.
Так как
, то
. Значит,
, поэтому можно раскрыть модуль

.
Ответ:
.
Решение уравнения алгебраическим способом требует хорошего навыка проведения тождественных преобразований и грамотного обращения с равносильными переходами. Но в общем оба приема решения равноценны.
Пример 2. Решите уравнение
[14].
Решение с помощью тригонометрической подстановки
Область определения уравнения задается неравенством
, что равносильно условию
, тогда
. Поэтому можно положить
. Уравнение примет вид

.
Так как
, то
. Раскроем внутренний модуль
.
Положим
, тогда

.
Условию
удовлетворяют два значения
и
.
.


.
Ответ:
.
Алгебраическое решение

.
Возведем в квадрат уравнение первой системы совокупности, получим
.
Пусть
, тогда
. Уравнение перепишется в виде
.
Проверкой устанавливаем, что
– корень, тогда делением многочлена
на двучлен
получаем разложение правой части уравнения на множители
.
От переменной
перейдем к переменной
, получим
.
Условию
удовлетворяют два значения
.
Подставив эти значения в исходное уравнение, получаем, что
– корень.
Решая аналогично уравнение второй системы исходной совокупности, находим, что
тоже корень.
Ответ:
.
Если в предыдущем примере алгебраическое решение и решение с помощью тригонометрической подстановки были равноценны, то в данном случае решение подстановкой выгоднее. При решении уравнения средствами алгебры приходится решать совокупность из двух уравнений, то есть дважды возводить в квадрат. После этого неравносильного преобразования получаются два уравнения четвертой степени с иррациональными коэффициентами, избавиться от которых помогает замена. Еще одна трудность – проверка найденных решений подстановкой в исходное уравнение.
Пример 3. Решите уравнение
[31].
Решение с помощью тригонометрической подстановки
Так как
, то
. Заметим, что отрицательное значение неизвестного не может быть решением задачи. Действительно, преобразуем исходное уравнение к виду
.
Множитель в скобках в левой части уравнения положительный, правая часть уравнения тоже положительная, поэтому множитель
в левой части уравнения не может быть отрицательным. Вот почему
, тогда
, поэтому можно положить
Исходное уравнение перепишется в виде
.
Так как
, то
и
. Уравнение примет вид
.
Пусть
. Перейдем от уравнения к равносильной системе
.
Числа
и
являются корнями квадратного уравнения
.
.
Ответ:
.






