Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

При переходе к рыночной экономике в России возникло множество проблем, которые надо было как можно скорее решать. Прежде всего, надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности у государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную систему. Надо было разработать эффективную систему планирования бухгалтерского учета, которая позволит производить оценку стоимости фирм и объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.

Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу в стране и на мировом рынке. Следовало обучить население новым правилам игры и добиться признания этих правил.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что просто приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда – закрытие неконкурентоспособных фирм и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций, как во время переходного периода, так и после его завершения.

Проблемы дальнейшего развития малого бизнеса в России остаются в основном все те же, что были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; давление криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; ограниченные возможности получения лизинговых услуг; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

В начале 2003 года Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ проинвентаризировало контрольные функции государственных органов и выяснило, сколько людей имеет прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось что, 43 федеральных министерства и ведомства обладают 65 проверяющими организациями. Только в 55 из них трудятся 1056 тыс. человек. Более 423 тыс. из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают [17,с. 400].

Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, сковывая, а нередко и прекращая деятельность этого вида бизнеса.

Еще одна из ряда проблем развития малого бизнеса – недоступность финансовых ресурсов, это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают всего лишь 1-2 % потенциального рынка [ 17,с. 401].

Предприятия малого бизнеса в России сталкиваются с большими трудностями.

Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течении многих десятилетий такой сектор у нас отсутствовал. Это, в частности, означает и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать.

Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса.

Требуется тщательно выверенная, последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. На сегодня это означает предпочтение сферы производства перед сферой обращения при детальной дифференциации самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и тенденций.

Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Существует множество правовых документов, регулирующих малый бизнес (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ). Трудность в том, что нет сводной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют.

Ограничен для них доступ к высоким технологиям. Так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Тем не менее, отечественный бизнес имеет перспективы развития. Известно, что по сравнению с промышленно развитыми странами масштабы развития малого бизнеса у нас гораздо ниже. Это и не могло быть иначе, так как по существу Россия вступила на путь рыночных реформ всего 15-18 лет назад. Сейчас стране необходимо главное, создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.

Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности. По возможности максимально искоренить коррупцию, которая опасна не только с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту [8, с.276].

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь, в таких видах деятельности, как: инновационная, производственная, строительная, медицинская [8,с. 276].

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий [8, с. 277].

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга и франчайзинга.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса.

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей. Между тем, по данным социологических опросов, около 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобрести специальные знания в области малого бизнеса. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий [ 8,с. 278].

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: