспечивает систематическое завышение себестоимости товаров, работ и услуг поставляемых в рамках выполнения государственных заказов. Образовавшиеся в результате завышения расходов по государственному контракту образуются неучтенные денежные средства, которые впоследствии делятся между заказчиком и исполнителем. При этом наибольший ущерб наносит так называемый долевой фактор, то есть из легального денежного оборота выводится не какая-то конкретная сумма, а процент от всех перечисленных, в рамках государственного контракта, денежных средств.

Таким образом, заинтересованность исполнителя и заказчика не ограничивается получением и выполнением заказа, а включает в себя и максимизацию объемов выполняемой работы или поставляемой продукции, поскольку это обеспечит увеличение размеров бюджетного финансирования.

В результате коррупционный механизм начинает функционировать не в ходе заключения государственных контрактов, а еще на стадии планирования и формирования сметы предлагаемого проекта. В результате в подготавливаемых документах содержаться «лишние» услуги и продукция, завышаются объемы работ, приписываются излишние операции. Это зачастую обуславливает отрицательную рентабельность государственных проектов. Более того, к излишним расходам необходимо добавить и искусственное завышение себестоимости выполняемых работ и поставляемой продукции. Этот фактор и обуславливает низкую эффективность реализации большинства государственных программ и национальных проектов, а на бюджет ложится колоссальная нагрузка, поскольку возникает вынужденная необходимость учитывать так называемую коррупционную надбавку к стоимости государственного контракта.

В настоящее время коррупция достигла того уровня, когда интересы коррупционеров препятствуют реализации интересов крупного бизнеса в регионах и ставят под угрозу срыва реализацию национальных проектов. Происходит деформация механизма конкуренции, так как дача взятки обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые, коррупционные монополии (часто связанные с организованной преступностью), снижает эффективность экономики в целом. Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства. Практически сложилась ситуация, когда коррупция стала важнейшим тормозом формирования цивилизованных рыночных отношений, создания новых предприятий, экономического роста. В результате увеличивается социальная напряженность, так как коррупционный механизм увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.

Посредством функционирования указанных выше теневых процессов обеспечивается постоянный вывод бюджетных денежных средств из легального оборота и их перевод в теневую экономику. Но в отличие от классического понимания источников вливания денег в теневой сектор, согласно которому это средства образованные за счет уклонения от уплаты налогов или ведения предпринимательской деятельности без государственной регистрации, коррупционный механизм обеспечивает не поступление, а именно финансирование теневой составляющей национальной экономики. Причем финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. В результате складывается парадоксальная ситуация, в теневую экономику денежный капитал поступает как в случае неуплаты налогов и в результате их перечисления налогоплательщиком в бюджет. А приоритетные национальные проекты, имеющие значительный объем государственного финансирования становятся, фактически, неиссякаемым источником обеспечивающим прирост теневого капитала. Именно это и обуславливает отсутствие прогресса в сфере борьбы, как с теневой экономикой, так и с коррупционной составляющей

Таким образом, в качестве ключевого фактора, позволяющего функционировать теневому сектору в национальной экономике, включая сферу реализации приоритетных национальных проектов, легко адаптироваться к изменяющимся условиям, выступает системная угроза экономической безопасности России - коррупция во взаимосвязи с системой теневых расчетов, сформировавшейся на основе легальной системы денежного обращения и прежде всего, наличного денежного обращения.

29) В последнее время проблема коррупции и потенциальные пути её решения привлекают всё больше внимания не только теоретиков, но и практиков. Этот факт является чрезвычайно важным, так как знаменует переход от теоретического осмысления коррупции как таковой к попыткам развернуть более или менее комплексную борьбу против причин и следствий самой проблемы.

Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время существует определённый дефицит работ сравнительно-методологического характера в области антикоррупционных стратегий. Этот факт, безусловно, негативно сказывается на оценке эффективности антикоррупционных программ из-за ограниченности поля зрения их разработчиков.

Данная работа имеет своей целью восполнение упомянутого пробела и посвящена сравнительному анализу стратегических подходов к борьбе против коррупции. Такой анализ будет наиболее эффективен в случае применения стандартизованной процедуры, обеспечивающей максимальную сопоставимость получаемых результатов, и в нашем случае такой методологической базой послужит метод SWOT-анализа1.

Все многообразие антикоррупционных стратегий мы разделили на три вида: системная стратегия устранения причин, «стратегия войны» и стратегия сознательной пассивности. В реальности антикоррупционная стратегия подчас представляет собой гибрид трех видов. Однако в любом случае доминирует то или иное начало. Именно это, с нашей точки зрения, и оправдывает некоторый схематизм работы. Перейдем к детальному рассмотрению стратегий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: