Основные формы приобщения детей среднего школьного возраста к культуре Сибирского казачества

 

Приобщение детей к культуре своего региона, какой является культура Сибирского казачества, выступает как средство формирования их патриотических чувств и развития духовности. Процесс приобщения к культуре казачества формирует эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться [25, с. 12].

Для того чтобы педагог-организатор мог провести процесс приобщения к культуре наиболее эффективно, сначала необходимо изучить сущность этого процесса.

Приобщение к культуре — процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры [19, с. 110].

Приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры. Таким образом, культура личности есть система личностных свойств-ценностей (общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации.

Ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры [57, с. 3].

Поскольку главной целью образования является приобщение ребенка к культуре, то и исследование качества процесса приобщения может и должно осуществляться через исследование уровня усвоения личностью ценностей культуры. Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в работах отечественных социологов и психологов: М.И. Бобневой, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, И.О. Мартынюка, Н.Ф. Наумовой, В.Б. Ольшанского, А.А. Ручки и др.

Остановимся на наиболее существенных моментах данных исследований. Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности [57, с. 4].

Следовательно, процесс приобщения детей к культуре любого народа можно представить, как процесс получения ребёнком ценностных ориентаций культуры данного этноса. Так как ценностные ориентации культуры состоят из трёх компонентов: когнитивный, эмотивный и поведенческий, можно предположить, что приобщение к культуре будет эффективно, только если дети усвоят все эти компоненты. Каждый из компонентов предполагает различные ступени приобщённости к культуре.

Когнитивный компонент - элемент знания, мы представили как познавательную ступень, эмотивный компонент - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки, определена нами как ценностно-ориентированная ступень, в зависимости от того стали ли элементы культуры для ребёнка ценностью будет зависеть их эмоциональный фон и оценка окружающей действительности, поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности, предполагает практическую ступень.

Исходя из вышеизложенного материала мы определили, что процесс приобщения к культуре будет эффективным, если будет проходить по трём ступеням: познавательная, ценностно-ориентированная и практическая. Процесс приобщения к культуре, на наш взгляд, может проходить как поступательно – от ступени к ступени, так и через комплексные формы работы.

Культурно-досуговая деятельность – целесообразно организованная и содержательно наполненная активность больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности, в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития [2, с. 12].

Таким образом, под формой культурно-досуговой деятельности в нашем исследовании мы будем рассматривать запланированную информационно-просветительную, социально-педагогическую и культурно-просветительную работу, направленную на детей среднего школьного возраста с целью донесения информации о культере казачества.

Формы КДД можно классифицировать по способу организации аудитории на массовые, групповые и индивидуальные. К массовым формам относятся следующие: лекции, чтения, устные журналы, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, театрализованные представления, театрализованные концерты, праздники, фестивали, КВНы, танцевальные вечера и т.д.; к групповым: беседы, кружки, студии, любительские объединения и т.д. [98, с. 62].

Приступая к анализу всего многообразия форм КДД, мы поставили перед собой задачу найти такие формы, которые бы могли помочь педагогу-организатору наиболее комплексно построить работу по приобщению детей среднего школьного возраста к культуре Сибирского казачества.

По результатам анализа мы пришли к выводу, что самой распространенной формой КДД по приобщению школьников к культуре казачества является лекция. Конечно, лекция способна донести до детей информацию о культуре казачества в полном объеме, но в таком случае здесь будет задействована только познавательная ступень приобщения. А, средний школьный возраст - это возраст, который требует активного выхода в практическую деятельность. Следовательно, чтобы не тормозить процесс приобщения к культуре казачества только на одной ступени и не утратить интерес средних школьников к данной культуре педагогу-организатору необходимо найти другие, наиболее эффективные формы.

В ходе нашего исследования мы выделили несколько форм КДД, которые по нашему мнению содержат ряд эффективных средств, позволяющих в полной мере приобщиться ребёнку к культуре Сибирского казачества, учитывая все ступени процесса приобщения. К таким формам относится праздник, тематический вечер и любительское объединение.

Праздник – особо значимый и весьма трудоёмкий по организации тип культурно-досуговой программы. Детский праздник носит развлекательный и в тоже время формирующий характер. Праздник способен привить ребёнку определённые нормы и ценности, которые находят благоприятный отклик в душе ребёнка [93, с. 371].

Так как праздничный календарь Сибирских казаков составляют в большей мере праздники идентичные русскому народному календарю, томожно говорить о том, что казачий праздник это народный праздник.

Народный праздник - одна из самых сложных форм КДД. С точки зрения культурно-досуговой деятельности, народный праздник – сложное, многофункциональное социокультурное явление, в основе которого с одной стороны лежит праздничная ситуация, а с другой - коллективное традиционное творчество, которое передаётся из поколения в поколение и имеет значение в регулировании отношений: социальных, игровых, коммуникативных [93, с. 382].

В вопросе приобщения к культурным традициям какого-либо народа нельзя не учитывать основные функции народного праздника, среди которых следует выделить следующие:

1. Социально-психологическая – проявляется в том, что с помощью народных праздников устанавливается живая связь времён; происходит непосредственный процесс восприятия и наследования опыта предшествующих поколений.

2. Воспитательная – характеризуется комплексным подходом к формированию разносторонней личности подростка средствами народной культуры.

3. Регулятивная – осуществляется благодаря тому, что каждая народная традиция находит своё жизненное проявление в соблюдении того или иного обычая и обряда, в рамках народного праздника [59, с. 14].

Народный праздник – действие яркое, броское, полифоническое и зрелищное. Являясь многофункциональным явлением, он может иметь внутри себя и другие формы КДД: ярмарку, концерт, игровую программу. В одних из них преобладает познавательное начало, цель других – развлечь аудиторию. Такой синтез двух начал способствует гармоничному соединению эмоционально-образной и информационно-логической линии. Или другими словами ценностно-ориентированной и познавательной ступени.

Современная организация народных праздников вбирает в себя наиболее жизнеспособные традиции, обычаи и обряды, характерные для конкретного региона. Все праздники народного календаря делятся по временному признаку: праздники зимнего, весеннего, летнего, осеннего цикла. Народные праздники носят региональный, специфический характер, что является ещё одним положительным моментом в вопросе приобщения детей среднего школьного возраста к культуре казачества, так как культура Сибирского казачества является культурой нашего региона.

Следующей формой КДД, наиболее подходящей для приобщения детей к культуре казачества в рамках учебного процесса является тематический вечер. Так как вечер не требует такой длительной творческой подготовки как праздник, вечер способен мобильно включить детей на познавательной и ценностно-ориентированной ступени, после чего ребёнок будет в полной мере подготовлен к практическому использованию усвоенных им знаний.

Вечер - форма СКД, которая сочетает в себе различные композиционные и технологические элементы. Отличительная особенность заключается в том, что в нем происходит комплексное решение задач воспитания, развития, обучения, развлечения и отдыха.

Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление.

Наряду с устными выступлениями в тематическом вечере обычно широко используются наглядные и художественные иллюстрации, дополняющие и обогащающие каждое отдельное выступление и всю тему. Тематический вечер построен на активности участников и сценарно соединяющем информационно-тематическом материале со средствами искусства в композиционном единстве [49, с. 128].

Любой тематический вечер является откликом на то или иное событие, имеющее важное значение как для страны в целом, так и для данной конкретной общности людей. Он не только раскрывает, художественно акцентирует данное событие, но и выражает реакцию массы на него, хотя степень выражения этого отношения бывает разной. Тематический вечер не просто информирует аудиторию или эстетически воздействует на неё, а предполагает социально-художественную активность участников. Она выражается, прежде всего, в отношении к событию, составляющему тему вечера, к его участникам или героям. Тематический вечер раскрывает тему на конкретном жизненном материале [93, с. 376].

Наиболее эффективной на наш взгляд формой КДД по приобщению средних школьников к культуре казачества является любительское объединение. Праздник и тематический вечер носят цикличный или разовый характер, а любительское объединение ведёт целенаправленную систематическую работу с детьми по определённому направлению.

Любительским объединением является организационная форма общественной самодеятельности населения, создаваемая на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников с целью удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов людей в сфере свободного времени [85, с. 26].

Любительское объединение – универсальная форма, позволяющая пройти комплексно все ступени процесса приобщения.

Одним из ведущих факторов приобщения детей к культуре казачества является организация общения с живыми носителями этой культуры (народными мастерами, старейшими членами казачьих обществ, старожилами станиц). Любительское объединение казачьего направления способно в наибольшем объеме предоставить ребёнку такое непосредственное общение, которое будет заключаться в передаче опыта от одного поколения к другому. Оно способно в доступной, последовательной форме, организованной профессионалом в данной области знания приобщить ребёнка не частично, а ко всем элементам культуры Сибирского казачества.

Объединения способствуют организации содержательного досуга людей, развитию их общественно-политической и социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждению здорового образа жизни; участвуют в пропаганде научно-технических знаний, достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства (в зависимости от вида любительской деятельности); прививают участникам навыки самоуправления, приобщают их к общественной деятельности, самообразованию, исследовательской работе, содействуют формированию у них высоких моральных качеств и эстетических вкусов, развивают организаторские и творческие способности, участвуют в культурно-массовой работе проводимой организациями-учредителями [100, с. 68].

Таким образом, передача культурного наследия от одного поколения другому и создание новых ценностей при динамичности современной эпохи становятся процессами, соизмеримыми по своим временным масштабам. Но в культурное наследие входят и традиции, которые создавались и осмысливались человечеством веками, а теперь должны быть переданы и усвоены за очень короткий отрезок времени. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация эффективной работы специалиста СКД.

Поэтому задача педагога-организатора должна состоять в том, чтобы организовать для ребят доступную и увлекательную культурно-досуговую деятельность, благодаря потенциалу которой современные школьники приобщаться к лучшим нормам и ценностям, которые может дать культура Сибирского казачества.

Выводы по 1 главе

Теоретическое осмысление проблемы исследования позволило нам сформулировать следующие выводы:

- феноменальность культуры казачества заключается в её военизированной направленности. Казачество за весь период своей истории выработало особые правила и принципы воспитания мужчины воина, высоконравственного человека-патриота;

- использование элементов традиционной культуры казачества в современном воспитательном процессе обусловлено следующими соображениями: во-первых, традиционная культура казачества является основой формирования этнического самосознания, когда в человека воспитывается чувство принадлежности к определенной этнической группе; во-вторых, традиционная культура казачества, являясь военизированной по своей сути, нацелена на воспитание человека, с твердой гражданской, патриотической позицией; в-третьих, традиции воспитывают труженика, рачительного хозяина, человека ориентированного на православные ценности относительно семьи, общества, на созидательный труд. Эти особенности являются основополагающими при реализации задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения;

- дети среднего школьного возраста это благоприятный период для приобщения к культуре Сибирского казачества, так как в этом возрасте у детей закладываются основные жизненные ценности, а казачество, пропагандируя любовь к Родине, здоровый образ жизни, образ истинно верующего человека, способно сформировать ценности, направленные на формирование способности к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность;

- особое значение для среднего школьного возраста имеет практический выход в широкий социальный контекст. Поэтому ребёнку следует предлагать такие формы КДД, в которых он сможет в полной мере проявить свой талант, творческий потенциал. Культура казачества представляют собой большое разнообразие жанров – это и песни, танцы и искусство владения шашкой и т.д., следовательно, каждый школьник может найти для себя что-то интересное, стать активным участником яркого фольклора казаков;

- реализация художественных и творческих способностей через активную включенность в различные культурно-досуговые формы позволит детям данной возрастной группы успешно усвоить самобытную культуру казачества. Важно, чтобы эти формы носили комплексный характер и позволили ребёнку приобщиться к ценностям культуры на познавательной, ценностно-ориентированной и практической ступени на самом высоком уровне.

Теоретические выводы, изложенные в первой главе, были положены в основу опытно-экспериментальной работы. Результаты апробации данных выводов представлены во второй главе нашего дипломного исследования.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: