Тема занятий: «Сказочные цветы. Вариация и импровизация на тему народных росписей»

Тема коллективной работы: «Сказочные цветы для царевны Несмеяны»

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение.

Материалы, инструменты: гуашь, кисть, ножницы.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.

В начале урока учитель рассказывает школьникам историю о плачущей царевне. Внимательно рассмотрев изображение на динамической таблице, дети выясняют причину слез царевны Несмеяны: в её садике не растут цветы. Чуть появившись над землёй, они вянут и чернеют. Как развеселить Несмеяну? Надо помочь ей вырастить красивые цветы, но для этого много нужно знать и уметь. Во-первых, знать какие бывают цветы в природе. Во вторых, цветы должны быть необыкновенными, сказочно красивыми. Первая проблема решается после просмотра слайдов с изображением цветов. Вторая- более сложная, но и её можно решить, вспомнив сказочную красоту цветов русских народных промыслов - Городца, Полховского Майдана, Северной Двины.

В ходе своеобразной игры каждому ребёнку поручается «вырастить» сказочный цветок, который можно будет пересадить в садик царевны. Чтобы «пересадка» прошла безболезненно для цветов, их надо аккуратно вырезать, сохраняя листья и стебель с почвой на корнях (часть листа бумаги, которая вставляется в карман палисадника царевны).

Во время самостоятельной работы весёлая музыка способствует творческому успеху детей. После того, как дети изобразили цветы и подготовили к «пересадке», «помощники» учителя собирают их с парт и переносят к садику царевны. Учитель убирает старые, засохшие и почерневшие цветы и «высаживает» в садик сказочные. Затем он незаметно для детей разводит руки царевны, и дети видят, что произошло чудо – царевна заулыбалась, т.к. очень обрадовалась той красоте, которую сообща создали дети в её садике.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект занятий

Тема занятий: «Маска, ты кто?»

Творческая работа: Учись видеть и рисовать разные выражения лица. Заверши роспись масок. Нарисуй веселую маску для новогоднего представления.

Основные цели и задачи:

1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.

4. Формировать у младших школьников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.

Дополнительно необходимо иметь готовые маски и художественно-дидактическую таблицу «Пропорции лица».

       Примерный ход занятия:

1. Знакомство учащихся с масками разных народов. Высказывание младших школьников о том, какие маски понравились, какие сведения о масках в учебнике для них новые.

2. Беседа о ритуальных масках. Обыгрывание карнавальных масок, приготовленных к занятию.

3. Объяснение учащимся по схематическому рисунку, как изображать пропорции лица. Выполнение ими на отдельном листе линейных набросков с передачей разного выражения лица.

4. Раскраска масок в творческой тетради.

5. Выполнение учащимися своего эскиза веселой маски для новогоднего представления.

6. Итоги: в игровой форме «Маска, кто ты?» указываем образное решение масок, выполненных ребятами на уроке; отмечаем в маске декоративность, передачу характера и эмоционального выражения лица. Уточняем, что ещё необходимо привнести для превращения данного эскиза в настоящую маску на занятиях художественного творчества.

7. тема занятия предоставляет возможность для вовлечения детей в увлекательную творческую игру, связанную с подготовкой к новогоднему маскараду. Необычность темы поражает воображение учащихся уже при первом чтении текста учебника и рассматривании масок Японии, Мексики, России.

Используя справочный материал, объясняем учащимся происхождение ритуальной маски у разных народов, своеобразие её связей с жизнью, трудом, с творческим восприятием природы.

Завершается беседа обыгрыванием карнавальных масок. Это могут быть маски, выполненные учащимися. Игровые приёмы разнообразны. Одевают дети маски и показывают инсценировки из разных сказок. Дети должны отгадывать, из какой сказки показывали представления. Детям эта самая большая радость, сделать своими руками маску так, чтобы под маской не узнали: «ты кто?».

Делаю вывод о том, что карнавальная маска - декоративный, обобщенный образ. Он может напоминать нам черты диких и домашних животных или сказочных героев, которые представляют добрыми или злыми, прекрасными или страшными и т.д.

Чтобы изобразить маску, надо познакомиться с пропорциями лица, сделать быстрые схематические зарисовки, передающие разное выражение лица. Вывешиваем на доске художественно-дидактическую таблицу и вместе с детьми определяем расположение глаз, носа, губ по отношению к размеру овала лица; отмечаем также, какова зависимость между линией губ и бровей, выражением глаз, если человек смеётся, сердится и т.д.

  Дети быстро выполняют небольшого размера наброски на отдельном листе, а также раскраску на отдельном листе, а также раскраску масок в тетради.

Основное время на уроке посвящено разработке своего эскиза весёлой маски для новогоднего представления.

 

  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика организации коллективного творчества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: