Системное устранение причин коррупции

Общая характеристика и типология

Из самого названия стратегии не трудно установить, что основной акцент при её выработке ставится на устранение причин, порождающих коррупцию, а не внешних манифестаций этой проблемы (то есть коррупционеров).

Парадигма метода системного устранения причин многообразна. Внутри нее можно выделить радикальных и умеренных приверженцев этой стратегии. К числу первых относится, например, исследование2, которое делит всё многообразие антикоррупционных стратегий в зависимости от наличия или отсутствия антикоррупционного закона и специализированного антикоррупционного ведомства. Получившиеся таким образом несколько вариантов антикоррупционных стратегий демонстрируют нам вариант «антикоррупционного институционализма»3, доведенного до абсурда.

Умеренный «антикоррупционный институционализм» осознает ограниченность своей программы рамками «здоровых обществ» (S. Rose-Ackerman)4. В любой своей форме (кроме абсурдных) «антикоррупционный институционализм» выглядит достаточно привлекательно: комплексность подхода завораживает и вселяет уверенность в успехе реформ.

Содержание стратегии

Как правило, стратегии по системному устранению причин однообразны. Представление об их содержании можно получить из приведенной ниже «единой многоцелевой стратегии борьбы с коррупцией», разработанной сотрудниками Мирового Банка5. Она состоит из пяти разделов:

1. Институциональные основы:

  • институционализация независимой и эффективной судебной власти;
  • расширение сферы действия парламентского контроля;
  • обеспечение независимости правоохранительных органов.

2. Политическая ответственность:

  • политическая конкуренция, заслуживающие доверия политические партии;
  • прозрачность в финансировании партий;
  • прозрачность процедуры голосования для избирателей;
  • правила, регулирующие вопрос конфликта интересов на госслужбе.

3. Расширение возможностей участия гражданского общества:

  • гарантирование свободы информации;
  • усиление роли СМИ.

4. Конкурентный частный сектор:

  • реструктуризация монополий с целью повышения конкурентных начал;
  • снижение барьеров входа на рынок;
  • прозрачность корпоративного менеджмента;
  • увеличение прав деловых ассоциаций.

5. Управление государственным сектором:

  • найм на государственную службу на основе заслуги;
  • децентрализация власти;
  • повышение прозрачности бюджетного процесса;
  • повышение прозрачности в налоговой администрации.

Очевидные преимущества стратегии

Первое очевидное преимущество стратегии состоит в её системности. Подчас коррупция принимает характер институциональной ловушки, встраиваясь в социальную реальность. Так, по мнению В. М. Полтеровича, коррупция в России органично переплелась с другими неэффективными устойчивыми социальными нормами (неплатежи, бартер, уклонение от налогов)6. Преодолеть её в таком случае может только системная борьба с коррупцией, которая взламывает все подпирающие и усугубляющие коррупцию социальные практики. Системность наделяет также эту стратегию потенциалом преобразования всего государства, и его отношения с гражданским обществом.

Кроме того, системная стратегия не отрицает возможности преследования коррупционеров. Однако, в отличие от «стратегии войны», которая «зацикливается» на коррупционере, стратегия устранения условий и здесь ориентирована не столько на самого коррупционера, сколько на ликвидацию стимулов к совершению коррупционных преступлений. В данном случае разработчики стратегии уповают преимущественно на истинность уравнения Becker7, согласно которому преступление совершается только в том случае, если полезность коррупции выше, чем полезность честности, а вероятность быть пойманным достаточна низка. Применительно к стратегии противодействия коррупции это означает, что необходимо повышать полезность честности и вероятность наказания.

В некотором смысле рассматриваемая стратегия претендует на универсальность своего применения в любом обществе. С одной стороны, она не нарушает прав и свобод человека, и, следовательно, в отличие от «стратегии войны», может быть применима и в условиях перехода к демократии, когда любое посягательство на права и свободы воспринимается остро и может поставить вопрос о легитимности режима. С другой стороны, она вполне может использоваться и в авторитарных политических системах, признавших, наконец, тщетность других стратегий.

В плане реализации у стратегии также есть ряд преимуществ. Поскольку она не предусматривает жесткого наказания виновных коррупционеров, единственной преградой на пути осуществления программы будет бюрократическая инерция, а не саботаж, который наиболее вероятен в случае широкомасштабного применения «стратегии войны».

Недостатки стратегии устранения условий

Стратегия устранения условий – нечто большее, чем совокупность определенным образом структурированных мероприятий, реализовав которые, можно надеяться на уменьшение уровня коррупции в обществе. Она является продуктом особого отношения к миру и человеку. В ряде случаев, это особое отношение, основные составляющие которого будут приведены позднее, является залогом эффективности стратегии (например, обеспечивая такое качество, как системность). Однако в большинстве случае это отношение ведет к общей неэффективности стратегии. Поэтому мы позволили себе разделить все недостатки стратегии на два вида – методологические и производные от них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: