Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ приобретает статус юридического лица.
Для государственной регистрации субъект предпринимательской деятельности должен предоставить следующие документы:
· Заявление, составленное по форме, утвержденной Правительством РФ, содержащее просьбу о регистрации предприятия.
· Учредительный договор (если несколько учредителей) или решение о создании предприятия (когда предприятие создается одним человеком).
· Устав предприятия, утвержденный всеми учредителями (всех форм, кроме хозяйственных товариществ), в котором обязательно должен быть указан род деятельности.
· Документ, подтверждающий оплату 50% уставного капитала предприятия.
· Документ, подтверждающий согласие антимонопольного органа на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством РФ.
|
|
Следует иметь ввиду, что требования представить другие документы, кроме перечисленных, являются незаконными. Любые дополнительные документы могут быть представлены после регистрации. Также учредители должны обратить
внимание на достоверность сведений в документах, с тем, чтобы не допустить отказа в регистрации и проблем в дальнейшем.
Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более пяти рабочих дней после подачи документов. При этом предприятию присваивается очередной номер в журнале регистрации поступающих документов, а на титульном листе устава проставляется специальная надпись с указанием наименования регистрационного органа, номера и даты его регистрации и скрепляется штампом и подписью лица, ответственного за регистрацию.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано предприятием в обычном или арбитражном суде.
Важное место в процедуре регистрации предприятия занимает постановка его на учет в налоговом органе. В течение десяти дней после государственной регистрации предприятие должно встать на учет по месту своего нахождения, для чего оно подает в налоговый орган заявление установленного образца и копию заверенных учредительных документов. В течение последующих пяти дней налоговый орган обязан поставить предприятие на учет, выдать ему соответствующее свидетельство и присвоить идентификационный номер, который будет с этого момента указываться во всех документах предприятия. Одновременно предприятие включается в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
|
|
Следующий этап – открытие счета в банке. Предприятие может открыть следующие счета:
· Расчетный счет – важнейший банковский счет для предприятия, предназначен для осуществления текущих платежей. На этот счет могут быть зачислены: выручка от реализации продукции, предоставления услуг, полученные кредиты и другие поступления. С этого счета осуществляются расчеты с поставщиками, бюджетом по налогам и приравненным к ним
платежам, с работниками предприятия по заработной плате, с банками по полученным кредитам и процентам и др.
· Текущие счета – открываются предприятиям малого бизнеса, не являющимся юридическими лицами.
· Специальные счета – для хранения средств строго целевого назначения.
· Валютные счета – для расчетов в иностранной валюте, при наличии лицензии Центрального банка РФ на ведение валютных операций.
· Бюджетный счет – могут открыть предприятия, получающие из бюджета средства, имеющие целевое назначение.
· Депозитный счет – открывают для хранения временно свободных денежных средств, по ним предприятия получают определенный процент
[22, с. 28].
Также важным условием функционирования предприятия малого бизнеса является лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». К лицензируемым относятся следующие виды деятельности:
· Разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники.
· Фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств и медицинской техники.
· Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
· Перевозка пассажиров и грузов морским, водным, внутренним, воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом.
· Туроператорская и турагентская деятельность.
· Деятельность инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.
· Медицинская деятельность [17, с. 127].
Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности на определенный срок, как правило, не менее пяти лет.
Для получения лицензии ее соискатель должен представить в соответствующий орган следующие документы:
· Заявление с просьбой о выдачи лицензии на определенный вид деятельности с указанием срока, в течении которого лицензиат намерен ее осуществлять.
· Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата.
· Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе.
· Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя [17,с. 128].
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 60 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Также выданная лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Основанием для аннулирования лицензии может быть:
· Обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии.
· Неоднократное или грубое нарушение лицензиатом требований и условий, содержащихся в лицензии.
· Незаконность решения о выдаче лицензии.
Кроме того, в случае каких-либо преобразований юридического лица (изменение его наименования, места нахождения и др.) лицензиат обязан немедленно подать заявление с просьбой о переоформлении документа.