Психологическая поддержка личностного развития студентов

 

В многообразии нынешних кризисов, материальных и духовных, менее заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Проблема полноценной психической жизни человека встаёт особенно остро. Всё это ставит перед нами задачу выработки методов психологической помощи личности в её формировании.

Динамически изменяющиеся социальные условия еще более увеличивают давление, исходящее от педагогических стратегий, позиций и директивных установок педагогов "сегодняшнего дня". Вследствие этого в образовательных институтах субъект воспитания и обучения сталкивается с множеством вопросов и задач, связанных с его личностным становлением.

Решение данных проблем становится возможным не только при замене авторитарных стилей и методов воздействия на личностноразвивающие и психологически поддерживающие, но и при изменении основного направления современной педагогики и психологии с "опрежающего" развития на "поддерживающее" развитие. В этот термин вкладывается следующий смысл: поддерживать личность в различных устремлениях - к развитию, к познанию, к гармоничным отношениям со сверстниками, родителями и педагогами. Психологическая поддержка рассматривается современными теоретиками в психологии и педагогике как третья сторона образования, наряду с обучением и воспитанием.

Высокая выраженность затруднений психологического характера у студентов, с одной стороны, и недостаточная развитость системы психологической помощи в вузе - с другой, обусловили поиск соответствующих форм и методов работы, направленной на помощь студентам, в разрешении их психологических проблем и повышение их психологической резистентности.

В контексте нашего исследования под резистентностью личности (от англ. resistere - сопротивляться) понимается ее способность оказывать сопротивление многочисленным деструктивным (внешним и внутренним) факторам жизнеосуществления. Поиск путей повышения резистентности личности студентов связан во-первых, с выявлением тех личностных потенциалов, реализация которых позволила бы нейтрализовать деструктивные влияния, и, во-вторых, с выбором релевантной тактики психолого-педагогической помощи, в наибольшей степени способствующей реализации этих потенциалов. Это диктует необходимость разработки системы психологической поддержки студентов в учебном процессе вуза.

В теоретическом плане система психологической поддержки базируется на идее субъектности личности, развиваемой в последние годы В.А. Петровским, А.Г. Асмоловым, А.С. Огоневым, Е.М. Черепановой и другими; а также на идее свободы личности в образовательном процессе, получившей развитие в работах О. Газмана, А.Г. Асмолова, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова, Е. Александровой, Т. Анохиной и других.

В соответствии с названными идеями, ключевой характеристикой развитой личности является ее свободоспособность, предполагающая способность к автономному существованию, способность к независимому и самостоятельному построению своей судьбы и отношений с миром, способность к самореализации и осуществлению индивидуального выбора.

Современная гуманистическая парадигма, обращаясь к субъектности человека, трактует психологическую поддержку как позитивное содействие в развитии его личности. Уже определены некоторые механизмы психологической поддержки: понимание, признание, авансирование, доверие, похвала, эмпатия.

Под поддержкой понимается сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи. Семантически слово "поддержка" подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. "не дать упасть", "оказать помощь", "выступить в защиту", "не дать нарушиться чему-либо".

Оказывать психологическую поддержку можно посредством отдельных слов, высказываний, прикосновений, совместных действий, выражением лица, жестами и др. Особое значение приобретают навыки самоподдержки и самопомощи.

Психологическая поддержка становится востребованной не только в кризисных, травмирующих ситуациях, но и в наиболее ответственные периоды развития человека. Необходимо отметить, что спецификой поддержки в современных условиях является помощь в понимании, право на выбор, творчество и на ошибки с принятием добровольной ответственности.

Сущность психологической поддержки субъекта обучения и воспитания заключается в целенаправленном, активном сопровождении процесса формирования психически здоровой и развитой личности.

Таким образом, "поддерживающее развитие", по мнению Волковой А.И., есть не что иное, как предоставление субъекту возможности саморазвития (20, с. 19-22).

Психологическая поддержка не сводится к психологическому поглаживанию (одобрение, авансирование оценки и др.), а представляет собой сложную деятельность, в основе которой должна быть новая культура воспитания, ощущение внутренней свободы, творческие и демократические отношения педагога и учащегося.

Обобщение различных точек зрения позволяет заключить, что психологическая поддержка это вид межличностного взаимодействия, направленного на психологическую помощь субъекту, в ходе которого возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, в своих возможностях.

Одной из главных форм психологической поддержки выступает личностное консультирование, адресованное тем, кто испытывает трудности в самореализации, в достижении целей, в удовлетворении потребностей, в принятии решений. Личностное консультирование предполагает в качестве ведущего вопроса не "Кто ты?", а "Что с тобой?" и гибкое соблюдение верной психологической дистанции. Характер психологической поддержки может варьироваться в зависимости от проблемы.

Существуют кризисные периоды развития личности, когда потребность в такой поддержке выражена более ярко. Кроме собственно возрастных кризисов, к ним относятся и кризисы, обусловленные значительными изменениями в социальном статусе личности. Одним из таких периодов является период обучения в вузе, адаптация в учебно-профессиональной деятельности.

Следует отметить необходимость типологически ориентированного подхода к проблеме психологической поддержки личности студента. Это обусловлено тем, что не все типы людей поддаются воздействию стандартно организованных методов и средств учебно-воспитательного процесса вуза, а так же имеют индивидуальные различия в уровне развития рефлексных способностей (52). Типологический подход, исходя из вышесказанного, может ориентироваться в психологической поддержке на эмоциональные механизмы личности, восполняя дефициты её эмоциональности, дефицит образа "Я" и притязаний. Он может содействовать восстановлению жизненной перспективы и оптимизации, то есть способствовать профессиональному и личностному самоопределению студентов. Кроме того, психологическая поддержка личности, оказывает воздействие, приводящая к "расширению сознания", может способствовать актуализации потребностей и способности к социальному мышлению, осмыслению и переосмыслению ценностей. Выход на более высокий уровень мышления обеспечит переход личности от роли исполнителя, объекта к роли субъекта, что в свою очередь позволит гуманизировать образование, имеющее в своей основе субъект-субъектные отношения.

Таким образом, перед нами встаёт задача определения условий, способов, содержания и механизмов психологической поддержки студентов в профессиональном и личностном самоопределении, оказания психологической помощи в нахождении своего уникального пути самореализации.

Психологическая наука могла бы уже сегодня дать множество рекомендаций, указать на множество ограничений и запретов, чтобы полноценно включать человека в профессиональные и социальные структуры. Но все эти рекомендации могут быть реализованы при одном глобальном условии, если обществом будет осознано, что его спасение от бед и потерь, источник богатства и прогресса - полноценная психика и развивающаяся личность человека.

Охранительное отношение к индивидуальности, ее поддержка - необходимое условие целостности личности, ее нравственного здоровья, эмоционального благополучия.

Впервые понятие психологической поддержки было официально зафиксировано в "Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации"[1].

В соответствии с вышеназванным положением под психологической поддержкой понимают систему социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных или неформальных объединений людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются:

· психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;

· психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодоление кризисных ситуаций и достижение эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию;

· психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Психологическая поддержка студентов осуществляется в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях (50, с.181).

В качестве основных методов психологической поддержки, согласно вышеназванному положению выступают:

- психологическое просвещение;

- психологическое и психопрофилактическое консультирование;

- психологическая диагностика;

- психологический тренинг;

- психологическая коррекция;

- другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

В организационно-деятельностной структуре психологической поддержки студентов можно условно выделить три смысловых модуля: целевой, содержательно-технологический и организационно-управленческий.

Целевой модуль является определяющим в построении всей системы психологической поддержки студентов. В его структуре имеет ключевое значение идея свободы личности в образовательном процессе. Реализация этой идеи предполагает постановку следующих целей:

- помощь студентам в конструировании автономного внутреннего мира;

- создание психолого-педагогических условий для развития личности;

- вооружение личности механизмами и способами саморазвития.

Цели психологической поддержки в вузе задают направление функционирования организационно-управленческого и содержательно-технологического модулей системы.

Содержательно-технологический модуль системы представлен содержательным и технологическим блоками, каждый из которых опосредован целями психологической поддержки. Исходя из этого, содержание процесса психологической поддержки можно представить как систему действий педагогов, направленных на решение следующих задач:

стимулирование самоопределения личности;

помощь в индивидуализации и саморазвитии;

создание психолого-педагогических условий, оптимизирующих личностное развитие каждого студента.

Решение поставленных задач предполагает, в свою очередь, диагностику личностных параметров студентов, моделирование коррекционной работы и непосредственно коррекцию, осуществлямую с помощью различных технологий.

В технологическом плане психологическая поддержка выступает как система педагогических средств, включающих в себя различные формы, методы и приемы помощи личности в ее саморазвитии и самоактуализации. Определяющими в их подборе являются принципы личностноразвивающего образования, основанного на гуманистических идеях и реализующегося в субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса.

Работа по психологической поддержке студентов может осуществляться на учебных занятиях и в воспитательном процессе, при условии организации субъект-субъектного взаимодействия и выборе методов обучения и воспитания с позиций проблемно-исследовательского подхода.

Решающая роль в организации подобного взаимодействия отводится преподавателю, работающему со студентами. Однако, как показывают наши наблюдения, переход от функционально-ролевого к личностно-ориентированному взаимодействию достаточно сложен для многих преподавателей вуза. Это, очевидно, связано с тем, что ряд дисциплин ведут "узкие" специалисты, не обладающие специальными педагогическими и психологическими знаниями. Именно поэтому представляется целесообразной организация специальных занятий с преподавателями, например, в рамках школы молодого преподавателя и семинара кураторов (Приложение 3).

Специалисты психологической службы вуза могут в значительной мере облегчить, сделать более эффективным и окрашенным положительными эмоциями первый период обучения в вузе, включив в свои программы следующие мероприятия: обучение и знакомство с основными приемами обучения в вузе (навыки конспектирования, выступления с сообщениями, написание рефератов, участие в конференциях и др.); обучение приемам саморегуляции, способам снятия утомления и напряжения, восстановление работоспособности; тренинги по развитию адаптивных качеств личнгости (Приложение 4); практикумы с использованием мнемотехнических приемов, упражнений на развитие творческого мышления; обучение способам снятия тревоги и страха, которые очень часто проявляются у студентов в личностной сфере.

Формами реализации психологической поддержки и помощи студентам выступают тренинговые и проблемные группы, взаимодействие в которых направлено на решение типичных проблем молодых людей, среди которых: адаптация к новой образовательной среде вуза; преодоление субъективных и объективных трудностей в образовательном процессе. В результате взаимодействия в этих группах формируется психологическая культура, профессиональная направленность, готовность принимать ответственность за профессиональное и личностное развитие, способность к осознанному адекватному поведению, эмоциональная гибкость, способность сохранять психологическое здоровье.

Востребованность психологической поддержки в рамках деятельности психологической службы вуза выражается в повышении "вовлеченности" студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением в коммуникативных и тренинговых группах, общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов.

Как показало констатирующее исследование, у студентов выражено стремление к изучению курсов по выбору, в том числе и психологических. Это создает предпосылки для более полного использования возможности спецкурсов в реализации целей психологической поддержки, при наполнении их содержания психологическими знаниями (в том числе и прикладными), которые в наибольшей мере востребованы студентами.

Кроме того, развертывание работы по психологической поддержке студентов предполагает психологическую коррекцию. Она осуществляется в индивидуальном порядке в рамках психологической службы вуза и в группах, с использованием групповых методов психологической коррекции и психотерапии.

Организационно-управленческий модуль представляет собой систему проектирования, координации и реализации психологической поддержки студентов. Деятельность его структурных элементов - различных служб вуза - определена их функциями и целями психологической поддержки. В соответствии с этим, организационно-управленческий модуль также имеет блочную структуру.

В первый блок - управленческий - входят ректорат и научно-методический совет, осуществляющие целеполагание, проектирование и управление.

Второй блок - координационный - представлен учебно-методическим управлением вуза и психологической службой вуза. В основные функции данных подструктур входят мониторинг педагогического процесса вуза и координация усилий кафедр и деканатов по реализации целей психологической поддержки студентов.

Мониторинг включает в себя комплексную диагностику состояния учебно-воспитательной работы в вузе и контроль отдельных ее параметров, осуществляемые с помощью специальных психологических методик и массовых опросов, анкетирования, бесед с преподавателями и студентами, посещения и анализа занятий и т.д. Это дает основания для комплексного анализа работы системы психологической поддержки, выявления ее "слабых звеньев" с последующим предоставлением рекомендаций по оптимизации педагогического взаимодействия.

Результаты мониторинга доводятся до сведения ректората и членов научно-методического совета вуза.

Психологическая служба вуза и учебно-методическое управление являются одним из связующих звеньев между управленческим блоком и системой реализации психологической поддержки, выполняя, таким образом, координационную функцию. Это осуществляется за счет согласовывания действий кафедр, деканатов, психологической службы вуза, работающих непосредственно со студентами, в русле реализации целей психологической поддержки.

Осмысление целей психологической поддержки студентов приводит к необходимости пересмотра парадигм традиционного педагогического процесса, основанного на функционально-ролевом взаимодействии его участников и оценочно-алгоритмическом методе обучения и воспитания. Альтернативой ему является педагогический процесс, базирующийся на субъект-субъектном взаимодействии и методах обучения и воспитания, основанных на проблемно-исследовательском подходе.

Ориентация на личностное развитие в решении проблемы повышения резистентности личности к деструктивным факторам жизнеосуществления, предполагает, таким образом, выход из плоскости "формирующей" педагогики в пространство педагогического взаимодействия. Это коренным образом меняет вектор направленности усилий педагога, целью которого становится не формирование "недостающих" качеств личности учащегося, а фасилицирующее влияние на его личностное развитие, основанное на убеждении в том, что каждый человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, являющимися частью его природы. Иначе говоря, гуманистически ориентированное взаимодействие основано на приоритете "внутреннего" над "внешним", в соответствии с чем,". эффективное управление душевным миром есть влияние на условия развития, а не прямое вмешательство в душевный мир человека" (80).

При разработке проекта системы психологической поддержки студентов в учебном процессе вуза была осуществлена попытка конструирования условий развития личности, способствующие активизации ее самозащитных усилий, реализации заложенного в ней внутреннего потенциала.

Выводы:

Анализ научной литературы в комплексе с данными полученными в экспериментальной части, позволили установить связь проблемы психологической защиты с вопросами адаптации, активности и развития личности и наметить пути дальнейшего изучения проблемы.

Психологическая защита личности рассматривается как поведение (осознанного и неосознанного), способствующее устранению психологического дискомфорта и тем самым повышающее резистентность личности к деструктивным факторам жизнеосуществления.

Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее развития. Пассивная адаптация, обеспечивает только внешний комфорт и не ведет к раскрытию личностного потенциала. Активная адаптация, предполагая расширение поля деятельности и сознания личности, является предпосылкой реализации заложенного в ней потенциала.

Студенческий возраст является одним из этапов личностного становления, в ходе которого продолжается решение экзистенциальных проблем, осуществляется построение планов профессионального роста, реализуются притязания личности.

Одним из основных психологических противоречий этого возраста является противоречие между дальнейшим развитием механизма идентификации и обострением потребности к обособлению, а также ряд противоречий социального и педагогического характера, в процессе разрешения которых происходит становление личности студента.

1. Противоречие между сущностью нового социального статуса личности и связанным с этим возрастанием потребностей (физических, экономических, духовных) и реальными условиями жизни, характеризующимися жестким лимитом времени и материальных средств.

2. Противоречие между стремлением к самостоятельности и опекой старшего поколения.

3. Противоречия дидактические - между стремлением студентов к самостоятельности в отборе содержания, форм и методов обучения и требованиями вуза.

4. Противоречие между количеством и качеством поступаемой информации и невозможностью ее адекватной переработки в силу лимита времени, отсутствия опыта и недостаточной сформированности смысловой сферы.

Анализ результатов исследования позволил условно разделить психологические проблемы студентов на две группы: актуальные и глубинные. Первые связаны с осознанием субъектом элементов ситуации собственного развития, вторые проблемы связаны с особенностями личности и сознания, препятствующими адекватному отражению действительности, что снижает способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя.



Заключение

 

Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. Она давно вошла во все психологические словари и справочники как общепринятое понятие из области психологии личности. В широком смысле термин "Защита психологическая" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт" - одно из самых общих определений этого феномена. За этим и аналогичными определениями стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда

Среди факторов развития личности обучение - один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Задачи развития личности и проблемы, встающие перед студентами, обуславливают необходимость оказания им психологической поддержки в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. сопротивляемость личности к деструктивным факторам жизнеосуществления обеспечивается функционированием психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему, действующую в ситуации внутреннего или внешнего конфликта.

2. Психологическая защита и развитие личности тесно взаимосвязаны. Психологическая защита является условием развития личности, поскольку обеспечивает ее адаптацию. В то же время, развитие личности является условием активной психологической защиты, так как обеспечивает процесс трансформации личности и ее бытия, необходимый для конструктивного взаимодействия с миром.

3. Возможности оптимизации самозащитных усилий личности связаны с конструированием развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации личностного потенциала.

4. Психологическая поддержка студентов в образовательном процессе вуза выступает фактором повышения их сопротивляемости к деструктивным влияниям. Успешность психологической поддержки студентов определяется консолидацией усилий ректората, учебно-методического управления, кафедр, деканатов и психологической службы вуза, направленных на создание педагогических условий развития личности, помощь личности в конструировании автономного внутреннего мира, вооружение механизмами и способами саморазвития.

5. Данное исследование показало необходимость дальнейшей разработки проблемы психологической защиты в аспекте активности личности, нацеленной на выявление механизмов противостояния личности деструктивным внешним влияниям и на изучение возможностей развития этих механизмов.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования раскрыто теоретическое обоснование и экспериментально подтвержден личностноразвивающий потенциал психологической защиты. Результаты квалификационной работа могут быть использованы при решении проблем личностного развития студентов и их адаптации в вузе.



Литература

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В двух томах. Том 1. - М.: Педагогика, 1980.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.

3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С.3-18.

4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и "техники" ее бытия / Психологический журнал. - Т.14. - № 2. - 1993. - С.3-16.

5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.

6. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Издательство МГУ, 1990.

7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.92-100.

8. Бассин Ф.В. О "силе Я" и "психологической защите" // Вопросы философии. - 1969. - №2. - С.118-125.

9. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений // Коммунист. - 1972. - № 2. - С.94 - 106.

10. Бекмаханова Е.К. Проблема психологической адаптации студентов. - Алма-Ата, 1983.

11. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. - СПб., изд-во "Братство", 1992.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Специальная литература, 1996.

13. Бернс Р. развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

14. Блажис Р.Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов. Дис. …. канд. психол. наук. - Ленинград, 1987.

15. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: ИП РАН, 1995.

16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.

17. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988.

18. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наук. думка, 1989.

19. Васильев Г.Х., Березовин Н.А. Психолого - педагогические основы адаптации студентов первых курсов // Современная высшая школа. - 1980. - № 1. - С.67-73.

20. Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности субъекта воспитания как фундаментальная основа современной педагогики. // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов VI годичного собрания Южного отделения РАО и XXVII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Д., 1999, с. 19-22.

21. Воловик М.В., Вид В.Д. "Психологическая защита" как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией/ психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Под ред.М. М. Кабанова. - Л., 1976. - С.26 - 28

22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - 2-изд. - Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1988.

23. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Дис. …. канд. психол. наук. - М., 1994.

24. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета; М.: Совершенство, 1997.

25. Дмитриев К.Ф., Ериф м.И., Эткинд А.М. Кризисы в развитии индивидуальности и стратегия психологической помощи // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.3, Л., М., 1985. С.287 - 292.

26. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. С.14 - 23.

27. Зачепицкий Р.А. Социально-психологические аспекты психологической защиты. // Социально - психологические исследования в психоневрологии. - Л., 1980. - С.22-27.

28. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога. // Мир психологии, 2002, №4, с. 194 - 196.

29. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

30. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: МГУ, 1982.

31. Ильин Г.А. Причины неприятия психоанализа // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1985.

32. Калитеевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии. // Психологический журнал. - 1995. - № 1. - Т.16, С.115-122.

33. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1980.

34. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. - М.: Медицина, 1977.

35. Костюк Г.С. Развитие и воспитание // Общие основы педагогики. - М., 1967, с.139-197.

36. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.

37. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997.

38. Крутов В.И., Агаджанян Н.А. Проблема адаптации и здоровья студента // Вестник высшей школы. - 1982. - № 5. - С 39-41.

39. Лазурас Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. - Л., 1970

40. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. // Психологический журнал. - 1992. - Т.13. - № 2. - С.107 - 117.

41. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1978.

42. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дисс. канд. философских наук. - Минск., 1986.

43. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности.М., 1985.

44. Мухина В.С., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности. - Архангельск, 1996.

45. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. - Ереван, 1988.

46. Нартова - Бочавер С.К. "Coping behavior" в системе понятий психологии личности. / Психологический журнал. - 1997. - № 5. - Т.18. - С.20 - 31.

47. Педагогика и психология высшей школы. Серия "Учебниеи, учебные пособия". - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

48. Петровский В.А. К психологии активности личности. / Вопросы психологии. - 1974. - № 3. - С.26-38.

49. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 1996.

50. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопросы психологии 1991, №1, с.182.

51. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 1998.

52. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основаниям современной педагогики.) / Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С.101-109.

53. Савенко Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. - М., 1974. - С95-112.

54. Савенко Ю.С. "Психологическая защита" как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией. // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии (медико-психологические исследования). - М., 1976, С.26-28.

55. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979.

56. Славина Л.С. Задачи индивидуального подхода при перевоспитании. / Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С.156 - 161.

57. Славина Л.С. Роль семьи в формировании отношения школьника к учению и школе // Известия АПН РСФСР. - М., 1951. - Вып.36. - С.131-186.

58. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., Изд. Моск. ун-та, 1980.

59. Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности. Дис. …канд. психол. наук: 19.00.01, - М., 1986.

60. Столин В.В. Самосознание личности. - М., Изд. Моск. ун-та, 1983.

61. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. - Л. 1984.

62. Тукаев Р.Д. Механизмы психологической защиты при эмоционально-стрессовой психотерапии // Восьмой съезд невропатологов, психиатров и наркологов. Тезисы докладов 25-28 октября 1988г., т.3, С.506-507.

63. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.

64. Филонов Л. Б Психологические барьеры трудновоспитуемых детей и преодоление их контактным взаимодействием // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников / Ред. М.А. Алемаскин. - М., 1980. - С.21-31.

65. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М.: Педагогика - Пресс, 1993.

66. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.

67. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1992. С.256 - 324.

68. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.

69. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. / СПб.: Лань, 1997.

70. Цахаева А.А. Теория и практика адаптивным поведением. - Махачкала, 2002.

71. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

72. Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во Московского университета, 1982. - С. 199-219.

73. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности. Дис. …. канд. психол. наук, - Кемерово, 1995.

74. Adler A. Individual Psychology // Theories of Personality / Lindzei G., Hall C. - N. Y. Wiley, 1957. P.114 - 156.

75. Plutchik R., Kellermann H., Conte H. R. A structural theory of ego defences and emotions // Isard C. E. (ed.) Emotions in personality and psychopathology. N. Y.: Plenum, 1979. P.229 - 257.

76. Freud S. Histeria und Angat, Studienausgabe, B.6. Ficher Verlag, Frankfurt am Main, - 1971, s.359.



Приложения

 

Приложение 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: