AIS позволяет уменьшить теоретическую безопасную дистанцию расхождения судов.
Безопасная дистанция расхождения судов CPA limit (дистанция опасной зоны) устанавливается с запасами на:
вероятную погрешность CPA,
обнаружение неблагоприятного маневра цели, предпринятого в самый неблагоприятный момент расхождения,
осуществление дополнительного маневра (контрманевра).
Достоинства информации AIS позволяют существенно сократить величины
первого и второго запаса. Расчеты показывают, что использование информации AIS позволяет вдвое уменьшить величину CPA limit по сравнению с ARPA (ATА),
AIS позволяет сокращать ходовое время и экономить топливо.
Уменьшение вдвое дистанции расхождения судов соответствует уменьшению
в четыре раза количества маневров, предпринимаемых для предотвращения столкновений или чрезмерного сближения. Результатом уменьшения количества маневров будет как экономия времени на переходе, так и экономия топлива.
AIS позволяет повысить устойчивость потоков судов.
|
|
При большой плотности движения судов маневрирование любого судна сказывается не только на расхождении с конкретной целью, но и на движении других судов. Уменьшение маневров судов как по их количеству, так и по величине положительно сказывается на устойчивости потоков
Наличие полной информации о всех судах в зоне действия СУДС позволит операторам СУДС предпринять эффективные меры к упорядочиванию движения всех судов, заблаговременному предотвращению чрезмерного сближения и сведению до минимума значительных маневров судов как курсом так и скоростью.
Недостатки АИС
Наряду с очевидными достоинствами, АИС обладает и существенными недостатками. К таким недостаткам относятся следующие:
1. Эффективное использование АИС возможно только при оснащении всех судов, включая малотоннажные, конвенционной аппаратурой АИС и конвенционной аппаратурой отображения информации от АИС и PJIC, позволяющей решать задачи предупреждения столкновений судов.
2. АИС никогда не заменит РЛС, поскольку ее информация относится только к объектам, на которых установлены транспондеры, в то время как радиолокатор позволяет наблюдать любые объекты, отражающие радиоволны (знаки навигационного ограждения, суда, береговую черту и др.).
3. Внедрению на судах подлежит только то оборудование АИС, параметры которого жестко регламентированы на международной основе. В этом случае будет обеспечена совместимость оборудования, установленного на разных судах, и высокая эффективность его использования.
4. Судоводители должны принимать во внимание тот фактор, что на встречных судах АИС может выйти из строя или быть выключенной.
В настоящее время на судах устанавливается аппаратура, где на экране одновременно «четыре в одном»:
•РЛС;
•САРП;
• электронная карта;
•АИС.