Содержание занятий профориентационной программы социально-реабилитационного центра «Феникс» для подростков с девиантным поведением

Занятие 1. Профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека.

Задачи: вовлечь участников занятий в групповую работу; познакомить их с правилами ведения группы; ввести в проблему профессионального самоопределения; ознакомить учащихся с объемом, задачами и содержанием предполагаемого курса, призванного оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении.

Содержание занятия.

Знакомство. Правила ведения группы. Принципы организации встреч. Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных.

Практическая работа. Заполнение «Анкеты выпускника» для диагностики интересов.

Занятие 2. Многообразие мира профессий.

Задачи: расширить информированность о мире профессий; формирование информационного пространства.

 Содержание занятий.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие интереса и профессиональное самоопределение.

Практическая работа. Сообщения о профессиях, которыми интересуются учащиеся.

Новые профессии на рынке труда.

Практическая работа. Сообщение о новых профессиях на рынке труда.

Диагностическая процедура. Заполнение «Информационной карты выбора профессии».

Занятие 3. Ярмарка профессий.

Задачи: познакомить с основными признаками профессиональной деятельности и с 4-ярусной классификацией профессий Е. А. Климова.        

Содержание занятий.

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цель труда. Средства труда. Проблема трудовых ситуаций. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии.

Практическая работа. Игра «Профессия на букву». Составление формул профессий.

Классификация профессий.

Способы классификации профессии. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Игра «Самая-самая».

Диагностическая процедура: «Дифферинцеально - диагностический опросник» Е. А. Климова.

Занятие 4. Проблемы выбора профессии.

 Задачи: ввести в проблему профессионального самоопределения; начать развитие профессиональной зрелости.

Содержание занятия.

 «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Занятие 5. Секреты выбора профессии.

Задачи: познакомить с правилами и существующими технологиями выбора профессии, актуализировать проблему как значимую для профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением.

Содержание занятия.

Потребность рынка труда в кадрах. Рассказ об основных правилах выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Практическая работа. Встреча с представителями из ЦЗН на тему «Кто нужен нашему району».

Занятие 6. Интересы в профессиональном выборе.

Задачи: повысить интерес к самим себе и выбору профессии.

Содержание занятия.  

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностическая процедура. «Карта интересов» А. Е. Голомштока.

Занятие 7. Здоровье и выбор профессии.

Задачи: сформировать представление о влиянии психофизиологических особенностей и состояния здоровья человека на успешность освоения будущей профессиональной деятельности.

Содержание занятий. 

Учет состояния здоровья при выборе профессии.

Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.

Практическая работа. Тест «Здоровы ли вы физически?».

Как надо беречь и сохранять здоровье. Медицинские противопоказания при выборе профессии.

Практическая работа. Рассказ о профессиях врача, медицинской сестры. Игра «Поле чудес», посвященная медицинским профессиям.

Занятие 8. Пути получения профессий.

Задачи: познакомить учащихся с системой получения профессии.

Содержание занятий.

Система профессионально - технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Практическая работа. Заочное знакомство со средними специальными заведениями г. Вологда.

Ступени высшего образования. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения.

Занятие 9. Планирование профессионального пути.

Задачи: выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь.

Содержание занятия.  

Планирование профессионального пути. Схема профессионального планирования, разработанная Е. А. Климовым.

Практическая работа. Составление личного профессионального плана.

Занятие 10. Пожелайте мне доброго пути.

Задачи: обобщить приобретенные знания и умения, необходимые для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.

Содержание занятия.

Обобщение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора профессии. Обмен впечатлениями.

В работе с учащимися используются следующие методы и приемы:

1. Словесные: беседа, рассказ.

2.Практические: решение задач, работа с литературой, анкетирование.

3. Проблемно-поисковые: обсуждение ситуаций, вопросы, задания.

4. Творческие: игры, дискуссии.

5. Наглядные: таблицы, схемы.

Ожидаемый результат.

Подростки должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах профессионального труда.

Подростки должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о рынке труда.

Подростки должны уметь:

- соотносить свои интересы и возможности с требованиями конкретной профессии;

- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования условиях рынка;

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: