Задачи и методы проведения аналитической работы

 

Теория и практика, выработанные веками наглядно доказывают, что нель­зя дать реальную оценку развития определенного экономического явления, ка­тегории без проведения соответствующего анализа в динамике.

Цель проведения аналитической работы: дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не рабо­тающим на данном предприятии, но заинтересованных в его экономическом и финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного сужде­ния, например, о рациональности использования вложенных в предприятия до­полнительных инвестиций и тому подобное; разработка и принятие обоснован­ных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта; получение наибольшего числа ключе­вых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изме­нений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как те­кущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу.

Необходимо обратить внимание на то, что не только временные границы определяют альтернативность целей экономического анализа. Они зависят так­же от целей субъектов экономического анализа, т. е. конкретных пользователей экономическо-финансовой информации.

Цель аналитической работы достигается в результате решения опреде­ленного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитические задачи представляют собой конкретизацию цели анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения ана­лиза.

Основными задачами аналитической работы являются: контроль за вы­полнением планов реализации продукции и получения прибыли, изучение динамики; определение влияния как объективных, так и субъективных факто­ров на формирование финансовых результатов; выявление резервов роста прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увели­чения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В процессе проведения аналитической работы используется целая систе­ма важнейших показателей, которые объединяются в 5 макро групп в зависи­мости от экономического содержания: показатели затрат; показатели затрато-емкости; показатели результатов; показатели - факторы; обобщающие показа­тели.

Основными приёмами (методами) аналитической работы являются: срав­нение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других организаций. Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, ин­дексы и т. д.). Иногда в экономическом анализе применяются выборочные на­блюдения, дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели.

Для наглядного изображения в аналитической работе используются схе­мы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается по отдельным частям, по времени возникновения и т. д., т. е. анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемых показателей путём синтети­ческих накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анали­за в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений.

На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предло­жения по устранению установленных недостатков, узких мест и дальнейшему улучшению работы анализируемых строительных организаций. Результаты анализа оформляются заключениями, объяснительными записками, постанов­лениями или решениями.

Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исход­ной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтер­ская или финансовая отчетность предприятия - это лишь "сырая информация", подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбы­та, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная дело­вая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является резуль­татом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анали­за и управления.

Основной принцип аналитического чтения экономическо-финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т. е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историко-логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направ­ленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика экономического анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчет­ности с предыдущим периодом;

- вертикальный анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции ди­намики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных осо­бенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйствен­ный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показа­телей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на ре­зультативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: