Теперь осмотрим одной из самых знаменитых творений великого архитектора – парк Гуэля

История создания парка такова. В 1900 году богатый промышленник и меценат Эузеби Гуель-и-Басигалупи, проживший долгое время в Англии, «заболел» проектом элитных «городов-парков», что строили в пригородах Лондона. Приобретя участок, включавший территорию усадьбы Кан Мунтанер де Дальт и двух ферм, расположенных ниже по склону, он поручил Гауди разработку грандиозного проекта, согласно которому хотел привлечь жителей Барселоны за город.

Склон безлесной горы за городом выровняли и разбили на 60 домовых участков. Но идея потерпела фиаско. Большинство горожан не желало менять привычного образа жизни. И кроме перестроенного особняка, где поселился сам владелец, рядом выросло всего два дома: адвоката Триас-Доменка и архитектора Гауди.

То, что Гуэль, потратив массу денег, не получил задуманных барышей, нас не волнует. Зато волнует то, что создал мастер, успевший в основном осуществить свой замысел. Перед вашими глазами неповторимый ландшафт, огороженный стеной, сделанной из бута и украшенной поверху инкрустацией из камня. Через определенные промежутки встречаются круглые керамические медальоны с названием со словами «PARK» и «GUELL».

Пройдя через одни из ворот – самые главные, с коваными створками, известными как «margallo» – «пальмовые ворота», остановимся около павильонов, расположенных от них по обе стороны. Не знаю, как увас, а у меня в первый раз было ощущение будто я попал в сказку Братьев Гримм с пряничными домиками, вокруг которых бродят Гретель с Гензелем, а злая Баба Яга только и ждет удобного случая для того, чтобы полакомиться детишками.

Неподалеку – знаменитая лестница, разбегающаяся рукавами, что ведет к Греческому театру (иначе Залу Ста Колонн), мимо удивительного каскада. С платформы на платформу стекает вода из природного источника Сарба, охраняемого мозаичным ярко-красивым внушительным Драконом. А выше – скамейка своеобразной конструкции, вогнутый козырек которой, говорят, никогда не пропускает ветра.

На ней можно посидеть. А теперь, развернувшись, мы окажемся у подножья колонн. Их вовсе не 100, как должно быть согласно названию, а 86. Искривленных, наклоненных, создающих своеобразный эффект. Когда смотришь вверх, то голова идет кругом, и ты словно плывешь по морям, по волнам.

Столбы, по совместительству, служат дождевыми трубами, по которым в дренажную систему сливается вода с поверхности крыши, являющейся основанием большой террасы, где, по замыслу автора, должен был раскинуться рынок. Но рынка нет. Поверхность пуста. Лишь по краю извивается змеей знаменитая 200-метровая скамья с яркими мозаичными картинками-коллажами из битой керамики (тренкадис), составленной из отходов барселонских фабрик: осколков тарелок, чашек, вазочек, зеркал, бутылок… В той же технике выполнены и выпуклые медальоны на многочисленных куполах Зала Ста Колонн. Надо сказать, что с керамикой возился не сам Гауди, а Жузепе Мария Жужола, любимый ученик архитектора и автор многоцветного декора Парк Гуэль.

Об этом месте, полном сюрпризов и неожиданностей, можно рассказывать бесконечно. Переходы – галереи и портики, сложенные из камня так, что он вот – вот рассыплется прямо на глазах, променад, гуляя по которому можно обойти весь парк, и совершенно непохожий на все прочее, дом самого архитектора с башенкой и шпилем, увенчанным флюгером с крестом.

Парк Гуэль считается наиболее совершенным творением Гауди. Недаром его, объявив памятником Искусства, купил муниципалитет Барселоны, правительство Испании возвело в ранг Национального памятника, а ЮНЕСКО объявило Наследием Гуманизма.

Покидая его, каждый раз думаешь о том, что таким полетом фантазии мог обладать лишь человек совершенно неординарный.

Следующая наша остановка – район Эшампле. Он вырос после того, как в 1854 году было принято решение о расширении Барселоны («эшампле» по-каталонски значит «расширение»). Здесь расположены величайшие памятники эпохи модерна.

Самое известное творение европейского модерна и самый знаменитый архитектурный памятник Эшампле – Храм Саграда Фамилия. Он возвышается над Барселоной, словно огромная пещера с колокольнями в виде сталактитов и глубокими таинственными гротами. Один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия, сказал: «То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы». Великий архитектор не смог закончить строительство храма. После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. И, не смотря на то что работы ведутся по чертежам и макетам архитектора, Храм меняется до сих пор. Не каждый день увидишь, как на твоих глазах создается история. Здесь у Вас есть такая возможность.

За солидный период, почти в 90 лет, происходило разное. В зависимости от взглядов людей стоящих у власти на творчество великого каталонца работы то разворачивались, то прекращались. На время гражданской войны оно было законсервировать, а несколько раз Храм и вовсе находился под угрозой уничтожения. Если бы не финансирования, поступавшие от людей и различных организаций, то, наверно, нам не довелось видеть то, что стоит сегодня.

А сегодня мы видим и второй, западный фасад, работы Джузеппе Марии Субиракса, который хоть и сохранил идею своего предшественника, но резко изменил стиль работы. Кого и чего только здесь нет! Мария Магдалина и Череп Адама, Христос снимающий с первого человека первородный грех, Туринская плащаница с отпечатком лица Иисуса, сам Христос, совершающий свой последний земной путь на Голгофу под тяжестью креста, римские легионеры и Святая Вероника, промокнувшая Спасителю лицо.

Как будет выглядеть третья часть Храма – неизвестно. Строительство, требующее колоссальных средств – по три миллиона долларов ежегодно, вероятно, будет тянуться и тянуться. Несмотря на поистине всенародные пожертвования (в них приняли участие даже барселонские евреи, внесшие свою лепту – пять миллионов), по подсчетам специалистов, при самом благоприятном раскладе, оно продлится минимум 65 – 70 лет. Скептики же сомневаются в том, что когда-нибудь кому-нибудь удастся лицезреть Храм Святого Семейства в законченном варианте. Они говорят, что в таком долгострое – тайный замысел Гауди, который любил повторять «Мой заказчик не торопится» и втайне желал, чтобы храм никогда не был завершен.

Если мы подробнее рассмотрим архитектурный ансамбль храма, то заметим, что он выполнен в природно-готическом стиле с элементами модерна. Классические для готики заостренные шпили множественно вознеслись вверх. Часть из них весело увенчана мозаичными разноцветными насыпями фруктов.

Передний фасад, выполненный при Гауди, демонстрирует изящную скульптурную группу классической формы, помещенную в пещерный пейзаж, словно вертеп, изображающий Рождество. Эти сталактито-сталагмитовые элементы подменяют у художника готическую ажурность. Башни смотрятся по-кружевному из-за множества окошек.

Вместо привычных готических монстров на боковых фасадах мы можем лицезреть спокойных и неагрессивных пресмыкающихся: змей, крокодилов, ящериц. Наверное, это тоже свидетельствует о райском устроении души Учителя. Его хочется назвать учителем, потому что он открывает нам тайны мира.

Большая часть памятником архитектуры модерна Эшампле сосредоточены в так называемом Золотом квадрате, который состоит из квартальчиков вокруг проспекта Пассеч-де-Грасья. Здесь же расположен Каса Батльо, творение Гауди, с характерными скругленными линиями фасада и выпуклыми решетками балконов. Словно созданный из пластилина, костей и морской воды, этот дом поражает дерзостью замысла, в нем нет ни одного прямого угла. Камень как будто приобретает эластичность, он живет и дышит. Говорят, что Гауди работал без проектировщиков, полагаясь на собственную интуицию.

Дом Батло – вершина сказочного богатого декора. В доме зашифрован рассказ о том, как святой Георгий убивает змия. Посмотрите, как драконья чешуя растеклась по крыше, ее пронзает башня с крестом и позолоченными символами Христа. Окна и балконы – это уже драконий скелет, его мощь в прошлом. В некоторых местах фасад проткнут копьями. Чешуйчатая крыша переливается всеми цветами радуги. В той же многообразной цветовой гамме выполнены витражи на широченных модернистских окнах и мозаичный фасад с налепленными кружками разных размеров. Словно множество планет в космическом пространстве. Дом Батло кажется сюрреалистическим модерном.

Одним из самых известных памятников модерна Золотого квадрата, Эшампле и вообще Барселоны является Каса Мила (в переводе – каменоломня) – важнейший вклад Гауди в архитектуру города. Здание расположено на Пассеч-де-Грасья, его строительство шло с 1906 по 1910 год. Проект этого восьмиэтажного углового здания предусматривал два круглых внутренних двора для вентиляции и первый в Барселоне подземный гараж. Во всем здании нет ни одной ровной стены, наружные стены ничем не отделаны, их украшают лишь причудливые решетки балконов, созданные Жозепом Марией Жужолем. Крышу дома увенчивают поражающие воображение печные и вентиляционные трубы, которые жителями города в шутку называются «пугалом для ведьм».

Заканчивая нашу экскурсию мне хочется привести мнение о Гауди авторитетного исследователя его творчества Джорджа Коллинза: «Его произведения нужно видеть и изучить самому гораздо внимательнее, чем произведения большинства других архитекторов. Такими творениями, как Усадьба Гуэля или Крипта в Колонии Гуэля, нужно восхищаться так же, как полотнами старых мастеров: приходить много раз, подолгу смотреть, с удовольствием открывая что-то новое в конструкции или внешнем облике. Как он сумел преподнести в архитектуре зрителям столько сюрпризов, а строителям – такое разнообразие новых технологических приемов?» Вряд ли можно ответить на это «как»? Согласитесь, ведь это простое, обыкновенное или, скорее, наоборот необыкновенное чудо…

Гауди был удивительным человек и гениальным мастером. Новатор формы и совершенный консерватор в идеях, воспевший добродетель без назидательства и занудства, но погружая в глубинный строй Красоты. Словно ребенок, жадно любознательный к окружающему миру, с такой же чистой радостью бытия, но, по-взрослому способный расшифровать сущность вещей, и вдохновенно рождать свои собственные великолепные творения.

И теперь и вы после нашей экскурсии смогли ощутить эту неземную красоту, этот неповторимый стиль, которые и составляют дух и облик современной Барселоны.

Антонио Гауди был не единственным архитектором, который работал над обликом Барселоны, город знавал множество талантливых мастеровна сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением. Кроме Барселоны Гауди, существует еще и современная Барселона, готическая Барселона, и район «Испанская деревня», в которой воплощены стили всех испанских провинций, и знаменитая Рамбла – район старой Барселоны. Но архитектурный ансамбль, созданный в Барселоне именно Гауди – это нечто особое, ни с чем не сравнимое.

Встреча с произведениями великого архитектора – это удивительный момент, на котором строятся многочисленные тематические экскурсионные программы, включенные туристическими фирмами Москвы в обязательную программу посещения испанской столицы. И экскурсоводами, как правило, всегда отмечается, что нет того, с чем можно сравнить его постройки, игру цвета и света, неожиданные ракурсы форм, внутреннюю экспрессию каждой из них, смелое, новаторское использование традиционных строительных материалов, ни одно его произведение не может оставить зрителя равнодушным, требует от него определенного активного восприятия.

Стиль, в котором творил Гауди, традиционно относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Работы Гауди в Барселоне, если их расположить в порядке создания, представят нам эволюцию его творчества, а также помогут оценить вклад архитектора в становление неповторимого облика этого города.

А потому, Барселона уникальна. Нигде больше в мире не найти такого причудливого смешения архитектурных стилей. А значит и стиль А. Гауди – уникален в своем роде.

 

 



Заключение

Барселона – глубоко индивидуальна и по-своему сумбурна. Несколько личностей сделали Барселону такой, какая она есть, – начиная с Ганнибала и императора Августа. Но один человек окончательно определил облик города, его стиль. Это Антонио Гауди.

Его называли по-разному: король железа, король архитектуры, король модерна. Он создал свое королевство в стиле модерн и лучшую его часть – в Барселоне. На выпускном вечере в Высшей технической школе архитектуры, вручая Гауди диплом, директор сказал: «Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший». На что Гауди ответил: «Похоже, теперь я архитектор».

По воспоминаниям современников, он был человеком страстного темперамента и обладал незаурядными умственными способностями. При этом Гауди жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. «Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям», – оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья – свой дом. «Снимать дом – все равно, что иммигрировать», – убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома.

Сальвадор Дали вспоминал: «Во время нашей памятной встречи в доме Руссо де Саль, в 1929 году, Ле Корбюзье назвал Гауди «кричащим стыдом Барселоны», тогда же он спросил меня, что я думаю об искусстве будущего, на что я ответил: «Архитектурное строение будет мягким и волосатым» и категорично добавил, что Гауди – последний гений архитектуры…»

В последние годы своей жизни Ле Корбюзье называл Гауди «чудовищем в творчестве». Спустя несколько лет однажды развенчанные работы Гауди были признаны не только Ле Корбюзье, но и другими противниками творчества испанского архитектора.

Перечень инноваций в архитектуре Гауди весьма внушителен. Он первым: ввел секционное перекрытие с независимыми несущими стенами и изобрел безопорную систему перекрытий; опробовал опорные конструкции из армированного бетона; ввел купольные оболочки; стал использовать параболические формы арок и перекрытий; внедрил метод математического моделирования при просчете нагрузок на арки и купола; заново ввел наклонные колонны и пр. Его расчеты по взаимному погашению усилий распора без внешних контрфорсов, исключительно внутри собора Саграда Фамилия, уникальны. При этом надо учитывать, что двойная крыша собора усложняла вычисления. Только через сто лет были изобретены компьютерные программы, которые смогли выполнять расчеты по планированию помещений неправильной формы.

Особую роль Гауди в формировании современной концепции организации пространства с использованием световых, цветовых и декоративных эффектов подчеркнул представитель современного направления хай-тек Норманн Фостер. В частности, он сказал, что «методы Гауди остаются революционными даже век спустя».

Созерцая творческое наследие Гауди, невольно соглашаешься с теми, кто полагал, что деятельность основоположника каталонского модерна в архитектуре с потрясающей силой воплощала мечту об окружающем мире как о едином произведении искусства. По признанию ряда исследователей, он являлся крупнейшим мастером «Ар Нуво» (Art Nouveau, в России определяемого как модерн) – стиля, вызревшего в рамках эклектики, но несшего в себе новые рационалистические и свободные от канонизации и часто от привязки к конкретным местным традициям тенденции.

Но это искусство, поскольку речь шла об архитектуре, являло собой также продуманное до мелочей сочетание пользы и красоты, функциональности и удобства. Все это не случайно, ведь «под вздыбленными крышами, за изогнутыми фасадами с вспученными балконами и причудливо выгнутыми коваными решетками идет будничная жизнь горожанина».

Антонио Гауди называли «поэтом камня», «сумасшедшим», «тореадором архитектуры», «барселонским отшельником», «рыцарем» и даже «Данте архитектуры». Но в той или иной степени все сходились в одном мнении, что при дальнейшем развитии современной архитектуры его и первые, и последующие опыты приобретут все большее значение и будут по достоинству оценены. Так оно и получилось.

 

 



Литература

 

1. Азизян А.И., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Прогресс-традиция, 2002.

2. Антонио Гауди. – М., 2007.

3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.

4. Бассегодаи Нонель Ж., Бергос Ж., Криппа М. Гауди: личность и творчество. – М.: Библион. 2003.

5. Боне Л., Монтес К. Антонио Гауди. Сальвадор Дали. – М.: Арт Родник, 2004.

6. Бунин А.В., Круглова М.Г. Архитектура городских ансамблей. М., 1935.

7. Бхаскаран Л Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. Арт-Родник, 2006 г.

8. Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание XX–XXI вв. Разломы и переходы. Едиториал УРСС, 2001.

9. Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006.

10. Гиз Ван Хенсберген. Антонио Гауди. М: Эксмо, 2003.

11. Гилл Дж. Гауди Антонио. Самые красивые и знаменитые произведения великого архитектора. Альбом. М.: АСТ, Астрель. 2008.

12. Глазычев В. Послесловие // Нонель Х. Антонио Гауди. – М., 1986.

13. Глазычев В.Л. Эволюция творчества в архитектуреМ.: Стройиздат, 1987

14. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. – СПб., 1991.

15. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. М., 1982.

16. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

17. Ионина Н.А. 100 великих чудес света. М.: Вече, 1998

18. Крипа М.А. Гауди Антонио. Альбом. М: Арт-Родник; Taschen. 2004.

19. Криппа М.А. Антонио Гауди. 1852–1926. О влиянии природы на архитектуру. – М.: TASCHEN/АртРодник., 2003.

20. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., 1970.

21. Линч К. Образ города. М., 1982.

22. Надеждин Н. Антонио Гауди. «Воздушные замки Каталонии». М., 2008.

23. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – Изд. 4-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.

24. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. / В. Андреева. М., – 2004

25. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006 г.

26. Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003.

27. Цербст Р.Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002.

28. Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. М.: Архитектура-С, 2004.

29. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / К. Королев. – М.–СПб., 2005.

30. www.barcelonatour.net/ Gaudi. shtml

31. ru.wikipedia.org/wiki/ Барселона

32. www.arstudia.ru/ gaudi /

33. www.peoples.ru/art/architecture/ gaudi _i_cornet/

34. www.barcelonatour.net

 


[1] Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006. С. 5.

[2] Там же. С. 5.

[3] Там же. С. 5.

[4] Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006. С. 7.

[5] Надеждин Н. Антонио Гауди. «Воздушные замки Каталонии». М., 2008. С. 37.

[6] Там же. С. 38.

[7] Бассегодаи Нонель Ж., Бергос Ж., Криппа М. Гауди: личность и творчество. — М.: Библион. 2003. С.29.

 

[8] Бассегодаи Нонель Ж., Бергос Ж., Криппа М. Гауди: личность и творчество. — М.: Библион. 2003. С. 29.

[9] Там же. С 30.

 

[10] Гиз Ван Хенсберген. Антонио Гауди. М: Эксмо, 2003. С. 75.

[11] Там же. С. 77.

[12] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. С. 81.

 

[13] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. С. 83.

 

[14] Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006. С. 58.

 

[15] Гауди: Личность и творчество. М.: Библион, 2006. С. 88.

 

[16] Надеждин Н. Антонио Гауди. «Воздушные замки Каталонии». М., 2008. с. 112.

[17] Цербст Р.Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002. С. 220.

 

[18] Цербст Р.Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002. С. 221.

 

[19] Цербст Р.Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002. С. 224.

 

[20] Цербст Р.Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002. С.227.

[21] Там же. С. 227.

[22] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. С. 189.

[23] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. С. 190.

[24] По материалам ru.wikipedia.org/wiki/ Барселона

[25] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. с. 197.

[26] По материалам сайта www.barcelonatour.net/ Gaudi. shtml

[27] Криппа М.А. Антонио Гауди. 1852–1926. О влиянии природы на архитектуру. – М.: TASCHEN/АртРодник., 2003. С. 127.

 

[28] Криппа М.А. Антонио Гауди. 1852–1926. О влиянии природы на архитектуру. – М.: TASCHEN/АртРодник., 2003. С. 129.

 

[29] Надеждин Н. Антонио Гауди. «Воздушные замки Каталонии». М., 2008. С. 221.

 

[30] Надеждин Н. Антонио Гауди. «Воздушные замки Каталонии». М., 2008. С. 224.

 

[31] Криппа М.А. Антонио Гауди. 1852–1926. О влиянии природы на архитектуру. – М.: TASCHEN/АртРодник., 2003. С. 133.

 

[32] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. С. 247.

 

[33] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. С. 264.

 

[34] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. С. 277.

 

[35] Хворостухина С. Шедевры Гауди. М.: Вече, 2003. с. 280.

 

[36] Цербст Р.Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002. С. 301.

 

[37] Цербст Р.Антонио Гауди – жизнь в архитектуре. – М.: TASCHEN/Арт Родник., 2002. С. 311.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: