Так как выражение от правой части равенства четное и
и
, выясним вопрос о наличии корней на промежутке
. Проверкой устанавливаем, что
– корень. Рассмотрим функции от правой и левой частей уравнения, то есть функции
и
. Так как

и функция
непрерывна на числовой прямой, то найдутся такие значения
и
, что
. Поэтому на промежутке
уравнение имеет три корня, а на всей числовой прямой – шесть корней.
Ответ: 6 корней.
В данном случае можно решать любым способом, но если количество корней на небольшом промежутке достаточно велико, вычисления могут оказаться громоздкими, и сам метод неэффективным. В этом случае на помощь приходит метод тригонометрической подстановки. Надо заметить, что решить вопрос о количестве корней можно с помощью производной, но в данном случае такое решение мало эффективно, так как затруднительно найти нули производной.
Пример 2. Решить уравнение
.
Если для выше приведенных задач не удается найти нетрадиционный путь решения, то все равно остается вероятность справиться с задачей с помощью стандартных школьных рассуждений, правда, затратив при этом гораздо больше времени. Эта задача лишает такого выбора, так как ее решение другим способом не представляется возможным.
Решение с помощью тригонометрической подстановки
Поделим все члены уравнения на 2. Уравнение примет вид
.
Докажем, что все корни данного уравнения по модулю не превосходят единицы. Пусть
, тогда
. Получили, что при
левая часть уравнения по модулю больше единицы, а правая – меньше единицы, что невозможно.
Положим
. Уравнение примет вид
.
Условию
удовлетворяют три значения
.
Поскольку кубическое уравнение не может иметь больше трех различных корней, то мы нашли все решения.
Ответ:
.
1.3 Показательные уравнения
Приведем пример задания, решить которое без введения тригонометрической подстановки не представляется возможным.
Пример 1. Решить уравнение
.
Пусть
, тогда уравнение перепишется в виде
.
Введем замену
, получим
.
Это уравнение мы уже решали[1]. Его корни
.
Два последних значения меньше нуля, поэтому нам подходит только
. Перейдем к переменной
, а затем к переменной 
.
Ответ:
.
Решение систем
В данном параграфе предложены системы повышенной сложности, решить которые, не зная специальных методов решения, сложно.
Пример 1. Решить систему уравнений
[3].
Решение с помощью тригонометрической подстановки
Так как квадрат суммы чисел
и
равен единице, то каждое из этих чисел по модулю не превосходит единицы и их можно рассматривать как синус и косинус некоторого угла. Поэтому можно положить
Второе уравнение системы примет вид
.
Условию
удовлетворяют четыре значения
.
.
.
.
.
Ответ:
;
;
;
.






