Анализ валового дохода по направлениям деятельности

 

Проанализируем валовой доход в разрезе отдельных товарных групп, что позволит получить ответы на следующие вопросы: в какой степени (удельные веса торговых надбавок) та или иная товарная группа участвует в формирова­нии валового дохода; какие товарные группы в основном формируют валовой доход; продажа каких ассортиментных групп приносит предприятию мини­мальный доход (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 - Анализ валового дохода по направлениям деятельности

 

Товарные группы

2005 roz

2006 гол

Средне-годовые уд. веса

Изменение

уд. весов

выручка

валовой доход

выручка

валовой доход

S уд. вес S ур-нь уд. вес S уд. вес S ур-нь уд. вес Выручка ВД Выручка ВД
Тренажеры 1610,9 12,2 437.4 27,15 18,59 1932,3 12,5 205,3 10,62 11,81 12.35 15,2 0,29 -16,53
Туристические товары 1927.8 14.6 260,7 13;52 11,08 2164.1 14 183,4 8.5 10,55 14,3 10,82 -0,62 -5,02
Спортивная одежда и обувь 871,5 6,6 142,3 16,33 6,05 1097.5 7,1 116,5 10,6 6,7 6,85 6,38 0,48 -5.73
Кемпинговые товары 1161,9 8,8 299,5 25,78 12,73 1360,3 8.8 216.4 15,9 12,45 8,8 12,59 0,017 -9,88
Лодки надувные 1927,8 14,6 237,2 12,3 10,08 2303,2 14,9 184,1 7,99 10,59 14,75 10,34 0,335 -4,31
Моторы подвесные 1333,6 10,1 276,2 20,71 11.74 1499.4 9.7 216,4 14,4 12,45 9.9 12,1 -0.38 -6.31
Рыболовные товары 1637,3 12,4 238,8 14,58 10,15 1932,3 12.5 184.4 9.5 10,61 12,45 10,38 0,098 -5,08
Товары для тенниса 11223 8,5 272,7 24,29 11.59 1375,8 8,9 200.2 14,6 11,52 8,7 11,56 0.33 -9,69
Бильярдные столы 1610.9 12,2 387,9 11,66 7,99 1808,6 11,7 231,5 12,8 13,32 11,95 10,66 -0,55 1,14
Итого: 13204,1 100 2352.8 17,82 100 15458,0 100 1738,2 11.24 100 100 100   -

 

Наиболее доходной является реализация бильярдных столов. Например, в 2006 году занимая всего 11,7 % общего объема оборота, тем не менее, доля от их дохода составила 13,32 % всего полученного валового дохода, что на 0,87 % больше доли кемпинговых товаров и моторов подвесных и на 1,51 больше тре­нажеров.

Максимально приближен уровень валового дохода по спортивной одежде и обуви к аналогичному показателю предприятия в целом (соответственно: 10,6 и 11,24), однако его участие в формировании валового дохода составляет по­следнее место - 6,7 %.

Самый большой удельный вес в выручке предприятия приходится на до­лю надувных лодок - 14,9 %, что на 3,2 и 6,1 % больше сравнимого результата по бильярдным столам и кемпинговым товарам. Но, тем не менее, по формиро­ванию валового дохода оно занимает пятое место после бильярдных столов, кемпинговых товаров, подвесных моторов, тренажеров, товаров для тенниса.

Минимальную долю в формирование валового дохода внесла спортивная одежда и обувь, удельный вес которой составил всего лишь 6,7 %, что на 6,62 % меньше сравнимого показателя бильярдных столов, на 5,75 % по отношению к кемпинговых товаров и подвесных моторов.

В 2005 году наблюдалась совсем иная ситуация.

Наиболее доходными являлись тренажеры. Занимая 12,2 % общего объе­ма оборота, тем не менее, доля от их дохода составила 18,59 % всего получен­ного валового дохода, что на 5,86 % больше доли кемпинговых товаров и на 6,85 % больше подвесных моторов.

Максимально был приближен уровень валового дохода по спортивной одежде и обуви к аналогичному показателю предприятия в целом (соответст­венно: 16,33 и 17,82), однако его участие в формировании валового дохода со­ставило последнее место - 6,05 %.

Самый большой удельный вес в выручке предприятия приходился на до­лю надувных лодок и по реализации туристических товаров - 14,6 %, что на 2,41 % больше сравнимого результата по тренажерам и бильярдным столам.

Минимальную долю в формирование валового дохода внесла спортивная одеж­да и обувь, удельный вес которых составил всего лишь 6,05 %, что на 12,54 % меньше сравнимого показателя по тренажерам, на 6,68 % по отношению к кемпинговым товарам и на 5,69 % по отношению к подвесным моторам.

Данные таблицы 2.5 свидетельствуют, что по продаже бильярдных столов за исследуемый период времени возрос уровень валового дохода на 1,14 % (12,8 - 11,66) к обороту. Обращает на себя внимание тот фактор, что по тури­стическим товарам, спортивной одежде и обуви, надувным лодкам, рыболов­ным товарам, бильярдным столам уровень валового дохода в 2005 году был меньше среднего уровня по предприятию.

Таким образом, преобладающий удельный вес в формировании валового дохода за 2005 год внесла реализация тренажеров, кемпинговых товаров и под­весных моторов, их удельный вес составил соответственно 18,59, 12,73 и 11,74 %, т.е. 43,06 % всей величины дохода. В 2006 году прослеживается иная тен­денция. Преобладающий удельный вес в формировании валового дохода внесла продажа бильярдных столов, кемпинговых товаров, подвесных моторов, их удельный вес составил соответственно 13,32, 12,45 и 12,45 %, т.е. 38,22 % всей величины дохода, что на 4,84 % меньше, чем в 2005 году.

Степень влияния изменения ассортиментной структуры оборота на изме­нение валового дохода предприятия покажем на примере таблица 2.6.

 

Таблица 2.6 - Степень влияния изменения ассортиментной структуры оборота на изменение валового дохода предприятия

Товарные группы

Структура выручки. %

Базисные уровни валового дохода

Процентные числа

2005 г 2006 г Изменение
Тренажеры 12,2 12,5 0,29 27,15 7,8735
Туристические товары 14,6 14 -0,62 13,52 8,3824
Спортивная одежда и обувь 6,6 7,1 0,48 16,33 7,8384
Кемпинговые товары 8,8 8,8 0,017 25,78 0,43826
Лодки надувные 14,6 14,9 0,335 12,3 4,1205
Моторы подвесные 10,1 9,7 - 0,379 20,71 7,84909
Рыболовные товары 12,4 12,5 0.098 14,58 1,42884

Продолжение таблицы 2.6

 

Товары для тенниса 8,5 8,9 0.33 24.29 8,0157
Бильярдные столы 12,2 11,7 - 0,55 11,66 6,413
Итого В т.ч. на рубль выручки 100 100 - - 52.36 0,52

 

Увеличение среднего уровня валового дохода за исследуемый период - на 0,52 % к выручке - произошло в связи с тем, что в ассортиментной структуре оборота снизился на 0,62, 0,379 и на 0,55 % удельный вес продаж туристиче­ских товаров, реализация подвесных моторов и бильярдных столов, а с другой возросла доля товаров для тенниса на 0,33 %, имеющей средний уровень торго­вой надбавки в 1,3 раза превышающий сравниваемый показатель предприятия в целом.

 

Сводная оценка анализа валового дохода на предприятии

 

Влияние всех приведенных факторов на величину валового дохода пока­жем на примере таблицы 2.7.

 

Таблица 2.7 - Сводная таблица, характеризующая влияние отдельных факторов на изменение величины валового дохода за 2006 год

 

Факторы

Методика расчета

Изменение

валового дохода

сумма, тыс. руб. уровень, %
1. Увеличение выручки от продаж Размер снижения выручки умножить на базисный средний уровень валового дохода и разделить на 100 % (2253,9 x 17,82): 100; 401,6: 15458 х 100 = = 2,598 % 401,60 2,598
2. Качественное улучшение структуры выручки от продаж - рост среднего уровня валового дохода Размер увеличения среднего уровня валового дохода - 0,5236 % умножить на вы­ручку отчетного года, т.е. на 15458 тыс. руб. 80,94 0,5236

 

 

3. Прочие факторы (дополнительные торговые скидки; увеличение размеров торговых надбавок по отдельным ассортиментным разновидностям товар­ных групп) Строка 4 - стр. 1 - стр.2 - 1097,18 - 9,7016
4. ИТОГО   - 614,6 - 6,58

Продолжение таблицы 2.7

 

Прирост среднего размера валового дохода на 0,5236 % и увеличение вы­ручки в размере 2,598 % к выручке создали реальную предпосылку для увели­чения валового дохода на 482,58 т. руб. Но, негативное влияние прочих факто­ров за сравнимый период на 1097,18 т. руб. в итоге уменьшило прирост валово­го дохода с 482,58 т. руб. до минус 614,6 т. руб., т. е. на 1097,18 т. руб.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: