Особенности профессионального самоопределения у подростков с девиантным поведением

 

В настоящее время проблема психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность. Современная социально - экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентаций и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе сегодня становятся профессии, отвечающие потребностям новых, нарождающихся форм экономики. В то же время такие традиционные профессии, как педагог, врач, военный, милиционер и другие, становятся малопривлекательными. Это приводит к текучести кадров в соответствующих областях деятельности, дисквалификации необходимых обществу специалистов и их массовому оттоку в иные отрасли народного хозяйства, хотя потребность в них не становятся меньше. Следствием является недостаток высококвалифицированных специалистов в самых актуальных для общества сферах: здоровье, образование, социальная защита т. д. [27, с.93].

Такая смена приоритетов в профессиональной сфере осложняет социально-профессиональную адаптацию молодежи. Выбирая профессию только по принципу ее престижности, «перспективности» и без учета собственных способностей, наклонностей, возможностей, молодой человек рискует остаться в последующем профессионально неуспешным и попросту невостребованным вследствие перенасыщения рынка труда такими специалистами, что в свою очередь провоцирует массу новых социальных и психологических проблем.  

Кроме того, есть еще одна не мало важная причина дезадаптации молодых специалистов в профессиональной среде. Она связана с наличием и соотношением профессионально важных и профессионально нежелательных качеств личности. Однако, как показывает практика, на становление специалиста в большей степени влияет не сам факт наличия указанных качеств, а их осознание человеком и умение самостоятельно развивать профессионально важные качества и корректировать профессионально нежелательные качества своей личности.

Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствует успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь успех профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих им помощь на этапе выбора профессии.

Семья играет в жизни и социализации подростков с девиантным поведением большую роль, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых и наиболее значимые социальные связи человека.

Школа играет более существенную роль в жизни подростков с девиантным поведением. Это связано с тем, что она - центр культурной жизни. Поэтому, роль социального педагога дает возможность организовать грамотную работу по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением [29, с.91].

Особенностями социально - педагогической работы по профессиональному самоопределению в обществе является помощь учащимся, родителям адаптироваться в современных социально-экономических условиях и включиться в новые экономические отношения; развивать потенциальные возможности школьников в обеспечении успешного их профессионального самоопределения, содействовать приобретению профессии для вступления в самостоятельную жизнь.

C 2000 года осуществляется поиск перспективных подходов к профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением, проектированию педагогических систем, моделей школ с ориентацией на личностные запросы и потребности учащихся через образовательные программы, включающие предмет по выбору и профессиональную специализацию, профильную и уровневую дифференциацию старших классов, профориентационную направленность всех школьных курсов в контексте профиля школы, педагогические технологии, ориентированные на развитие мотивационных потребностей и эмоционально-ценностной сфере личности и социально -, профессионально-значимых качеств.

Выбор профессии — ответственный момент в жизни молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее - как далёкое, так и ближайшее. Какую профессию выбрать? Как не ошибиться в этом ответственном выборе? Кто может помочь в выборе профессии? Вот вопросы, которые неизбежно встают перед молодым человеком. В настоящее время проблема психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении приобретает особую актуальность. В практике работы мы столкнулись с проблемой неумения молодых людей планировать свою профессиональную карьеру, незнания ими основных принципов выбора профессиональной деятельности.

Что делать, если у подростка сформировалось устойчивое нежелание совершать профессиональный выбор? Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска. В этой связи весьма актуальна проблема поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению, их особенностей. Преодоление социальной дезадаптации детей и подростков возможно только в условиях специально организованного учебно-воспитательного комплекса мер.

Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов.

Поэтому у подростков, склонных к девиантному поведению, процесс профессионального самоопределения существенно затруднен в силу дисгармонии личностного развития и неблагоприятного влияния социальных факторов [23, с.34].

Таким образом, данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь при решении вопросов профессионального выбора. В противном случае процесс социализации подростка и его будущей интеграции в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу

 В настоящее время перед психологами встает вопрос об условиях эффективности психолого - педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением. Ведется активный поиск эффективных форм и методов работы в данном направлении. Выбор профессии у подростка с девиантным поведением чаще всего ограничен низким уровнем его знаний и социальной дезадаптацией. В свою очередь, отсутствие возможности выбора приводит к нежеланию совершать профессиональной выбор как к защитной реакции. Далее процесс развивается в режиме положительной обратной связи: у подростка формируется устойчивое нежелание совершать такой выбор, которое воспринимается и самим подростком, и окружающими как проявление асоциальное порождающее агрессию с обеих сторон. Встреча с такими подростками, как правило, вызывает у окружающих раздражение. Но хуже всего то, что раздражение эти подростки вызывают и у своих родителей. Поэтому задача психолога состоит прежде всего в снижении этого взаимного раздражения и его последствии [34, с.45].

Часто подростки считают, что работать можно и нужно только кем-то «главным», получая деньги исключительно за присутствие на рабочем месте. Конечно, такие представления - следствие ошибок, допущенных в их воспитании. Поэтому следует довести до сведения подростка, что работа должна соответствовать возможностям человека и что чем выше его должность и зарплата, тем больше у него ответственности. Кроме того, важно объяснить, что речь о престижности работы может идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин выбор ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной приемлемости работы в рамках существующих возможностей.

 Для подростка, испытывающего отвращение к любой работе, все предлагаемые ему варианты кажутся неприемлемыми. Но надо признать, что это достаточно редкий случай. Даже простое сопоставление работ (например, делать табуреты или сажать деревья) позволяет выявить предпочтения подростка. Надо психологически поддержать ребёнка, находя всё новые положительные стороны его работы, обсуждая с ним её детали, направленность и т.д.

Таким образом, подростка могут заинтересовать какие-либо её стороны - оплата, взаимоотношения между сотрудниками, способ деятельности. И здесь надо оказать содействие в развитии этого интереса, потому что он может стать стимулом для профессионального самоопределения.

Подростка, освоившегося в той или иной достаточно примитивной области деятельности, важно проинформировать о возможностях профессионального роста, о том, каким требованиям должны отвечать работники этой области, какими качествами обладать, наконец, о перспективе повышения оплаты труда. Если у подростка пробудился пусть поверхностный, но интерес к профессиональной стороне деятельности, желательно провести с ним профессионально-диагностическую работу для первичного выявления возможных профессиональных интересов. В ходе такой работы подросток может обратить внимание и на новые для него области деятельности (поскольку он уже не боится работы на соответствующих его квалификации уровнях) или изменить ориентацию в рамках освоенной сферы. Необходимо ознакомить подростка с результатами профессиональной диагностики. При этом внимательно выслушать его точку зрения и аргументировать свои высказывания и советы. После того, как результаты этого этапа совместной деятельности подростка, педагога и желательно родителей станут ощутимыми, следует провести объективное обследование состояния здоровья подростка на предмет пригодности к возможному спектру профессий [29, с.56].

 Побудить «трудных» подростков к тому, чтобы они в письменном виде изложили свои профессиональные намерения, интересы, практически невозможно. Поэтому очень важно проводить с ними систематические беседы, тренинги, предоставляя им возможность высказать свои мысли по этому поводу. Следует ещё раз обратить внимание родителей на недопустимость профессионального снобизма: если подростку нравится делать ремонт, то это ничем не хуже стремления к овладению искусством строевого шага и стрельбы из автомата, что, в свою очередь, ничуть не хуже пения или химических исследований. В итоге главная цель психолога - формирование осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток. Система профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

Общая цель системы профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям[41, с.45]:

- профессиональное просвещение, включающее профинформацию,
профпропаганду и профагитацию;

- предварительная профессиональная диагностика, направленная на
выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;

- профессиональная консультация, нацеленная в основном на
оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-консультантов;

- социально-профессиональная адаптация;

- профессиональное воспитание, которое ставит своей целью
формирование у учащихся чувства долга, ответственности,
профессиональной чести и достоинства;

Наиболее распространенными формами и методами профессионального  самоопределения  подростков с девиантным поведением являются рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера-профессионала в какой-либо области на урок [17, с.104].

Следует отметить, что профессиональное образование не обязательно должно быть высшим. Оно может иметь различные уровни. Соответственно этому определяются объём и уровень образовательной базы, необходимой для овладения данной профессией.

Для подростков с девиантным поведением, скорее всего образовательная база может соответствовать требованиям колледжа, лицея или курсов по подготовке работников нижних уровней профессиональной квалификации. Именно с этих позиций следует оценить реальный уровень и объём необходимой образовательной базы.

 Соответственно и ориентировать надо ребят скорее на репродуктивное узкоспециальное образование, что не исключает достижения ими в будущем профессиональных высот и, следовательно, личностного успеха. Поэтому вероятно надо найти в системе образования специальность достаточно узкого профиля, близкую к предполагаемому профессиональному выбору, и обучаться этой специальности, стремясь достичь в ней высокой квалификации.

 Работая с подростками с девиантным поведением по профориентации необходимо [33, с.18]:

 -помочь подростку осознать, какая систематическая практическая деятельность не вызывает у него резкого отторжения.

-провести профессионально-диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов.

- провести объективное обследование на предмет пригодности к возможному спектру профессий.

-содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток.

Таким образом, готовность к профессиональному самоопределению это результат целенаправленной подготовки и самоподготов­ки, одно из проявлений уровня развития лично­сти подростка.

Выводы по I главе:

В настоящее время есть разные подходы к пониманию сущности профессионального са­моопределения. Так, С.Н.Чистяков определяет готовность к выбору профессии, как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности  - это положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятель­ности, наличие необходимых навыков, умений, знаний. Практически цель всех теорий профессионального самоопределения это определить направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

Проблема профессионального самоопределения и профессионального самосознания актуальны для молодежи, живущей в современном обществе особенно в период перехода к рыночной экономике, когда значительная часть населения вынуждено, меняет свои профессии и специальности, другая, вопреки актуальным условиям и материальным интересам, остается верной избранной профессии, несмотря на падение ее престижа в обществе.

В связи с увеличением количества подростков с девиантным поведением все более актуальной становится проблема их подготовки к нормаль­ной жизни, в первую очередь - к обоснованному профессиональному самоопределению.

Общая цель системы профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением - подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям:

- профессиональное просвещение;

- предварительная профессиональная диагностика;

- профессиональная консультация, нацеленная на
оказание  индивидуальной помощи в выборе профессии;

- социально-профессиональная адаптация;

- профессиональное воспитание.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: