Гидрометеорологическое обеспечение морского и рыбопромыслового флота

 

Обеспечение безопасности мореплавания было главной задачей первых метеорологических служб, которые возникли еще до появления авиации. В России такая служба была создана для обслуживания портов Балтийского моря. В настоящее время главной задачей Росгидромета является метеорологическое обеспечение торгового и рыбопромыслового флота.

Еще одна более важная задача - это прогнозы и штормовые предупреждения, которые определяют возможность выхода в рейс кораблей и необходимость заблаговременного укрытия их в бухтах.

Как известно, основной задачей морского флота является перевозка пассажиров и грузов.

Выполнении е этих задач обеспечивается следующими службами:

1. Транспортными судами (пассажирскими и грузовыми).

2. Служебно-вспомогательными судами для буксировочных и ледокольных работ.

3. Техническим флотом, который обеспечивает поддержание необходимых глубин и содержание форваторов в портах.

4. Морскими портами, которые предназначены для обеспечения безопасности стоянки судов и погрузо-разгрузочных работ.

5. Судоремонтными предприятиями.

Морские порты по своему назначению разделяются на:

1. Торговые общего назначения, где ведутся погрузо-разгрузочные работы и пассажирские операции.

2. Специальные торговые порты, через которые проходит ограниченное количество грузов (лес, уголь, нефть, руда и т.д.).

3. Рыболовные порты, которые являются базой для обслуживания промыслового флота. В этих портах имеются холодильники и заводы по переработке рыбной продукции.

4. Порт - убежища, которые обеспечивают безопасный отстой судов при неблагоприятной погоде.

Обслуживание морских портов идет отдельно.

Стоимость задержания судов в портах при плохой погоде оценивается по формуле:

 

 

 - стоимость судосуток во время ОЯ (в тыс. руб.),

 - продолжительность этого явления,

 - вероятность тумана или сильного ветра,

 - число судов.

Неблагоприятные условия погоды оказывает значительное влияние на работу морского транспорта, а часто создают угрозу безопасности плавания судов. Плавание судов малотоннажного флота становится опасным при ветре 4 - 5 баллов. При 8-9 баллов (25 м/с) малотоннажный флот теряет управление и могут быть выброшены на берег. Получив прогноз или предупреждение о сильном ветре суда уходят в укрытие. Сильный ветер приводит к увеличению расхода топлива на судах, удлинению рейса, ветер более 10 баллов (более 28 м/с), а это уже опасен для судов любого водоизмещения. Такой ветер создает угрозу срыва с якорей судов, которые находятся на регги. Кроме ветра - туманы, плохая видимость из - за осадков или парения моря создают угрозу столкновения судов как во время плавания, так и при выходе и заходе в порты.

1. Метеорологическое обслуживание морского флота должно включать в себя регулярную и экстренную (штормовую информацию) о текущем состоянии погоды в обслуживаемом районе.

2. Составление и передачу прогнозов погоды на сутки, трое, период, месяц по районам деятельности флота.

3. Составление и передачу предупреждений об ОЯ.

Причем прогнозы погоды на сутки детализируются как по времени, так и по участкам районов в зависимости от условий погоды.

Маршрутные прогнозы обычно составляются на срок не более 3-х суток и передаются диспетчерским органам, которые и доводят до капитанов судов.

Заявки на маршрутные прогнозы должны быть поданы не позднее чем за 6 часов до выходов в рейс. В заявке указывается время выхода судна, период, на который составляется прогноз, маршрут следования, название судна.

Пример. Прогноз погоды по маршруту Астрахань - Баку от 15 часов 20 августа до 20 часов 22 августа 2007 года. В начале маршрута дождь, на участке Дербент - Баку туман, при видимости менее 1000 м, ветер ЮВ 4 - 5 баллов, с усилением в районе Баку до 7 баллов. Температура ночью 5 - 7о, днем 15 - 18о.

К опасным явления погоды, о которых должны составляться предупреждения для морского флота относятся:

1. Для крупнотоннажного ветер 6 баллов и более и ухудшение видимости до 2 км и менее, для малотоннажного флота ветер от 4 баллов и более, а ухудшение видимости до 2 км и менее.

Метеорологическое обслуживание судов, которые находятся в море, осуществляется путем специальных передач через радиостанции с морского флота. Эти сообщения составляются Гидрометцентрами или морскими обсерваториями.

В очередных сообщениях передаются полусуточные, суточные, трехдневные прогнозы и консультации. Во внеочередных сообщениях передаются предупреждения об ОЯ, которые ожидаются на обслуживаемой акватории.

Для судов, находящихся в море информация поступает из разных стран, в зависимости от зоны ответственности. Обычно ОЯ передаются на судна из пункта базирования через радиостанции. Но по согласованию с ВМО эта информация может приниматься и от других пунктов.

Кроме этого, созданы особые службы гидрометобеспечения, например, в Атлантическом океане в определенных точках находятся специальные суда погоды, которые передают метеоданные ежечасно.

В северной части Атлантики существует служба международного патруля, который оповещает мореплавателей о границах распространения айсбергов и ледовых полей.

Самая сложная обстановка складывается в открытом море, и при ураганных ветрах и высоте волны до 10 м и выше создается ситуация потери скорости, управляемости и устойчивости. В этих случаях сообщаются рекомендации по какому направлению выходить из области штормового циклона.

 

Стадия циклона Высота волны (м) Площадь (мили)
Волна 3 - 4 200×200
Молодой 5 - 7 500×500
Максимальное развитие 8 - 12 1000×700
Окклюдирования 4 - 5 2000×700

 

Особо выделяется гидрометобеспечение проводки караванов судов по трассе северного морского пути с Баренцева моря до тихоокеанского региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: