ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением

Организация и методы эмпирического исследования

 

Процедура исследования:

Первый этап. Разработка методологии исследования (анализ психолого-педагогической литературы, определение целей и задач, объекта и предмета исследования, методов исследования и формулирование гипотезы).

Второй этап. Сбор эмпирических данных для проверки гипотезы с помощью выбранных методик. Опрос подростков с девиантным поведением и учащихся средней школы носил групповую форму. Каждый респондент получил материалы: инструкции, опросники и бланки ответов.

Третий этап. Статистическая и графическая обработка результатов, формулировка выводов.

Проблема заключается в том, что на современном этапе человеческого развития в результате социально-экономических, демографических и других катаклизмов специалистам различных сфер знания приходится все чаще сталкиваться в своей деятельности с подростками, имеющими различные девиации в поведении. В связи с чем, наибольшую значимость приобретает изучение особенностей их отклоняющегося поведения, для последующего выстраивания социально - психлологической работы, включающую в себя и программу по профессиональному самоопределению.

Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.

Объектом исследования является профессиональное самоопределение   подростков с девиантным поведением. 

Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.

В результате анализа выявленной проблемы была выдвинута гипотеза о наличии особенностей профессионального самоопределения у подростков с девиантным поведением:

У подростков с девиантным поведением имеются особенности профессионального самоопределения.

Разработанная на основе учета специфики и особенностей девиантных подростков профориентационная программа может выступить эффективным условием в формировании их профессионального самоопределения.

Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Измерить уровень профессионального самоопределения у подростков с девиантным поведением и учащихся средней школы.

2. Выявить особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.

3. Изучить особенности профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением после проведения программы по профессиональному самоопределению.

Экспериментальная база и выборка исследования:

Исследование проводилось в 20?? году на базе социально – реабилитационного центре «Феникс» г. Вологда.

В исследовании принимали подростки с девиантным поведением, воспитанники центра, в количестве 20 человек, в возрасте от 13 до 15 лет и 20 человек школьников, учащихся 9 класса МОУ СШО №21

В исследовании использованы следующие методы:

1. Психологическая диагностика подростков с девиантным поведением и школьников:

1.1. Методика «Определение уровня самооценки» Ковалева С. В. (Приложение 1).

Опросник предназначен для изучения уровня самооценки личности. Состоит из 32 суждений, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, проставить баллы: 4 – очень часто, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко, 0 – никогда.

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям. Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором оптант, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Личность с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором личность нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других, сильно страдает от избыточной застенчивости.

- изучение уровня коммуникативности по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением и школьников:

1.2. Тест: «Коммуникативные способности»В. В. Синявский, Б. А. Федоришин (см. Приложение 2).

Он ориентирован на оценивание уровня сформированности коммуникативности.

Материал: бланк для ответов с перечнем вопросов, ключ к методике. В бланке отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место учебы, дата обследования), содержится инструкция испытуемому, отводится место для записи оценки и выводов по результатам исследования.

Инструкция: Предлагается бланк для ответов с перечнем вопросов. Необходимо ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте следующим образом: если Ваш ответ положителен, то поставьте против него знак «+», если же отрицателен – знак «-». Необходимо помнить, что вопросы короткие и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. Когда Вы будете отвечать на любой из предложенных вам вопросов, обращайте на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ним. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление.

1.3. Опросник «Информированность о мире профессий» Климовой Е.А. (см. Приложение 3). Нацелен на определение уровня информативности у репондентов.

Материл: «Информированность о мире профессий» - опросник, включающий 20 вопросов, бланк для ответов, дешифратор, ручка.

Цель: определить уровень информированности.

Процедура проведения: предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то против него поставь знак «+», если не согласны – знак «-». Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильны или неправильных ответов нет. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность.

Для проведения исследования разработаликачественные и количественные характеристики показателей уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением (Приложение 4).

1.4. Профориентационная программа по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением. Она направлена наоказание помощи подросткам с девиантным поведением в формировании готовности к профессиональному самоопределению (Приложение 5).

2. Статистическая и графическая обработка результатов

При обработке, анализе и обобщении результатов нашей работы использовались данные первичной статистики, U - критерий Манна-Уитни, Т – критерий Вилкоксона.

Для оценки достоверности различий между несвязными выборками используется ряд непараметрических критериев. Одним и наиболее распространенных является U - критерий. Этот критерий применяют для оценки различий по уровню выраженности какого - либо признака для двух независимых (несвязных) выборок.

Для подсчета U-критерия используются сырые баллы, при этом важны не сами численные значения данных, а порядок их расположения. В результате вычислений, получают эмпирическое значение и по таблицам определяют в какую зону оно попадает, значимую или незначимую. Если эмпирическое значение попадает в зону не значимости (0,05), принимается гипотеза о сходстве экспериментальной и контрольной группы; если же в зону значимости (0,01), то подтверждается гипотеза о наличии различий изучаемого признака между группами.

Т – критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью определяется, является ли сдвиг показателей в каком – то одном направлении более интенсивным, чем в другом [34].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: