Анализ рынка гостиничных услуг Нижегородской области

Суммарный годовой доход предприятий отрасли и темпы роста рынка:

В 2007-2008 году нижегородский рынок гостиничного бизнеса в находился на стадии активного роста, многие эксперты утверждали, что Нижний Новгород находится на пороге отельного бума. На протяжении нескольких лет по основным показателям отрасль гостиничного бизнеса вцелом по России и в Н.Новгороде в частности сохраняла устойчивую динамику развития. При этом особое внимание следует обратить на тот факт, что в Нижегородской области рынок гостиничных услуг развивался более быстрыми темпами, чем в целом по стране. Так в 2008 году общероссийский объем услуг гостиниц вырос на 13,5 млрд руб. по сравнению с 2007 г. и составил 72,4 млрд руб., темп роста — 122,9%. При этом в Нижегородской области ситуация складывалась следующим образом: в 2008 году объем услуг гостиниц Нижегородской области составил 847 711, 28 тыс. руб. Сравнив эту цифру с 619 287, 2 тыс. руб. в 2007 году, получим темп роста 137%.[1] Данные темпы роста прочили большие перспективы. Однако в конце 2008 – начале 2009 гг. гостиничный бизнес в России оказался под ударом экономического кризиса. Ряд отельеров не смог справиться с растущими издержками и не успел выполнить свои обязательства по кредитам. Загрузка нижегородских гостиниц по предварительным прогнозам в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизится на 25-30%, что приведет и к аналогичному снижению объемов выручки.[2]

 

Количество потребителей услуг:

 

Количество туристов, посетивших Нижегородскую область в 2008 году и сделавших не менее одной ночевки, составило 642 тыс. 886 чел. При этом в город и область прибыло почти 75 тыс. зарубежных гостей, в гостиницах их было поселено порядка 16 тыс. В среднем турпоток в 2008 году возрос на 8%. Однако, в 2009 году, по предварительным прогнозам, загруженность нижегородских гостиниц сократилась на 25, 8%, а количество туристов вернулось к уровню 2006-2007 года.[3]Для наглядности рассмотрим таблицу средней загруженности нижегородских гостиниц, начиная с 1998 года:

Таблица №1

Средний процент загрузки номеров нижегородских гостиниц[4]

Год 1998 2000 2003 2006 2008 2009
% загрузки 29-30% 30-35% 35-40% 40-50% 60-70% 35-40%

 

Примечательно, что на неделе уровень загрузки значительно выше, чем в выходные. Это свидетельствует о том, что в структуре разместившихся в гостиницах преобладают лица, посещающие Нижегородскую область с деловыми и персональными целями. Этот показатель в период с 1995 года по 2009 год стабилен и составляет 75%.[5] По данным участников рынка этот факт положительно влияет на развитие отрасли, так как ориентированные на бизнес-туризм нижегородские отели практически не испытывают влияния сезонности — деловые поездки одинаково активны в любое время года.

Количество предприятий в отрасли и их относительные размеры:

Однако, несмотря на проблемы, связанные с кризисом, по объемам гостиничного бизнеса Нижегородская область продолжает занимать 4-е место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи. В городе и области действует 69 (вместе с ведомственными объектами — 78) гостиниц, рассчитанных на пять с небольшим тысяч мест (если быть точнее 5362). 61% гостиниц приходится на Нижний Новгород.[6]

В «волжской столице» около 60% рынка делят пять игроков среднего размера: отель «Центральный» (450 номеров), гостиница «Ока» (281 номер), «Волна» (198 номеров), «Нижегородская» (170 номеров) и «Октябрьская» (79 номеров). Развитие получил и сектор мини-отелей — появившись в городе около восьми лет назад, они занимают 15% рынка, причем здесь ежегодно появляются новые, более современные игроки. [7]

Лидеры и аутсайдеры отрасли:

Самые известные гостиницы в нижегородской области:

 

Крупные:

- «Октябрьская»

- «Волна»

- «Чайка»

- «Волна»

- «Центральная»

- «Нижегородская»

- «Ока»

- «Волжский откос»

 

Среднего размера:

- «Николь»

- «Александровский сад»

 

Мини-отели:

- «Никола Хаус»

- «Жук Жак»

- «Relax»

- «Воробей»

- «Ярмарка»

 

На форуме «Наше дело – отель» в 2008 году был проведен конкурс «Признание коллег». Отельеры анонимно голосовали за своих коллег и конкурентов. По итогам конкурса лучшим малым отелем - проект известного нижегородского отельера Владимира Володина «Никола Хаус». Лучшей гостиницей назвали гостиницу «Волна». Лучшим гостиничным комплексом - молодой отель «Александровский сад» [8].

Именно данные предприятия гостиничного бизнеса, по мнению коллег, обладают всеми ключевыми факторами успеха в гостиничном бизнесе:

1. имеют выгодное месторасположение;

2. предоставляют высокое качество сервиса;

3. предлагают комфортабельный и современный номерной фонд;

4. предоставляют разнообразие дополнительных услуг;

5. имеют правильное сочетание: цена-качество;

6. ведут активную маркетинговую политику (7Р).

Стоит отметить, что победители конкурса обладают и еще одним неотъемлемым конкурентным преимуществом – наличием «звездности»:

- «Александровский сад», «Волна» - 4 звезды;

- «Никола Хаус» - 3 звезды.

Аутсайдерами отрасли являются гостиницы, решившие строить свой бизнес и привлекать клиентов исключительно за счет низкого уровня цен (по сравнению с конкурентами). В данных отелях чаще всего наблюдается резкое несоответствие стандартам, низкий уровень обслуживания, отсутствие дополнительных услуг, плохо организованный номерной фонд.

Итак, как видно из вышеизложенного материала, рынок гостиничных услуг в нижегородской области состоит из гостиниц различного уровня, класса, размера и т.д. Но стоит отметить, что все организации данной отрасли можно сгруппировать в две стратегические группы на основе определенных ключевых характеристик, формирующих конкурентные преимущества на исследуемом рынке. Соответственно конкурирующие фирмы можно разделить на две части: к первой можно отнести игроков, которые успешно прошли международную аттестацию и имеют «звездность», ко второй — компании, которые решили игнорировать исполнение стандартов о сертификации. Исследования позволяют сделать вывод о том, что конкурентоспособность отелей, имеющих официально зафиксированный класс значительно выше, чем у гостиниц, которые не имеют «звездности». Об этом свидетельствуют и итоги конкурса на лучший отель области, о котором говорилось выше. При этом официально к настоящему моменту процедуру классификации в Нижнем Новгороде и области прошли всего около десяти отелей: на категорию «4 звезды» — «Александровский Сад», «Чайка» и «Волна»; на категорию «3 звезды» — «Октябрьская», «Ока» и «Никола Хаус»[9]. Только в 2008 - 2009 годах на рынке гостиничных услуг стала наблюдаться четкая тенденция к повышению своего уровня и активизации деятельности по прохождению аттестации.

Методы конкурентной борьбы:

Основными методами борьбы с конкурентами в сфере гостиничного бизнеса нижегородской области являются ценовые методы. Гостиницы постоянно разрабатывают и реализуют различные системы скидок (тариф выходного дня, накопительная скидка, летний тариф и т.д.). Малейшие изменения в цене привлекают значительное число новых клиентов.

Но стоит отметить, что велико и значение неценовых методов конкурентной борьбы: многие гостиницы пытаются выделиться на фоне конкурентов изысканным дизайном, широким перечнем дополнительных услуг, высококачественным сервисом и т.д. Но все же неценовые факторы конкурентной борьбы в большей степени помогают удержать, а не привлечь клиента, именно с помощью этих методов и создается база постоянных гостей.

Конкурентное давление со стороны производителей товаров-заменителей:

Единственный аналог гостиничных услуг - съемные квартиры. Некоторые посетители Н.Новгорода и области выбирают данный вариант, но количество этих туристов незначительно. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что давление со стороны производителей товаров-заменителей в сфере гостиничного бизнеса практически не ощущается. Данный факт можно объяснить несколькими негативными факторами при съеме квартир:

- отсутствие документов для бухгалтерии (чеков и счетов);

- неуверенность гостей в чистоте и уровне гигиены;

- отсутствие как таковых ответственных лиц;

- несоответствие желаемого состояния жилья действительному;

- большое количество услуг, которые приходится выполнять самостоятельно и т.д.

Условия входа в отрасль:

Развитие рынка гостиничных услуг осложняет не только кризис, но и множество проблем и условий вхождения в отрасль:

- необходимость наличия значительного капитала (от 400 тыс. $ для мини отелей, от 3 до 47 млн. $ для крупных объектов) – большие капиталовложения[10];

- проблема с землеотводом (трудно найти место для строительства, недостаток «выгодных» участков земли);

- дороговизна основных фондов и монтажно-отделочных работ;

- проблема нахождения инвестора (при отсутствие собственных средств);

- необходимость получения большого числа разрешений и согласований (разрешение на землеотвод, согласования с водоканалом, пожарной инспекцией и т.д. на их сбор уходит более года);

- длительный срок окупаемости (более 5 лет)[11];

- значительный срок реализации цели (от проекта до открытия);

- высокие налоги и коммунальные платежи и т.д.

При этом положительными моментами являются:

- отсутствие гостиничного сбора (во многих странах он составляет от 5 до 20%);

- государственная поддержка гостиничного бизнеса (в рамках программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-20111 годах» действует такая форма государственной поддержки, как льготное кредитование: благодаря данной подпрограмме инвесторы получают из бюджета возмещение в объеме 50% ставки рефинансирования, то есть на текущий момент 5,25%»)[12];

- возможности рекламно-информационной поддержки (участие в выставках на стенде Нижегородской области с 2008 года является бесплатным, информацию о мероприятиях и программах приема средств размещения также может размещаться на специализированном сайте министерства: www.tourismnn.ru)[13].

Из приведенного выше материала, становится очевидно, что открытие гостиницы – дело действительно серьезное, требующее не только огромного количества различных ресурсов, но и значительных сил, навыков и умений.

Вероятность вхождения на рынок новых предприятий, оценка входных барьеров:

Вероятность вхождения в отрасль разнообразна для различных предприятий. Как указывалось выше, небольшой гостинице выйти на рынок легче, чем крупному отелю (несмотря на то, что конкуренция в сфере мини-отелей значительно выше). Это связано с тем, что при открытии гостиницы больших размеров барьеры вхождения в отрасль становятся практически непреодолимыми. Только нахождение площади, получение соглашений и утверждение проекта может занять более трех лет, а о капиталовложении вообще и говорить не стоит.

При выходе на рынок в формате мини-отеля дела обстоят несколько проще:

1) Не нужно строить собственного здания;

2) Требуются гораздо меньшие капиталовложения;

3) Сокращается срок строительства;

4) Сокращается срок окупаемости объекта;

5) Упрощается поиск инвесторов;

6) Облегчается система налогообложения.

Кроме того, вхождение в отрасль облегчается еще и верной государственной политикой, основы которой зафиксированы законе Нижегородской области «О туристской деятельности на территории Нижегородской области» и программе «Развитие въездного и в программе внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007—2011 годах» (о которых говорилось выше).

Подводя итоги анализа отрасли, выделим факторы привлекательности и непривлекательности рынка гостиничных услуг:

 

Факторы привлекательности отрасли:

1) Средний уровень конкуренции, наличие свободных ниш;

2) Государственная поддержка отрасли;

3) Активная внешнеэкономическая политика России (заявившая о своей интеграции в европейские структуры, Россия постепенно становится для европейцев (в данном случае - европейских туристов) понятнее, а значит, и привлекательнее), что в будущем может привести к значительному росту числа туристов в Н.Новгород;

4) Большой потенциал Нижегородской области, как туристического центра  (статус промышленного центра, выгодное географическое положение, неудаленность от Москвы, огромное число объектов культурного наследия, большое число красивейших, с древней историей, монастырей)

5) Высокая рентабельность бизнеса после окупаемости;

6) Большая возможность для творчества (легко выделиться среди конкурентов);

7) Отсутствие сильной зависимости от поставщиков и покупателей;

8) Возможность длительного срока эксплуатации без дальнейшего вложения значительного кол-ва денежных средств.

 

Факторы непривлекательности отрасли:

1) Кризис в стране и в мире в целом;

2) Наличие сильных конкурентов, успевших зарекомендовать себя;

3) Снижение деловой активности во всем мире и, как следствие, снижение количества командировок и числа бизнес туристов, составляющих 75% всего турпотока в Н.Новгород;

4) Необходимость больших финансовых вложений при строительстве;

5) Трудность нахождения инвестора;

6) Большой срок окупаемости;

7) Высокая стоимость земли и недвижимости;

8) Длительный срок запуска объекта в эксплуатацию;

9) Высокие тарифы за подключение к любым естественным и неестественным монополиям — свет, газ, тепло;

10) Сложность с землеотводом;

11) Необходимость большого количества согласований;

10)  Высокие налоги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: