Психолого-педагогические особенности восприятия культуры казачества детьми среднего школьного возраста

 

Роль культуры в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого — главная задача всех социальных институтов общества. Учет психолого-педагогических возрастных особенностей восприятия в работе по приобщению к культуре является необходимым для достижения эффективного результата за наиболее короткий промежуток времени.

Объектом нашего исследования являются дети среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте происходит формирование основных понятий таких как, патриотизм, уважение к старшим и т.д. В этом возрасте у детей закладываются основные жизненные ценности, а казачество, пропагандируя любовь к Родине, здоровый образ жизни, образ истинно верующего человека, способно направить ребёнка в нужном направлении, тем более что, в школе на сегодняшний день преобладает недостаток мужского воспитания. Пример мужчины воина может стать авторитетным [60, с. 80].

Средний школьный возраст оптимален для приобщения к культуре казачества ещё по причине того, что это культура военного сословия, и чтобы усвоить жизненные нормы и ценности, заложенные в ней, от ребёнка требуется готовность к адекватному усвоению этой культуры, чего нет в младшем школьном возрасте. А в старшей школе у детей уже сформировался свой набор ценностных установок, на которые сложно повлиять.

Дети приобретают набор личностных установок, ценностей, а ценности носят абстрактный характер, что является положительным моментом для восприятия культуры казачества, так как в этом возрасте формируется абстрактное мышление.

Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными и половым созреванием.[16, с. 205].

Контингент школьников подросткового возраста — это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста.

По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Отличия отражаются скорее во внутреннем содержании. Средние школьники объективно не могут включиться во взрослую жизнь, но стремятся к ней и претендует на равные с взрослым права. Возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости, считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста [54, с. 55].

В этом возрасте взрослый для ребенка начинает играть роль помощника и наставника. В учителях ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, разумную требовательность. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т.д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними» [89, с. 18].

У подростка также происходит формирование «Я-концепции» — системы внутренне согласованных представлений о себе. При этом процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они уникальны и неповторимы [16, с. 301].

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни.

Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Поэтому правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

Для того чтобы определить готовность средних школьников к приобщению к культуре казачества необходимо обратиться к ряду психолого-педагогических особенностей их восприятия.

Восприятие – психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств.

Развитие восприятия у подростка не происходит само собой. Очень велика роль педагога, роль взрослого в этом процессе, которые могут специально организовать деятельность подростков по восприятию тех или иных объектов, учат выявлять существенные признаки свойства предметов и явлений.

Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Те подростки, которые в полной мере овладевают этим методом, имеют более глубокое восприятие, количество ошибок у них значительно уменьшается.

В результате учебной деятельности восприятие подростков само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. Наблюдение является осмысливающим и целенаправленным восприятием. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней связи частей и сторон, подросток учится интерпретировать воспринимаемое, объяснять его.

В восприятии мира и творческом отражении этого восприятия играют теперь господствующую роль зрительные вехи. Подросток становится все более зрителем, созерцающим мир со стороны, умственно испытующим его как сложное явление, воспринимающим в этой сложности не столько уже многообразие и наличность вещей, как это было в предшествующем периоде, сколь отношения между вещами, их изменения. Ребенка опять занимает процесс, но не процесс собственного действия, а процесс, протекающий во внешнем мире [18, с. 260]. 

Подростку, как правило, становятся доступны осмысленные взаимные отношения подобных абстрактных понятий. Подростки уже практически полностью овладевают техникой восприятия, они уже умеют смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, обучающихся в среднем звене, восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. Такой уровень восприятия средних школьников позволяет им понять необходимость изучения культуры казачества. Только от того, как будет воспринята первичная информация, будет зависеть интерес к последующему усвоению материала, к приобщению. Поэтому первое знакомство с казачеством следует строить в интересной и доступной для восприятия подростка форме.

Внимание

У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена школы может заставить себя сосредоточиться на интересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем.

Специалисты, работающие с детьми среднего школьного возраста, обязательно должны принимать во внимание и тот момент, что даже интересная лекция, интересный материал самыми внимательными подростками непрерывно воспринимается не дольше 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания [20, с. 74].

Внимание школьника в этом возрасте в большинстве своём зависит от интереса к получаемой информации и от смены характера или способа подачи этого материала. Следовательно, процесс приобщения средних школьников к культуре казачества будет эффективен, если строить его по следующим принципам: интересный материал, различные формы преподнесения материала (беседа о культуре казаков, казачьи игры, исполнение жанров казачьего фольклора, экскурсия и т.д.).

Мышление

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

Так, у подростков развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях. Нельзя игнорировать особенности наглядно-действенного мышления у подростков, т.к. при однообразии или ограниченности наглядного опыта тормозится вычленение абстрактных существенных признаков объекта.

В подростковом возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь, как основное средство организации мышления. Именно внутренняя речь регулирует и другие познавательные процессы [105, с. 432].

В подростковом возрасте идёт активный процесс формирования научных понятий. К подростковому возрасту значительно усиливается стремление добиться понимания того, что надо запомнить и воспроизводить.

Так как в этом возрасте активно развивается абстрактное мышление, процесс приобщения к культурным традициям будет проходить гораздо быстрее, чем раньше. В силу того, что составляющие культурных традиций – ритуалы, обряды, игры, образы и т.д. носят абстрактный смысл, средние школьники способны интерпретировать эти смыслы, вычленить главное и понять тот смысл и опыт, который заложен предками.

Память

Д.Б. Эльконин, характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей» [16, с. 77]. Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным. Подросток может сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления: запоминание, воспроизведение.

Развиваясь, логическая память становится ведущей. Подростки более часто употребляют именно этот вид памяти.

Подростка надо научить правильно ставить цели для запоминания, усвоения материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если подросток запоминает материал с установкой, что эта информация понадобиться в скором времени, то материал усваивается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

Для эффективной работы по приобщению к культуре казачества важно, что память становится регулируемой - нужное подросток может осознанно запомнить и воспроизвести. Следовательно, мы можем активно вовлекать ребят непосредственно в процесс воспроизведения усвоенных культурных традиций (песни, обряды, игры и т. д.).

Воображение

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта.

В подростковом возрасте наблюдается снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческой деятельности, гаснет интерес к искусству [18, с. 303]. Поэтому в этот период важно поддерживать этот интерес, используя всё многообразие жанров казачьего фольклора.

Художественное восприятие – вид эстетической деятельности, выражающейся в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическими переживаниями.

Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваивались как средства художественной выразительности, то в среднем звене идет освоение различных видов художественных языков. На данном этапе перед подростком должно быть развернуто все многообразие видов и жанров искусства. Ключевым моментом художественного развития является здесь формирование способности воспринимать многослойную структуру художественного произведения, выходить на понимание авторской позиции, вскрывая систему особых, диалогических отношений в произведении искусства [90, с. 64].

Способность музыки отражать эмоциональный мир человека, необычайная сила воздействия на людей пробуждает высокие чувства, создаёт особое настроение. Музыкальное произведение может выразить не только эмоции, но и мысли человека, его отношение к миру.

Восприятие музыки – это процесс, а точнее ряд психологических и физиологических процессов, происходящих в сознании слушателя. Здесь и фиксация звучащей музыки, и слежение за её развитием, сопоставление и оценка, эмоциональная реакция на звучание.

Музыка в развитии детей занимает особое место. Оно определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящее во времени, позволяет предельно выразительно передавать движение, борьбу и смену чувств и страстей. Испокон веков музыкальная культура народа была действенным средством народной педагогики. Песня, музыка передавали от поколения к поколению духовный опыт народа [81, с. 13].

В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. И все эти особенности нашли отражение в казачьей песни.

Основными элементами культуры казачества являются: обряд, ритуал, танец и т.д., но каждый из этих элементов в свою очередь основан на казачьей песни. Казачья песня – яркая составляющая всего фольклора Сибирских казаков и поэтому для понимания культуры этого сословия важно правильно воспринять эту составляющую [60, с. 80].

Казачьи песни - часть общерусского песенного фольклорного наследия, однако в основе их лежит мировоззрение, которое в корне отлично от "обычного" ("неказачьего" - скажем "крестьянского") мировоззрения. В песнях казаков, более чем в чьих-либо песнях, отражается не реальный мир, а мир идеальный "казачий", "правильный", "справедливый [13, с. 57].

Развивающееся в этот период восприятие, основанное на сравнении, поможет ребёнку ощутить специфичность особого казачьего миропонимания, раскрывающегося в текстах песен и сопровождающей их казачьей музыки.

В песенной традиции казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора. Ведущее значение в таких песнях получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

Для правильного понимания скрытых в казачьих песенных поэтических образах смыслов важно, что в подростковом возрасте понимание предметов и явлений начинает строиться на внутренней связи частей и сторон, подросток учится интерпретировать воспринимаемое, объяснять его.

Реализация нравственно-эстетических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение. В неразделённости чувств и переживаний казака с окружающим его миром природы, рождает особенные поэтические образы, такие, как прямое обращение к явлениям этого мира и становятся исходной точкой эмоционального переживания: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «Не шуми ты, мати-зелёная дубравушка», «Ой, ты, степь широкая». И что особенно важно, поэтическое олицетворение, порождённое этой неразделённостью душевного мира героя с миром природы, сформировало самобытную поэтическую символику: образы ясного сокола, горькой калины, кукушечки, белой лебёдушки, молодой рябинушки – из чего создаётся неповторимая нравственная и эстетическая атмосфера казачьих песен, вобравшая в себя наиболее устойчивые черты национального характера [61, с. 283].

Для понимания ярко наполненного образами-символами казачьего песенного фольклора, важно обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, которое бы способствовало верному интерпретированию той жизненной информации, которая заложена в них. Дети среднего школьного возраста в полной мере готовы к восприятию символики казачьей песни, так как в этот период абстрактное мышление выходит на первый план.

Принципиальным моментом этого периода является создание условий для развития художественных способностей. Это требует широкого использования в процессе приобщения к культуре казачества художественно-творческих заданий, развертывания сети кружковой работы.

Особое значение для этого возраста имеет практический выход в широкий социальный контекст — художественное преобразование окружающей среды, организация театральных, литературных и музыкальных студий. Это дает возможность реализовать чувство взрослости в особом, социально значимом художественном поступке) [89, с. 63].

Желание самоутвердиться через участие в творческой деятельности - это ещё один положительный момент для эффективной работы по приобщению школьников к культуре казачества. Так как культура казачества представляют собой большое разнообразие жанров – это и песни, танцы и искусство владения шашкой и т.д., следовательно, каждый школьник может найти для себя что-то интересное, стать активным участником яркого фольклора казаков.

В этот период практическая реализация творческого потенциала выходит на первый план. Реализация художественных и творческих способностей через активную включенность в различные культурно-досуговые формы позволит детям данной возрастной категории успешно усвоить самобытную культуру казачества.

Таким образом, уровень развития восприятия детей среднего школьного возраст наиболее благоприятен для восприятия специфичной культуры казачества. Наличие таких показателей как абстрактное мышление и потребность в реализации творческого потенциала, способно положительно повлиять на уровень приобщённости детей к данной культуре, так как все элементы казачьего фольклора пронизаны, наполнены символическим, абстрактным смыслом, а многообразие самобытных жанров даст возможность показать себя на практике. Важно, чтобы выбранные формы КДД по приобщению детей среднего школьного возраста к культуре казачества отвечали психолого-педагогическим особенностям развития детей данной возрастной группы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: