Состав станции AИС-100 фирмы «SeaTex»

 

В состав судовой станции AИС-100 фирмы «SeaTex» входят следующие компоненты:

Комплект основной:

системный блок (блок приемопередатчика с контроллером);

технологический индикатор;

распределительная коробка;

антенна GPS/ГЛОНАСС;

антенна УКВ;

соединительные кабели.

Дополнительные устройства:

внешний блок сигнализации;

Наконверторы RS232/422;

конвертор (преобразователь) сигналов гирокомпаса.

На системном блоке располагаются светодиодные индикаторы, цветное свечение которых отображает текущее состояние аппаратуры. Состояние светодиодов приведено в табл. 5.1

 

Таблица 5.1

Свето-диод Цвет Описание

TX

Выключено Дежурный прием
Желтый Передача на канале В (162,025 МГц)
Зеленый Передача на канале А (161,975 МГц)
Красный Передатчик выключен

MSG

Выключено Нет приема
Желтый Прием на канале В (162,025 МГц)
Зеленый Прием на канале А (161,975 МГц)

GPS

Выключено Нет данных GPS/ГЛОНАСС от встроенного приемника
Желтый Непрямая свободная синхронизация
Зеленый Встроенный приемник GPS/ГЛОНАСС в рабочем режиме

ALM

Выключено Нет сигнализации
Красный Активизировано реле внешней сигнализации
PWR Зеленый Система включена

 

Питание станции осуществляется постоянным напряжением 18…35 В. Для работы от судовой сети 220 В переменного тока требуется преобразователь. Потребляемый ток при питании от постоянного тока 24 В при приеме составляет 1 А, при передаче (излучаемая мощность 2 Вт) − 1,2 А, при передаче (излучаемая мощность 12,5 Вт) − 1,6 А.

В случае отказа станции на дисплее технологического индикатора высвечивается код неисправности. Коды неисправностей приведены в табл. 5.2.

 

Таблица 5.2

Код Вид неисправности Причина неисправности
ID 001 Неисправность передатчика Частота передачи не засинхронизирована или измеренная мощность передатчика выходит за допустимые пределы
ID 002 Чрезмерно высокий КСВ Измереный КСВ превышает значение 3:1
ID 003 Нет приема на канале А (RX1) Частота приема на канале А не засинхронизирована
ID 004 Нет приема на канале В (RX2) Частота приема на канале В не засинхронизирована
ID 005 Нет приема на канале ЦИВ Частота приема на 70 канале не засинхронизирована (для береговых станций СУДС)

 

Включение аппаратуры сопровождается прохождением внутреннего тестирования. При этом первые 2 мин производится инициализация, горят все светодиоды желтым цветом, мигает светодиод GPS с интервалом раз в секунду и после этого АИС готов к работе). На дисплее окно «VIEW».

Окно навигационной информации о целях

Выдается информация о дальности RANGE до целей, пеленги BRG, названии целей NAME. Наличие символа * перед названием цели является признаком береговой станции АИС.

В левой нижней части экрана выводится информация о собственной широте LAT, долготе LON, скорости SOG и курсе COG судна.

В правом нижней части экрана может выдаваться информация о выключении передатчика TXOFF, сработавшей сигнализации ALARM, наличии поступивших в адрес судна коротких текстовых сообщений SMS.

При вращении манипулятора по строкам перемещается подсветка.

При нажатии клавиши на экран выводится подробная информация о выбранной цели.

Подробная информация о выбранной цели

На странице «Динамические данные» содержится информация:

• о широте LAT;

• о долготе LON;

• об уровне излучаемой мощности ACC;

• о включении алгоритма контроля качества определения координат RAIM;

• о едином скоординированном времени TIME;

• о курсе относительно грунта COG;

 • о скорости относительно грунта SOG;

 • о генеральном курсе HDG;

 • о скорости поворота ROT;

• о навигационном статусе NAV цели.

На странице «Рейсовые данные» содержится информация:

• о пункте назначения DEST;

• о маршруте ROUTE;

• об ожидаемом времени прибытия в пункт назначения ETA;

• об осадке DRGHT;

• о количество людей на борту ONBRD.

Символы на дисплее позволят вернуться на предыдущую страницу или вызвать следующую страницу «Статические данные».

На странице «Статические данные» содержится информация:

■ о позывном сигнале CALL;

■ об идентификаторе морской подвижной службы MMSI;

■ о номере Международной Морской организации IMO;

■ о типе судна (См. таблицу № 1.5);

■ о расстоянии от киля до клотика KEEL.

Символы на дисплее позволят вернуться на предыдущую страницу или вызвать следующую страницу «Расположение антенны навигационного приемоиндикатора»

На странице «Расположение антенны навигационного приемоиндикатора» содержится информация о расстояниях в метрах:

− от носа цели до места установки антенны LENGTH A;

− от места установки антенны до кормы LENGTH B;

− от левого борта до места установки антенны LENGTH C;

− от места установки антенны до правого борта LENGTH D.

Окно сигнализаций

Окно «ALARMS» вызывается нажатием клавиши и показывает сработавшие виды сигнализации собственного судна и время срабатывания. При вращении манипулятора по строкам перемещается подсветка.

Нажатие клавиши выбранной строки вызывает в нижней части окна меню подтверждения сигнализации.

Это окно позволяет выбрать процедуру подтверждения конкретной выбранной строки или всех сработавших видов сигнализации собственного судна.

«HEDING LOST 1132» – потеря данных о генеральном курсе в 11:32 UTC.

«NO VALID ROT 1132» – нет достоверных данных о скорости поворота собственного судна в 11:32 UTC.

«ACKNOWLEDGE» – подтверждение выбранной сигнализации «HEADING LOST 1132».

«ACKNOWLEDGE ALL» – подтверждение всех сработавших сигнализаций.

Подтверждение производится нажатием клавиши, при этом заглавные буквы заменяются прописными.

Меню сообщений

При вращении манипулятора по строкам перемещается подсветка, нажатие клавиши

позволяет выбрать одну из следующих функций:

INBOX − вызов журнала входящих сообщений;

OUTBOX – вызов журнала исходящих сообщений;

PREDEFINED – вызов страницы заранее приготовленных сообщений SMS;

WRITE MSG − вызов страницы установки параметров передачи сообщений;

WRITE SR MSG – вызов страницы редактора сообщений по безопасности;

WRITE BRCSR MSG – вызов страницы редактора сообщений "Всем станциям АИС";

WRITE PRED.MSG – вызов страницы редактора заранее подготовленных сообщений;

CLEAR MESSAGE BOX – вызов страницы удаления сообщений.

Окно «SMS MENU» вызывается нажатием клавиши и содержит набор функций для работы с короткими текстовыми сообщениями.

Окно входящих сообщений

В строке указываются название цели, дата и время приема сообщения. Символ «#» перед названием цели указывает на сообщение, переданное всем станциям АИС, символ «*» перед названием цели указывает на сообщение по безопасности. Заглавные буквы в названии цели означают непрочитанное сообщение. Для прочтения сообщения вращением манипулятора выбирается нужная строка и нажатием клавиши выводится текст сообщения.

Повторное нажатие клавиши выводит в нижней части окна подменю:

▪ DELETE − удалить сообщение;

▪ REPLY – ответить на сообщение;

▪ REPLY SR – ответить с приоритетом «Сообщение по безопасности»;

▪ REPLY BRCST SR – ответить в режиме «Всем станциям АИС» с приоритетом «Сообщение по безопасности».

Окно входящих сообщений «INBOX» содержит список сообщений, принятых от других судов и береговых станций, в порядке поступления.

Окно исходящих сообщений

В строке указываются название цели, дата и время передачи сообщения. Символ «#» перед названием цели указывает на сообщение, переданное всем стациям, символ «*» перед названием цели указывает на сообщение по безопасности. Заглавные буквы в названии цели означают подготовленное, но не переданное сообщение. Для прочтения сообщения манипулятором выбирается нужная строка и нажатием клавиши выводится текст сообщения.

Повторное нажатие клавиши выводит в нижней части экрана подменю:

▪ DELETE – удалить сообщение;

▪ SEND – передать на сообщение;

▪ SEND SR – передать с приоритетом «Сообщение безопасности»;

▪ SEND BRCST SR – передать в режиме «Всем станциям АИС» с приоритетом «Сообщение по безопасности».

Окно исходящих сообщений «OUTBOX» содержит список переданных сообщений в порядке очереди.

Окно подготовки сообщений

Окно установочных параметров для передачи текстовых сообщений включает в себя выбор канала передачи информации:

▪ DEFAULT – по умолчанию;

▪ A ONLY – только по каналу А;

▪ B ONLY – только по каналу В;

▪ BOTH – по обоим каналам.

После выбора канала передачи на дисплее появляется страница набора сообщения, который производится вращением манипулятора по приведенной внизу экрана виртуальной клавиатуре.

Подготовка сообщений по безопасности всем станциям АИС производится аналогично.

Окно очистки сообщений

При выборе функции CLEAR MESSAGE BOX из подменю коротких текстовых сообщений и нажатии клавиши в нижней части экрана высвечиваются строки:

CANCEL – отменить стирания;

CLEAR INBOX – очистить папку с входящими сообщениями;

CLEAR OUTBOX – очистить папку с исходящими сообщениями;

CLEAR PREDEF.BOX – очистить папку с заранее подготовленными сообщениями.

Окно главного меню

На странице «Главное меню» MAIN MENU содержится следующая информация:

1. О навигационном статусе судна (NAV.STATUS).

2. О режиме дальней связи (LONG RANGE).

3. О данных о рейсе (VOYAGE DATA).

4. О статических данных судна (STATIC DATA).

5. О динамических данных судна (DYNAMIC DATA).

6. Об управлении каналами связи (CHN.MANAGEMENT).

7. О состоянии приемопередатчика УКВ (VHF LINK).

8. О периодах работоспособности (DOWNPERIODS).

9. Об установках и управлении портов ввода/вывода (NETWORK&PORTS):

a) установок режима ответа при поллинге (ANSWER MODE);

b) самодиагностики системы (SYSTEM);

c) определении уровня доступа оператора к страницам меню (SECURITY).

При вращении манипулятора по строкам перемещается подстветка. При нажатии клавиши на экран выводится подробная информация о выбранной функции.

Страница «MAIN MENU» вызывается клавишей, вне зависимости от показываемой страницы на дисплее.

Окно установки навигационного статуса

Окно «NAV.STATUS» позволяет выбрать одно из навигационных состояний собственного судна:

− NOT DEFINED – не определено (выбранное значение);

− AGROUND – на мели;

− ENGAGED IN FISHING– занято промыслом рыбы;

− UNDER WAY SAILING – на ходу под парусом;

− AT ANCHOR – на якоре;

− UNDER WAY USING ENGINE − на ходу;

− NOT UNDER COMMAND – не управляется;

− REST.MANOEUVRABILITY – ограниченная возможность маневрирования;

− CONSTRAINED BY DRAUGHT – стесненное осадкой;

− MOORED – у причала.

Окно «NAV.STATUS» вызывается из главного меню (MAIN MENU). Изменение навигационного статуса в АИС проводится каждый раз при изменении статуса судна.

Окно установка данных о рейсе

Окно «VOYAGE DATA» дает возможность ввести следующее:

DEST – порт назначения (NOT DEFINED – не введен);

ETA – ожидаемое время прибытия. В формате − день, месяц, время в UTC.

(NOT DEFINED – не введен);

DRGHT - осадка судна (5,5 м);

ONBRD – количество людей на борту (30 человек).

Количество людей на борту передается только по запросу береговой станции, на судовых АИС эта информация не выводится.

Окно «VOYAGE DATA» вызывается из главного меню (MAIN MENU). Изменение данных о рейсе производится по мере изменения этих данных.

Установка статических данных

Окно "STATIC DATA" содержит информацию:

− NAME – о названии судна (AIS-1659);

− CALL – о позывных судна (1659);

− MMSI – о идентификаторе морской подвижной службы (000001659);

− IMO – о ИМО номере судна (NOT DEFINED – не введен);

− TYPE – о типе судна (70 – грузовое судно);

− KEEL – о высоте судна от киля до клотика (55,0 м).

Информация о высоте судна от киля до клотика передается только по запросу от береговой станции.

Вторая страница статических данных содержит информацию о местоположении антенны АИС (встроенного приемоиндикатора) относительно размеров судна.

Третья страница статических данных содержит информацию о местоположении навигационного приемоиндикатора относительно размеров судна.

Установка статических данных производится при монтаже АИС на судне сервисным специалистом и закрыта паролем.

Окно «STATIC DATA» вызывается из главного меню (MAIN MENU).

Окно динамических данных судна

Окно "DYNAMIC DATA" несет информацию:

− LAT – о текущей широте судна (59º 55' 37.17N);

− LON – о текущей долготе судна (030º 24' 18.02E);

− COG – о текущем курсе судна относительно грунта (327.00º);

− SOG – о текущей скорости судна относительно грунта (000.00 уз);

− HDG – о генеральном курсе судна (данные не поступают);

− ROT – о скорости поворота (данные не поступают);

− EPFD – об источнике получения координат судна (GPS/GLONASS);

− QUAL – о качестве источника координат судна (GPS SPS MODE);

− RAIM – о наличии автономного контроля качества поступающих координат (OFF).

Окно «DYNAMIC DATA» состоит из двух страниц и вызывается из главного меню (MAIN MENU).

В качестве источника координат судна могут использоваться:

GPS;

ГЛОНАСС;

Комбинированная GPS/ГЛОНАСС;

LORAN-C – Чайка;

Интегрированная навигационная система.

Вторая страница динамических данных несет информацию о состоянии навигационной датчиков:

- UTC LOST – время потеряно;

- INT.DGPS IN USE (msg 17) – внутренний приемник дифферинциальных поправок в работе DGPS (от базовой станции АИС);

- INTEGRAL SOG/COG IN USE – датчики курса и скорости в работе;

- HEADING VALID – датчик генерального курса в работе;

- OTHER ROT SOURCE IN USE – датчик скорости поворота судна в работе.

Окно установки каналов связи и рабочих зон

Окно «CHN MANAGEMENT» позволяет редактировать (EDIT CUR.REG.), просматривать (VIEW REGION), устанавливать (ADD REGION) прямоугольные зоны, в которых оговаривается размеры зон, каналы связи.

Установка каналов связи, размеров зон, в которых работают региональные каналы, производится береговой станцией в запросном режиме.

Окно «CHN MANAGEMENT» вызывается из главного меню (MAIN MENU).

Окно текущего состояния приемопередатчика

Окно «VHF LINK» текущего состояния приемопередатчика позволяет изменить:

CHN A – текущий номер канала А (по умолчанию-2087);

CHN B – текущий номер канала В (по умолчанию-2088);

TX POWER – уровень мощности передатчика (LOW (низкая) − 2,0 Вт, HIGH (высокая) − 12,5 Вт);

BW A – ширина полосы пропускания приемника канала А (DEFAULT – 25 кГц, NARROW – 12,5 кГц);

BW B – ширина полосы пропускания приемника канала В (DEFAULT – 25 кГц, NARROW – 12,5 кГц);

TRANSMITTER – состояние приемопередатчика (TXOFF – выключен).

При эксплуатации судна станция АИС всегда включена и только при особых условиях передатчик может быть выключен с разрешения капитана (или станция АИС обесточена).

Окно «VHF LINK» вызывается из главного меню (MAIN MENU).

Окно периодов нерабочего состояния станции

Окно «DOWNPERIODS» информирует оператора о времени и дате нерабочего состояния станции АИС.

«*» – перед временем указывает на неисправность АИС, «#» – означает принудительное отключение передатчика.

Окно «DOWNPERIODS» вызывается из главного меню (MAIN MENU).

Окно установки режимов ответа

Окно «ANSWER MODE» позволяет выбрать автоматический (AUTOMATIC) или ручной (MANUAL) ответ для режима дальней связи и включить/ выключить режим поллинга.

Окно «ANSWER MODE» вызывается из главного меню (MAIN MENU).

Окно состояния станции АИС

Окно «SYSTEM» позволяет выбрать страницу:

CHN.ACTIVITY – обмена сообщениями по УКВ;

PORT ACTIVITY – обмена сообщениями по портам;

SWR LEVELS – коэффициент стоячей волны;

SYSTEM CONTROL – перезапуска (RESTART) системы;

CALIBRATE GYRO – согласование с гирокомпасом.

 Окно «SYSTEM» о состоянии станции АИС вызывается из главного меню (MAIN MENU).

Окно настройки яркости и контрастности

В окне предусмотрено регулировка яркости и контрастности экрана.

Для регулировки яркости необходимо нажать клавишу, для контрастности −.

Регулировка осуществляется вращением манипулятора.

Возврат в обычный режим осуществляется клавишей

Окно вызывается одновременным нажатием клавиш

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: