Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Типы свободных экономических зон…………………………………...3-5
2. Хозяйственный режим и цели СЭЗ……………………………………..6-8
3. Особенности функционирования СЭЗ в России……………………...9-10
4. Нужны ли России СЭЗ? ………………………………………………10-11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13
Введение.
В развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство, интернационализации хозяйственной жизни, потребности более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств. Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций. В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа - таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии, Испании, Италии, Франции, Финляндии, ФРГ. Что же такое особая экономическая зона? Более привычным и соответствующим международной практике представляется термин «свободная экономическая зона», которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении. Итак, свободная экономическая зона - это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные зоны.
|
|
Типы свободных экономических зон.
Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Но в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: внешнеторговой, функциональной (отраслевой) и комплексной. Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками:
· Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
|
|
· Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.
· Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях.
Также специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта, экспортозамещающие и экспорто-импортозамещающие зоны.
При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.
Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, предоставленные отдельным предприятиям.
Разновидности СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией.
Торговые | Промышленно-производственные | Технико-внедренческие | Сервисные |
1.Свободные таможенные 2.Бондовые склады 3.Свободные порты 4.Торгово-производственные | 1.Импортозамещающие 2.Экспорто-ориентированные (ЭПЗ) 3.Промышленные парки 4.Научно-промышленные парки 5.Экспорто-импортозамещающие | 1.Технополисы 2.Технопарки 3.Инновационные центры | 1.Оффшорные 2.банковских услуг и страховых услуг. 3.туристических услуг |
Источник: Виноградов В.А. «Экономика России» 2005г.
Комплексные СЭЗ | Международные СЭЗ |
1.Зоны свободного предпринимательства 2.Специальные экономические зоны КНР 3.Территории особого режима (Бразилия, Аргентина) 4.Особые экономические зоны (Россия) | 1.СЭЗ Туманган 2.Приграничные СЭЗ 3.Еврорегионы |
Источник: www.Rosez.ru
Требования по размещению СЭЗ.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:
· благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
· существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы.