Содержание и способы становления личностно-гуманистической ориентации школьника в музыкально-образовательной деятельности

В системе общего образования каждый учебный предмет имеет свою ведущую функцию в усвоении того или иного компонента социального опыта (знания, постепенно накапливающиеся и изменяющиеся; способы деятельности и опыт их осуществления; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально- ценностного отношения к миру).

Так, в классификации предложенной И.К.Журавлевым и Л.Я.Зориной, ведущими компонентами таких учебных предметов, как физика, химия, астрономия, биология, география, история, являются предметные научные знания. Для иностранного языка, черчения, физической культуры, комплекса технических дисциплин - способы деятельности. В задачи преподавания литературы, музыки, изобразительного искусства, т.е. предметов эстетического цикла, входит формирование у детей ценностного отношения к миру, его видения с определенной мировоззренческой позиции.

Полноценное обучение любому учебному предмету в школе непременно предполагает организованное усвоение всех компонентов содержания образования - знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений. Воспитание в процессе обучения осуществляется всем комплексом учебной деятельности, и каждый предмет обладает своими определенными возможностями. Процесс воспитания личности происходит по принципу взаимодополнения: каждый учебный предмет вносит свой вклад, и ни один предмет не может считаться самодостаточным для решения этих проблем. Но, с другой стороны, каждый предмет специфичен в своем воспитательном влиянии в целом и в своем влиянии на становление ориентации учащихся, обусловленном конкретными учебными целями, содержанием, организацией учебной деятельности.

В личностно-гуманистической ориентации младшего подростка реализуется воспитательный смысл учебной деятельности, этот потенциал конкретизируется в становлении личности. Здесь реализуется педагогическая сущность данного процесса. Определяя направленность учебной деятельности как становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, мы считаем целесообразным, включить в этот процесс следующие аспекты:

- содержание музыкального образования, представленного в программах; анализ особенностей организации учебной деятельности, а также специфики уроков музыки;

- общая характеристика этого процесса и выход на конкретное содержание рекомендаций;

- показ условий для успешной реализации воспитательных возможностей урока как основы организации процесса становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка.

Цель школьного музыкального образования – воспитание в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, т.е. передача ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Основные средства достижения такой цели - постоянные и систематические встречи воспитанников с подлинной музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества. При этом важно отметить, что занятия музыкой не требуют особой одаренности, достаточно «средних способностей» нормального человека.

Безусловно, решение задач использования воспитательных потенциалов музыкального искусства определяется в первую очередь его содержанием, а само содержание музыкально-образовательной деятельности отражено в программах по музыке. Наша задача - использовать возможности, которые содержатся в программах, в организации становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков. Чтобы решить эту задачу, нами проанализировано их содержание.

Раскрытие содержания музыкального образования, которое непосредственно выходят на ориентационный план необходимо начать с анализа современных образовательных программ по музыкальному воспитанию школьников. Пониманию музыки как источника духовного общения и средства воссоздания сущности всех человеческих отношений в современном педагогическом процессе, в общеобразовательной школе, отвечают следующие программы:

1. «Музыка». V-VIII класс. Разработана под руководством Д.Б.Кабалевского коллективом авторов - Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендеровой, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.В.Кадобновой и другими.

2. «Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством Ю.Б.Алиева коллективом авторов - В.К.Белобородовой, Е.В.Николаевой, Б.С.Рачиной, С.Л.Старобинским.

3. «Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством В.В.Алеева авторами- Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.

4. «Музыка. Музыкально- эстетическое воспитание». Программа для 5-8 классов общеобразовательной школы. Авторы: Н.А.Терентьева, Р.Г.Шитикова. (Таблица 1).

 Изучив вышеизложенные программы, мы пришли к выводу, что они отражают основные принципы гуманистического образования, но в них не вычленяются те аспекты музыки как учебного предмета, которые непосредственно влияют на становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка.

Мы рассматриваем программу как комплекс, имеющий в своем составе следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные аспекты: цель - содержание - организация - результат. В проанализированных нами программах цели образовательной области «музыка» выходят на общечеловеческие ценности, что дает нам право рассматривать этот процесс с позиций педагогической науки, выходить на существенные проблемы нравственного воспитания с конкретизацией этих проблем в пространстве становления личностно-гуманистической ориентации растущего человека.

Анализируя целевой компонент программ по музыкальному воспитанию,   разную степень выраженности воспитательных целей. Следующим этапом изучения образовательных программ являлся анализ конкретизации цели воспитания в содержании учебного материала и условиях его реализации. Вывод, сделанный нами, состоит в следующем: в содержании программ вопросы воспитания, личностного развития поднимаются только в теоретических разделах, описывающих основы знаний, которыми должны овладеть учащиеся.

Между тем, в  содержательный план программ входят три больших пласта музыкально-эстетической культуры общества, используемых в программах, - это народная музыка, которая обуславливает развитие у учащихся национального самосознания, эмоционально окрашенное понимание исторического прошлого своего народа. Следующий пласт - область серьезной музыки,которая представлена русской и западноевропейской культурно-исторической традицией от И.С.Баха и М.И.Глинки до Г.Н.Синисало и С.С.Прокофьева. Поскольку эмоциональное переживание, возникающее в ходе общения с произведением искусства, неразрывно связано с нравственным идеалом, с тем, что художник почитает за добро и зло, то эстетические чувства, возникающие в ходе прослушивания произведений серьезной классической музыки, дают представление о характере и смысле нравственных исканий людей разных эпох. Третий пласт содержания общественного музыкально-эстетического сознания образует современная музыка в ее специфически прикладном варианте.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

      Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: