Суммарный годовой доход предприятий отрасли и темпы роста рынка:
В 2007-2008 году нижегородский рынок гостиничного бизнеса в находился на стадии активного роста, многие эксперты утверждали, что Нижний Новгород находится на пороге отельного бума. На протяжении нескольких лет по основным показателям отрасль гостиничного бизнеса вцелом по России и в Н.Новгороде в частности сохраняла устойчивую динамику развития. При этом особое внимание следует обратить на тот факт, что в Нижегородской области рынок гостиничных услуг развивался более быстрыми темпами, чем в целом по стране. Так в 2008 году общероссийский объем услуг гостиниц вырос на 13,5 млрд руб. по сравнению с 2007 г. и составил 72,4 млрд руб., темп роста — 122,9%. При этом в Нижегородской области ситуация складывалась следующим образом: в 2008 году объем услуг гостиниц Нижегородской области составил 847 711, 28 тыс. руб. Сравнив эту цифру с 619 287, 2 тыс. руб. в 2007 году, получим темп роста 137%.[1] Данные темпы роста прочили большие перспективы. Однако в конце 2008 – начале 2009 гг. гостиничный бизнес в России оказался под ударом экономического кризиса. Ряд отельеров не смог справиться с растущими издержками и не успел выполнить свои обязательства по кредитам. Загрузка нижегородских гостиниц по предварительным прогнозам в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизится на 25-30%, что приведет и к аналогичному снижению объемов выручки.[2]
|
|
Количество потребителей услуг:
Количество туристов, посетивших Нижегородскую область в 2008 году и сделавших не менее одной ночевки, составило 642 тыс. 886 чел. При этом в город и область прибыло почти 75 тыс. зарубежных гостей, в гостиницах их было поселено порядка 16 тыс. В среднем турпоток в 2008 году возрос на 8%. Однако, в 2009 году, по предварительным прогнозам, загруженность нижегородских гостиниц сократилась на 25, 8%, а количество туристов вернулось к уровню 2006-2007 года.[3]Для наглядности рассмотрим таблицу средней загруженности нижегородских гостиниц, начиная с 1998 года:
Таблица №1
Средний процент загрузки номеров нижегородских гостиниц[4]
Год | 1998 | 2000 | 2003 | 2006 | 2008 | 2009 |
% загрузки | 29-30% | 30-35% | 35-40% | 40-50% | 60-70% | 35-40% |
Примечательно, что на неделе уровень загрузки значительно выше, чем в выходные. Это свидетельствует о том, что в структуре разместившихся в гостиницах преобладают лица, посещающие Нижегородскую область с деловыми и персональными целями. Этот показатель в период с 1995 года по 2009 год стабилен и составляет 75%.[5] По данным участников рынка этот факт положительно влияет на развитие отрасли, так как ориентированные на бизнес-туризм нижегородские отели практически не испытывают влияния сезонности — деловые поездки одинаково активны в любое время года.
|
|
Количество предприятий в отрасли и их относительные размеры:
Однако, несмотря на проблемы, связанные с кризисом, по объемам гостиничного бизнеса Нижегородская область продолжает занимать 4-е место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. В городе и области действует 69 (вместе с ведомственными объектами — 78) гостиниц, рассчитанных на пять с небольшим тысяч мест (если быть точнее 5362). 61% гостиниц приходится на Нижний Новгород.[6]
В «волжской столице» около 60% рынка делят пять игроков среднего размера: отель «Центральный» (450 номеров), гостиница «Ока» (281 номер), «Волна» (198 номеров), «Нижегородская» (170 номеров) и «Октябрьская» (79 номеров). Развитие получил и сектор мини-отелей — появившись в городе около восьми лет назад, они занимают 15% рынка, причем здесь ежегодно появляются новые, более современные игроки. [7]
Лидеры и аутсайдеры отрасли:
Самые известные гостиницы в нижегородской области:
Крупные:
- «Октябрьская»
- «Волна»
- «Чайка»
- «Волна»
- «Центральная»
- «Нижегородская»
- «Ока»
- «Волжский откос»
Среднего размера:
- «Николь»
- «Александровский сад»
Мини-отели:
- «Никола Хаус»
- «Жук Жак»
- «Relax»
- «Воробей»
- «Ярмарка»
На форуме «Наше дело – отель» в 2008 году был проведен конкурс «Признание коллег». Отельеры анонимно голосовали за своих коллег и конкурентов. По итогам конкурса лучшим малым отелем - проект известного нижегородского отельера Владимира Володина «Никола Хаус». Лучшей гостиницей назвали гостиницу «Волна». Лучшим гостиничным комплексом - молодой отель «Александровский сад» [8].
Именно данные предприятия гостиничного бизнеса, по мнению коллег, обладают всеми ключевыми факторами успеха в гостиничном бизнесе:
1. имеют выгодное месторасположение;
2. предоставляют высокое качество сервиса;
3. предлагают комфортабельный и современный номерной фонд;
4. предоставляют разнообразие дополнительных услуг;
5. имеют правильное сочетание: цена-качество;
6. ведут активную маркетинговую политику (7Р).
Стоит отметить, что победители конкурса обладают и еще одним неотъемлемым конкурентным преимуществом – наличием «звездности»:
- «Александровский сад», «Волна» - 4 звезды;
- «Никола Хаус» - 3 звезды.
Аутсайдерами отрасли являются гостиницы, решившие строить свой бизнес и привлекать клиентов исключительно за счет низкого уровня цен (по сравнению с конкурентами). В данных отелях чаще всего наблюдается резкое несоответствие стандартам, низкий уровень обслуживания, отсутствие дополнительных услуг, плохо организованный номерной фонд.
Итак, как видно из вышеизложенного материала, рынок гостиничных услуг в нижегородской области состоит из гостиниц различного уровня, класса, размера и т.д. Но стоит отметить, что все организации данной отрасли можно сгруппировать в две стратегические группы на основе определенных ключевых характеристик, формирующих конкурентные преимущества на исследуемом рынке. Соответственно конкурирующие фирмы можно разделить на две части: к первой можно отнести игроков, которые успешно прошли международную аттестацию и имеют «звездность», ко второй — компании, которые решили игнорировать исполнение стандартов о сертификации. Исследования позволяют сделать вывод о том, что конкурентоспособность отелей, имеющих официально зафиксированный класс значительно выше, чем у гостиниц, которые не имеют «звездности». Об этом свидетельствуют и итоги конкурса на лучший отель области, о котором говорилось выше. При этом официально к настоящему моменту процедуру классификации в Нижнем Новгороде и области прошли всего около десяти отелей: на категорию «4 звезды» — «Александровский Сад», «Чайка» и «Волна»; на категорию «3 звезды» — «Октябрьская», «Ока» и «Никола Хаус»[9]. Только в 2008 - 2009 годах на рынке гостиничных услуг стала наблюдаться четкая тенденция к повышению своего уровня и активизации деятельности по прохождению аттестации.
|
|
Методы конкурентной борьбы:
Основными методами борьбы с конкурентами в сфере гостиничного бизнеса нижегородской области являются ценовые методы. Гостиницы постоянно разрабатывают и реализуют различные системы скидок (тариф выходного дня, накопительная скидка, летний тариф и т.д.). Малейшие изменения в цене привлекают значительное число новых клиентов.
Но стоит отметить, что велико и значение неценовых методов конкурентной борьбы: многие гостиницы пытаются выделиться на фоне конкурентов изысканным дизайном, широким перечнем дополнительных услуг, высококачественным сервисом и т.д. Но все же неценовые факторы конкурентной борьбы в большей степени помогают удержать, а не привлечь клиента, именно с помощью этих методов и создается база постоянных гостей.
Конкурентное давление со стороны производителей товаров-заменителей:
Единственный аналог гостиничных услуг - съемные квартиры. Некоторые посетители Н.Новгорода и области выбирают данный вариант, но количество этих туристов незначительно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что давление со стороны производителей товаров-заменителей в сфере гостиничного бизнеса практически не ощущается. Данный факт можно объяснить несколькими негативными факторами при съеме квартир:
- отсутствие документов для бухгалтерии (чеков и счетов);
- неуверенность гостей в чистоте и уровне гигиены;
- отсутствие как таковых ответственных лиц;
- несоответствие желаемого состояния жилья действительному;
- большое количество услуг, которые приходится выполнять самостоятельно и т.д.
Условия входа в отрасль:
Развитие рынка гостиничных услуг осложняет не только кризис, но и множество проблем и условий вхождения в отрасль:
- необходимость наличия значительного капитала (от 400 тыс. $ для мини отелей, от 3 до 47 млн. $ для крупных объектов) – большие капиталовложения[10];
|
|
- проблема с землеотводом (трудно найти место для строительства, недостаток «выгодных» участков земли);
- дороговизна основных фондов и монтажно-отделочных работ;
- проблема нахождения инвестора (при отсутствие собственных средств);
- необходимость получения большого числа разрешений и согласований (разрешение на землеотвод, согласования с водоканалом, пожарной инспекцией и т.д. на их сбор уходит более года);
- длительный срок окупаемости (более 5 лет)[11];
- значительный срок реализации цели (от проекта до открытия);
- высокие налоги и коммунальные платежи и т.д.
При этом положительными моментами являются:
- отсутствие гостиничного сбора (во многих странах он составляет от 5 до 20%);
- государственная поддержка гостиничного бизнеса (в рамках программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-20111 годах» действует такая форма государственной поддержки, как льготное кредитование: благодаря данной подпрограмме инвесторы получают из бюджета возмещение в объеме 50% ставки рефинансирования, то есть на текущий момент 5,25%»)[12];
- возможности рекламно-информационной поддержки (участие в выставках на стенде Нижегородской области с 2008 года является бесплатным, информацию о мероприятиях и программах приема средств размещения также может размещаться на специализированном сайте министерства: www.tourismnn.ru)[13].
Из приведенного выше материала, становится очевидно, что открытие гостиницы – дело действительно серьезное, требующее не только огромного количества различных ресурсов, но и значительных сил, навыков и умений.
Вероятность вхождения на рынок новых предприятий, оценка входных барьеров:
Вероятность вхождения в отрасль разнообразна для различных предприятий. Как указывалось выше, небольшой гостинице выйти на рынок легче, чем крупному отелю (несмотря на то, что конкуренция в сфере мини-отелей значительно выше). Это связано с тем, что при открытии гостиницы больших размеров барьеры вхождения в отрасль становятся практически непреодолимыми. Только нахождение площади, получение соглашений и утверждение проекта может занять более трех лет, а о капиталовложении вообще и говорить не стоит.
При выходе на рынок в формате мини-отеля дела обстоят несколько проще:
1) Не нужно строить собственного здания;
2) Требуются гораздо меньшие капиталовложения;
3) Сокращается срок строительства;
4) Сокращается срок окупаемости объекта;
5) Упрощается поиск инвесторов;
6) Облегчается система налогообложения.
Кроме того, вхождение в отрасль облегчается еще и верной государственной политикой, основы которой зафиксированы законе Нижегородской области «О туристской деятельности на территории Нижегородской области» и программе «Развитие въездного и в программе внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007—2011 годах» (о которых говорилось выше).
Подводя итоги анализа отрасли, выделим факторы привлекательности и непривлекательности рынка гостиничных услуг:
Факторы привлекательности отрасли:
1) Средний уровень конкуренции, наличие свободных ниш;
2) Государственная поддержка отрасли;
3) Активная внешнеэкономическая политика России (заявившая о своей интеграции в европейские структуры, Россия постепенно становится для европейцев (в данном случае - европейских туристов) понятнее, а значит, и привлекательнее), что в будущем может привести к значительному росту числа туристов в Н.Новгород;
4) Большой потенциал Нижегородской области, как туристического центра (статус промышленного центра, выгодное географическое положение, неудаленность от Москвы, огромное число объектов культурного наследия, большое число красивейших, с древней историей, монастырей)
5) Высокая рентабельность бизнеса после окупаемости;
6) Большая возможность для творчества (легко выделиться среди конкурентов);
7) Отсутствие сильной зависимости от поставщиков и покупателей;
8) Возможность длительного срока эксплуатации без дальнейшего вложения значительного кол-ва денежных средств.
Факторы непривлекательности отрасли:
1) Кризис в стране и в мире в целом;
2) Наличие сильных конкурентов, успевших зарекомендовать себя;
3) Снижение деловой активности во всем мире и, как следствие, снижение количества командировок и числа бизнес туристов, составляющих 75% всего турпотока в Н.Новгород;
4) Необходимость больших финансовых вложений при строительстве;
5) Трудность нахождения инвестора;
6) Большой срок окупаемости;
7) Высокая стоимость земли и недвижимости;
8) Длительный срок запуска объекта в эксплуатацию;
9) Высокие тарифы за подключение к любым естественным и неестественным монополиям — свет, газ, тепло;
10) Сложность с землеотводом;
11) Необходимость большого количества согласований;
10) Высокие налоги.