Перспективы развития туризма на островах Индийского океана

 

Международный туризм на островах Индийского океана активно развивается с середины ХХ века. За более чем 50 лет развития, во всех странах произошли значительные изменения – Шри-Ланка и Мальдивы получили независимость от Великобритании, Коморские острова – от Франции, Сейшельские острова отказались от социалистического строя, также произошли значительные изменения в экономике.

Начиная с 90-х гг ХХ века, для Маврикия, Мальдивских и Сейшельских островов основой экономики является международный туризм, доходы от которого превышают 70% ВПП государств. Немного меньше, около 55% доходов, приносит туризм Шри-Ланке.

Сейшельские острова, Мальдивы и Маврикий привлекают туристов экзотической, первозданной природой, возможностью уединения на километрах чистейших пляжей океанского побережья – то есть тем, что предоставила сама природа. Однако туристы становятся все более требовательны, и для удовлетворения их запросов необходимо создавать новые условия.

Для привлечения туристов стали создаваться огромные гостиничные комплексы, включающие в себя всё необходимое для отдыха и развлечений. Например, на о. Маэ (Сейшельские о-ва) турподразделение группы компаний Emirates строит новый курорт (планируется завершение строительства в 2010 году). Площадь курорта составит 9 га. Основная часть будет включать 186 комнат для семейного отдыха, 230 и более дорогих коттеджей. В эксклюзивной части будет построено 15 бунгало и 40 вилл. В каждой части будет несколько бассейнов, но в центре курорта будет сооружен самый большой на островах бассейн площадью 2,5 га [7].

Большинство отелей стали предлагать насыщенную экскурсионную программу, организацию праздников и фестивалей с участием коренного населения, возможности для рыбалки, дайвинга и других водных видов спорта, а также проведение свадебных церемоний. На данный момент, первое место среди направлений свадебного туризма занимает Шри-Ланка, затем следуют Мальдивы и Сейшелы [6].  

Маврикий и Шри-Ланка, кроме отдыха на побережье, могут предложить посещение множества культурных достопримечательностей. На Шри-Ланке, например, 15 национальных парков, 7 исторических памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО, а также большое количество ботанических садов и чайных плантаций. Маврикий может предложить для посещения города с прекрасной архитектурой. Туроператоры стали предлагать комбинированные туры на эти острова – несколько дней в центре страны и несколько дней отдыха на побережье [14].

Теоретически, курорты Шри-Ланки могут принимать до 600 тыс. туристов ежегодно, но напряженная обстановка в стране (вооруженные столкновения между вооруженными силами и повстанцами) сокращает прибытия туристов до менее 500 тыс. в год [16].

Мадагаскар также может быть интересным и перспективным местом для туризма. Но для интенсивного развития туризма существует масса препятствий, связанных, в основном, с неразвитостью инфраструктуры. Много сложностей и в том отношении, что знаменитая природа Мадагаскара сохранилась весьма неважно и только в редких, удаленных местах. Хотя на острове, действительно, есть все, о чем принято писать в классической страноведческой и туристической литературе, - лемуры, знаменитое дерево путешественников и прочее, но в естественном виде все это существует в небольших количествах и не вполне удобных для посещения местах [18].

Есть планы доведения количества туристов до 100 тысяч человек ежегодно, но это, скорее, только планы, хотя для их реализации уже затеяли строительство нескольких новых отелей 4-звездного уровня [15].

Можно отметить, что в отношении туризма Мадагаскар сильно уступает таким островным государствам как Маврикий, который ежегодно посещают около 250 тысяч туристов, и другим островам Индийского океана. В развитии международного туризма на Мадагаскаре акцент делается на экзотической рыбной ловле, но это не вполне убедительное развлечение, чтобы заставить туристов пересекать половину земного шара исключительно ради этого странного занятия. Учитывая постоянную политическую нестабильность острова, в обозримом будущем он вряд ли сможет привлекать большее количество туристов [18].

Единственное, что может изменить положение, - это налаживание связей Мадагаскара с ЮАР. В таком варианте количество иностранных туристов в лице белых южноафриканцев может быть достаточно велико, но это станет возможным только в случае широкомасштабного развития связей Мадагаскара и ЮАР.

В то же время нельзя не отметить серьезного противоречия между декларациями о развитии туризма на Мадагаскаре и желательности его интенсификации и реальным положением дел. Попасть туристу на Мадагаскар весьма сложно. Существуют реальные проблемы с получением виз, которые обязательны для всех, независимо от гражданства. По Мадагаскару практически нет столь уважаемых западными путешественниками и отдыхающими туристических пакетов, которые сочетали бы отдых на побережье с турами по острову. Даже из ЮАР, расположенной в непосредственной близости, организовать поездку на Мадагаскар очень сложно.

Интересным противоречием туристического бизнеса Мадагаскара является несоответствие дешевизны страны и низкого уровня доходов ее населения с дороговизной гарантированного качественного сервиса. Если не ставить своей целью возвращение назад к природе, то за туристический сервис приходится платить очень немало. По стоимости туристических услуг Мадагаскар не уступает западным странам, но при этом сохраняется высокая вероятность того, что, несмотря на заплаченные деньги, сервис не будет достаточно качественным.

Все это, естественно, осложняет развитие туризма на острове. В целом, нельзя не заметить, что Мадагаскар - достаточно закрытая страна, где в реальности не особенно приветствуются визиты иностранных туристов. Как это часто бывает в жизни, декларации очень сильно расходятся с реалиями [12].

Нестабильная политическая обстановка и традиционная «закрытость» исламских Коморских островов также, как на Мадагаскаре, препятствует развитию международного туризма. В последние несколько лет ситуация начала изменяться к лучшему. К 2012 году Холдинг Dubai World, владельцем которого является правитель Дубая, собирается инвестировать $70 млн в строительство жилой недвижимости и отеля класса «люкс» на одном из Коморских островов [17].

 В рамках организации КИО (Комиссия стран Индийского океана - международная организация по развитию) Союз Коморских Островов участвует в программе развития единого туристического маршрута под названием «Красочные острова», объединяющего Маврикий, Мадагаскар и Сейшелы [19].

Острова Индийского океана традиционно считаются дорогим, элитным направлением туризма. Но в последние годы на большинстве островов строятся отели 3*, снижают цену чартерные перевозки, специальные «горячие предложения» делают острова доступными и для туристов с не самым высоким доходом.

 



Заключение

 

В ходе курсовой работы Островной туризм в Индийском океане было исследовано современное состояние туризма островных государств - Республики Мадагаскар, Республики Сейшельские острова, Республики Маврикий, Союза Коморских островов, Мальдивской республики, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка и его влияние на экономику этих стран.

Для этого было описано географическое положение, население, природные и культурные достопримечательности государств, изучены данные по международным авиаперевозкам, внутреннему транспорту и средствам размещения на островах, основным видам туризма, приведены статистические данные по прибытиям туристов, доходам от международного туризма, исследовано положение стран Индийского океана на Российском рынке, определены перспективы развития международного туризма на островах Индийского океана.

Были сделаны следующие выводы:

Ø все островные государства Индийского океана имеют благоприятные условия для развития международного туризма;

Ø все эти страны обладают уникальными природными и культурными достопримечательностями и большинство из них активно использует свой туристический потенциал;

Ø  наиболее популярными среди островов Индийского океана являются Мальдивы, Сейшелы и Маврикий;

Ø российские туристы проявляют большой интерес к отдыху на островах, что позволяет туроператорам активно развивать это направление; 

Ø для доставки туристов на острова наибольшей популярностью пользуются регулярные авиарейсы компаний Emirates и Qatar Airways, освоивших все направления по Индийскому океану;

К перспективным направлениям развития туризма на островах Индийского океана были отнесены: стабилизация политической и экономической обстановки, строительство комплексных отелей с различными ценовыми категориями, развитие экологического туризма и культурно-развлекательных программ, участие в международных программах развития туризма.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: