Специфика работа с младшими школьниками в процессе внеклассных занятий по изобразительному искусству

Каждый ребенок от природы художник. Рисование доставляет им удовольствие. Именно рисование, по мнению Л.С.Выготского, является ведущим видом творчества в детстве.[17, с. 81].

Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободней передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире.

В детстве характерно рисование по памяти. Процесс детского творчества не развернут во времени, ребенок творит «на одном дыхании», в один прием.

Детский рисунок – это графический рассказ. Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал.

Кружок изобразительного искусства был создан для выявления художественно-одаренных школьников и развития их творческих способностей в рамках обычной общеобразовательной школы.

Ученик должен обладать пятью качествами, которые можно развить, если есть природные задатки:

1. Быть способным к рисованию;

2. Иметь природную склонность к рисованию;

3. Склонность к познанию, к повышению квалификации;

4. Умственная активность;

5. Способность к творчеству.

Наша основная цель - создание картин, образов, игрушек, композиций, панно на сказочные темы, выполненные карандашом, акварелью, гуашью, пластилином, бумагой, природным материалом. Сказочная тематика интересна тем, что детям легче удаются композиции на сказочные темы, поскольку при выполнении работ перед учащимися открывается широкий простор для фантазии, тем более, что в младшем школьном возрасте детей привлекает все необычное, фантастическое, сказочное.

Работа в кружке велась по трем равноценным направлениям:

1.Рисование по образцам (срисование со специально изготовленных таблиц).

2. Рисование с натуры.

3. Работа над композицией.

У нас изготовлены серии таблиц по следующим темам (в каждой серии по 5-10 таблиц):

1) грибы - мухомор, подосиновик, белый и др.;

2) рыбы - разные рыбы с фоном;

3) простой натюрморт – посуда, овощи, фрукты;

4) подводный мир – материал для композиции;

5) предметы старинного русского быта и оружие – ковши, ложки, щиты, копья и др.;

6) овощи и фрукты - для начинающих;

7) русские костюмы – женский, мужской (по мотивам сказок);

8) русская деревянная архитектура – открытки для композиции;

9) орнамент, узор – русский и созданный учащимися (произвольный);

10) лица сказочных героев (величиной по 4-6 см.) – срисованы с различных иллюстраций к сказкам;

11) сказочные животные (драконы) – материал для композиций;

12) фигура человека в движении – срисована с различных журналов в виде зарисовок;

13) облака – используются в композициях;

14) голова и ноги лошади – зарисовки с иллюстраций.

Также подобрана библиотечка книг с иллюстрациями русских народных сказок и книги с иллюстрациями Н.Кочергина, И.Билибина, Д.Дмитриева, М.Врубеля и другие на тему русских сказок, которыми ученики могут пользоваться и при срисовании, и при работе над композицией. Имеются образцы тканей разных расцветок, и используем на занятиях настоящие или муляжи овощей и фруктов.

С помощью таблиц ученик всегда без хлопот может выбрать то, что ему нужно. Чтобы владеть навыками и правилами рисования и чтобы проявилась одаренность школьника, выполнение работ анализировали по методике И.П.Волкова [15, с.11]:

1.Компоновка на листе – правильное расположение в месте элементов картины.

2. Построения. Имеются в виду обычные академические построения.

3. Цвет. Смешивание красок, многообразие цветовых оттенков.

4. Мазок. В одной картине не может быть двух одинаковых мазков по цвету, форме, площади. Чем разнообразнее мазок, тем выше квалификация.

5. Штрих. Тонирующий, набросочный.

6. Перспектива. Линейная, воздушная.

7. Анатомия и пропорции человека.

8. Правила составления композиции.

9. Технология наложения красок. Для каждого случая требуется свой способ наложения красок.

10. Степень образности в передаче явления, события, сцены – это то, что в картине передано все самое характерное.

Все начинающие, независимо от возраста и способностей, в первые месяц-два срисовывают со специальных таблиц. На столе лежат серии таблиц на различные темы. И каждый раз, когда ученик начинает рисовать, например, берет понравившуюся сказочную рыбу, учитель напоминает об этих правилах рисования: компоновка в листе, построения, цвет, штрих и т.д. Затем ученик переходит к рисованию с натуры, а учитель, независимо от того, что рисует ученик, опять напоминает свое: «компоновка в листе, построения, штрих, мазок, перспектива и т.д.». И через 2-3 года ученик уже владеет навыками работ.

Начинающего рисовать рисование с натуры вообще-то ничему не учит: на натуре нет мазка, штриха, не выражены ярко цветовые оттенки, там бесчисленное количество элементов (особенно в пейзаже) и можно лишь достичь фотографичности в ее изображении.

В течение двух лет каждый ученик в той или иной степени должен ознакомиться со всеми темами, т.е. срисовать по две-три таблицы из каждой серии.

Для тех, кто прошел первоначальную подготовку или срисовал с таблиц 10-12 работ, работа строится по следующему плану:

1. Две недели - рисование с натуры карандашом.

2. Две недели - рисование с натуры акварелью.

3. Две недели - срисование с таблиц или со специально подобранных книг.

В нашей работе особое место занимает работа красками, потому что только краски придают картине яркость, сочность, звучание, как будто оживают все сказочные герои. Мы выбрали работу акварелью как наиболее доступный вариант. Работаем тремя основными и дополнительными цветами.

Для того, чтобы ученик владел цветом осмысленно, ему совершенно необходимо цветовая таблица, благодаря которой он на практике убедится, что из пяти красок можно получить бесконечное количество цветовых оттенков.

Для выработки рисунка мы предлагаем детям при просмотре мультфильмов иметь перед собой бумагу, карандаш и рисовать их героев. Выполнение набросков с телеэкрана развивает фантазию. Учит рисовать людей и животных в динамике, вырабатывает изящество рисунка.

Можно давать задания на свободные темы, которые не ставят ребёнка в жесткие рамки. В заданиях типа «нарисовать, что больше понравилось или запомнилось в сказке» присутствует ситуация свободного выбора – важное условие для творчества. Могут иметь место и различные тематические задания: «нарисуй самую смешную сцену, в которой ты больше сочувствовал герою, которая понравилась» и т. д.

Книжка-самоделка или открытка - это самостоятельное творческое произведение ребёнка. Эти работы у детей получаются как кадры из мультфильмов. В рисовании открыток мы всячески поощряем включение в них узоров. Такая работа способствует развитию фантазии, приучает к тщательности выполнения работы, а главное – резко усложняет её.

Если ребёнок не в состоянии сам придумать узор для открытки, он берёт его из таблиц-образцов по серии «Орнаменты», развивает их в своей работе, частично видоизменяя. Это может быть как узор в целом, так и отдельные его элементы.

Практикуем создание учениками серии открыток из 4-8 штук по мотивам народных сказок. Серия открыток позволяет наглядно показать ученику достоинства и недостатки его работы.

Работа над иллюстрацией - основная тема учащихся, посещающих кружок. Перед ними текст литературного произведения и можно нарисовать его героев так, как представляется в воображении. Так как ребята читали русские народные сказки, видели множество иллюстраций в книгах, то у них уже сложились определенные образы, и если они решили сделать иллюстрацию на какую-то тему, особых проблем у них не будет. Двух похожих иллюстраций у ребят не бывает.

Выполнение иллюстраций - это последняя ступень перед созданием композиции - собственного произведения. Дети используют подсобный материал, т.е. кладут перед собой книжки с иллюстрациями и составляют свои композиции. При работе над композицией они пополняют свои знания о костюме, интерьере, гармоничном сочетании красок и т.п., приучаются работать с книгой. Поэтому они могут срисовать фигуру человека или костюм с какой-то иллюстрации, видоизменяя его или делая точную копию. Но во всех случаях общая композиция у учащихся должна быть собственной. Придет время – и они будут создавать уже свои произведения. Основное правило составления композиций-иллюстраций такое же, как и при рисовании открыток: рисуется одна фигура в действии или несколько фигур во взаимодействии с правильной компоновкой в листе и добавляется фон. Ребята делают рисунки в плоскостном варианте, т.е. без светотени. Размер иллюстрации - лист альбома для рисования 25х35 см.

Творческая активность детей на занятиях изобразительного искусства зависит также и от разнообразия видов деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, декоративно-прикладное искусство – основные виды изобразительной деятельности.

Остановимся на рисовании. В теории изобразительной деятельности при решении вопросов цветового и графического отображения действительности сложились две противоположные тенденции. Представители одного направления (А.В.Бакушинский, Е.А.Флерина, В.С.Щербаков, Б.М.Неменский) указывают на ведущее значение цветового пятна в обучении детей рисованию. Другие исследователи придерживаются противоположного мнения при решении вопроса о роли цветовых графических средств изображения в развитии творческих способностей личности (Е.И.Игнатьев, И.И. Кириенко, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, В.С.Кузин).

Теперь несколько слов о лепке. Для нее, как правило, в работе с детьми используется пластилин или соленое тесто, которое с успехом заменяет глину. Ребята лепят на занятиях с натуры, по памяти, по представлению. Для усиления эмоционального воздействия занятий можно предложить детям выполнить следующие занятия:

1) слепить из пластилина контрастные образы: коварного и трусливого, доброго и смелого, веселого и грустного героя, глупого и умного и т.д.;

2) посмотрев мультфильм по мотивам русских народных сказок, слепить то, что зародилось в этот момент в душе ребенка;

3) слепить сюжет прослушанной сказки.

На занятиях аппликацией ребята знакомятся с основными приемами вырезывания: вырезывание из бумаги, сложенной вдвое; вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз; вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой; обрывание краев бумаги (когда нужно передать особенности поверхности некоторых предметов: пушистый мех, снег, облако, гребни волн и т.д.). Особенно незаменима аппликация в тех случаях, когда нужно быстро и красиво оформить класс к Новогоднему празднику. В этих случаях творчеству детей нет предела.

Несколько слов о конструировании. Создавая любую конструкцию, детям приходится обдумывать замысел, выполнять эскиз в виде рисунка на бумаге, решать оформление предмета не только в отношении формы, дополнительных деталей, но и цвета. В зависимости от использования того или иного материала, можно выделить три вида работы:

1) конструирование из бумаги (бумажная пластика);

2) конструирование из природного материала (шишки, мох, семена, скорлупа, корни и т.д.);

3) конструирование из готовых форм (коробки, пробки, катушки и т.д.)

Конструирование из бумаги предполагает изготовление различных предметов и форм из плоского листа. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам и на несколько частей: сгибания, подрезания и склеивания; складывания в разнообразных комбинациях; использование выкроек для создания сложных, объемных рисунков. Также учащиеся выполняют панно в рамке из бумаги, учатся и рамку выполнять из бумаги, и все свойства бумажной пластики учатся использовать для создания картин-панно.

Природный материал с успехом используется для изготовления различных сказочных персонажей. Кроме этого из природного материала можно выполнить прекрасные панно: картинки-миниатюрки изо мха, панно из ткани и природных материалов, панно из перьев промысловой и домашней птицы.

В декоративно-прикладном искусстве дети знакомятся с элементами дымковской, городецкой, хохломской, украинской росписи. Также с помощью таблиц-образцов расписывают русские народные костюмы по мотивам сказок. По окончании занятий можно провести занятие-обобщение, выполнение коллективной работы по украшению коллективной панно. Методика работы такова. Берутся два ватмана (формат 24) и тонируются в любой цвет по выбору. Дети выполняют задание на квадратных листочках (30х30), а затем, выбрав и выполнив определенный мотив, приклеивают свои работы к общему листу, соблюдая ритм. Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все его ожидания, успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством. (В приложении 3, 4, 5 представлены занятия на тему: «Сказочные цвета. Вариация и импровизация на тему народных росписей», «Маска, ты кто?» и «Иллюстрирование к русским народным сказкам».)

Несколько слов об оценке и самооценке работ учащихся. Дело в том, что почти во всех видах деятельности такие единицы есть: в рабочих профессиях – это рабочие разряды, в науке – ученые степени, в спорте – разряды, рекорды, баллы и т.д. И только в изобразительном искусстве произведения оцениваются по принципу «нравится – не нравится». И идут поэтому бесконечные споры среди художников, в особенности среди учащейся молодежи о том, что лучше, а что хуже, кто прав, кто не прав. А спор неразрешим. Общеизвестно: если ученик знает о своих ошибках в рисунке, то можно сказать, он их уже исправил на 50 %. И наоборот: если ошибка ему неизвестна, как он может ее исправить? Для того, чтобы быстро продвинуться в мастерстве, ученики должны уметь анализировать не только в целом свою конкретную работу, но в первую очередь отдельно по 10 выделенным нами компонентам, на которых она строится. Это позволяет учащимся контролировать свое продвижение вперед.

В своей работе мы использовали один очень эффективный способ оценки уровня достижений. Например, ученик сделал жанровую композицию-картину или иллюстрацию. Напомним, что композиция на сказочные темы дает больший простор фантазии и позволяет сравнительно легко выполнить 10-й компонент – образность. В композиции сходятся все знания и умения (все эти 10 компонентов в одной работе), и сразу видно, в чем у ученика пробел. Малый эффект в обучении дает оценка работы в целом – ученику нужен оценочный анализ отдельных компонентов рисунка. Например, ученик кладет перед собой перечень 10 правил и свою композицию. Анализируя, он оценивает ее по каждому пункту по пятибалльной системе. Наибольший эффект дает случай, когда несколько учеников кружка оценивают работу своего товарища. Они называют свои оценки, после чего выводится средняя. Такой вариант не только обеспечивает высокую точность оценки, но и приучает определять уровень и своей работы.

Все эти данные ученика записываем в творческий дневник школьника. Для ученика – это стимул деятельности, обеспечиваемый его продвижение в развитии. Ученик сам регулирует, сколько отметок в нем иметь, он знает, что его работы регистрируются и что даже через много лет он сможет показать его другим людям. Творческий дневник позволяет наладить контакт между родителями и учителем, облегчая руководство развитием индивидуальных способностей ребенка, регулирование и контроль за его самостоятельной и творческой деятельностью сверх учебной программы.

Такой контроль позволяет проследить зарождение и становление склонностей, отношение к работе и ряд других качеств, касающихся деятельности.

Оценка детского творчества в разговоре с детьми – сложное и тонкое дело. Осторожно, постепенно, давая попутно соответственные пояснения, следует подходить и к специальной терминологии. Главное в разговоре – атмосфера сотворчества, способность общаться с ребенком как с «настоящим» художником, вера в его возможности.

Залогом успеха является способность уловить замысел каждого ребенка, подчас лишь смутно ощущаемый детьми, - умение «читать» детский рисунок.

Вот критерии оценки достижений учащихся художественной студии И.П.Волкова [15,с. 121]:

1) работы старых мастеров: раннего Репина, Сурикова, Семирадского, Флавицкого – 10-й разряд;

2) собственные работы и работы других художников тоже сравнивают по этой 10-балльной шкале.

«Если вы хотите достичь высот, то нужно на всю мощь и во взаимосвязи включить в свою деятельность способность, школу (образование), самообразование, разум», - пишет П.И.Волков.

Многообразие способов изображения, композиционное и цветовое богатство рисунков надо рассматривать как показатель активности детского воображения. Основная задача учителя – не убить в детях самое ценное: стремление к изображению своего видения.

Основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности      [31, с. 40]:

- высокая эмоциональность;

- целостность восприятия;

- развитое воображение;

- конкретно-образное мышление;

- высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

- увлеченность процессом деятельности;

- низкая направленность интереса на качество результата;

- легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

- быстрая утомляемость от однообразной работы.

Особо хочется подчеркнуть актуальность создания кружка изобразительного искусства. Каковы же преимущества кружковой работы по сравнению с современными условиями классных уроков? Если в общеобразовательной школе на уроке учитель приобщает детей к культуре, лишь прикасаясь вместе с ними к проблеме художественного языка, то в изокружке времени достаточно и на осмысление проблем художественного языка. Еще важно и то, что условия работы в кружках принципиально отличаются от школьных условий.

Каждый учащийся свободен в выборе способа и средств выражения в решении общей проблемы. Если того требует тема или замысел, ребенок может привести с собой нужный ему в работе материал. Ребенок имеет право отступить от общей темы, чтобы выплеснуть в работе захлестнувшее его чувство, после чего вновь вернуться к задачам программы.

На занятиях могут присутствовать и подключаться к самостоятельной работе родители, братья и сестры, друзья. Открытость занятий, свобода ребенка в выборе места работы, общение и свободное взаимодействие с методическим фондом не мешают в работе, более того, стимулируют творческий процесс.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: