Сравнение программ по музыке для общеобразовательных школ

Программа Цель Образовательные и воспитательные задачи Личностно- гуманистическая ориентация
1. «Музыка». V- VIII класс. Разработана под руководством Д.Б. Кабалевского коллективом авторов - Э.Б. Абдуллиным, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендеровой, Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.В. Кадобновой и другими. Воспитание общей музыкальной культуры (5,6 классы) · через углубленный подход к музыке, литературе, изобразительному искусству воспитывать в ребенке вдумчивое отношение к жизни, разностороннее ее восприятие; · установление внутренних связей трех искусств (музыки, литературы, изобразительного искусства); · раскрыть жизненную содержательность музыки; · увлечь учащихся музыкой, вызвать любовь к ней; · научить учащихся ценить красоту в музыке.   В общих чертах отражает основные принципы гуманистического образования Результативность зависит от установки учителя на реализацию становления личностно гуманистической ориентации
2. «Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством Ю.Б. Алиева коллективом авторов - В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старобинским.   Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. · формирование музыкальной культуры учащихся; · вооружение школьников системой опорных знаний, умений и способов деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и воспитания: · развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной грамоты; · обретение учащимися духовной автономии, формирование духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры; · развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, эстетического вкуса; · формирование у учащихся “национальной широты” музыкального вкуса - стремления не только слушать национальную музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов; · приобщение учащихся к золотому фонду народной, классической и современной песни, развитие у них интереса и любви к пению, хоровому исполнительству; · приобщение ребят к современной музыке, формирование у них желания слушать ее и овладевать основами современного музыкального мышления; · стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке; · обучение детей пользоваться различными техническими средствами, справочной и специальной музыковедческой литературой. Содержание программы позволяет осуществляться процессу становления, но не уточняются критерии личностно гуманистической ориентации.
3. «Музыка» для V-VIII классов. Разработана под руководством В.В. Алеева авторами –  Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.   Духовно- нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. · научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; · содействовать развитию внимательного, доброго отношения к окружающему миру; · воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; · всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; · способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; · научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний; · сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений; · воспитание культуры мышления и речи. Одна из задач лишь касается данной проблемы, хотя содержание программы позволяет осуществлять процесс становления личностно гуманистической ориентации при условии сформированности целостного восприятия учащихся.
4. «Музыка. Музыкально- эстетическое воспитание». Программа для 5-8 классов общеобразовательной школы. Авторы: Н.А. Терентьева, Р.Г.Шитикова.   Создать для учащихся оптимальные условия для реализации способности к преобразованию собственного внутреннего мира и окружающей действительности · теоретическое и практическое освоение основных музыкальных жанров и форм, закономерностей музыкального языка; · изучение художественных стилей различных исторических периодов; · подбор и сочинение музыки учащимися; · вокально-хоровая и инструментальная импровизация; · углубленное осмысление понятий учащимися, наиболее значимых для музыкальной культуры и искусства изучаемого периода. Программа в большей степени отвечает требованиям специализированного образовательного учреждения, и ее реализация затруднена в общеобразовательной школе.

 

Сюда относится эстрадная песня и так называемая молодежная музыка – музыка в стиле «рок» и авторская самодеятельная «гитарная» песня. По мнению В.И.Петрушина, эта музыка обслуживает повседневные запросы людей, давая повседневному укладу жизни соответствующее эмоциональное наполнение.

Реализация целей нашей работы может осуществляться в различных способах организации музыкальной деятельности, которые в музыкальной педагогике принято обозначать как формы музыкального воспитания. Влияние музыкального воспитания на становление личности проявляется и осуществляется через различные формы музыкальной деятельности:

а)  восприятие, т.е. развитие слушательских умений детей;

б) познавательную деятельность (элементарную музыкальную грамотность), т.е. познание музыки и накопление теоретических понятий об основах музыкальной выразительности, средствах развития художественного образа;

в) творческую деятельность, в своем специфическом понимании, исполнительство, т.е. исполнение музыкальных произведений в виде игры на детских музыкальных инструментах, участие в шумовом оркестре, сольном, ансамблевом и хоровом пении, рисовании впечатлений о прослушанном произведении, мини- сочинения о музыкальных произведениях, копилки - чувств (описание музыкальных произведений через эмоционально-чувственное содержание), ритмопластики, движений и танцев и т.д.

Все эти формы помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной, духовной культуры школьников, становления гуманистической личности в процессе учебной деятельности. Заметим, что процесс становления личностно-гуманистической ориентации младших подростков включается во все формы музыкальной деятельности, но не в теории, ни в практике, ни в исследованиях не раскрыт (хотя его и касались в своих программах Д.Б.Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, В.В.Алеев, Т.И. Науменко).

Что касается анализа направленности программ на воспитательный результат выводы аналогичные. Результаты обучения, к которым должны стремиться школьники, ярко и наглядно представлены в каждой программе - это определенные показатели знаний и умений учащихся, требования к уровню подготовки учащихся по итогам года. Однако необходима теоретическая разработка конкретных способов реализации воспитательных целей, тех указаний, которые могут привести к конкретизации и реальному их воплощению, в данном случае -  становлению личностно-гуманистической ориентации.

Программы по музыкальному воспитанию школьников, действующие в настоящее время, как видно из нашего анализа, ориентированы, в первую очередь, на процесс обучения, и недостаточно конкретизируют условия реализации воспитательных целей и задач, обозначенных в них.

Вычленение аспектов музыки, как учебного предмета, непосредственно выходящих на становление личностно-гуманистической ориентации младшего подростка, не находит должного отражения ни в общей, ни в специальной педагогической литературе. Отсюда возникает необходимость проанализировать особенности организации учебной деятельности и специфики уроков музыки, связанных с воспитательными целями. Нашей задачей явилась необходимость показать переход от уроков усвоения узкотехнических навыков к урокам, ориентированным на развитие гуманистической личности.

Система содержания наших уроков определяется программой для 5,6 классов научного руководителя Д.Б.Кабалевского, авторов Э.Б.Абдуллина, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендеровой (2004г.) Общее пространство содержания мы не перерабатываем, а с позиций нашей цели вычленяем те аспекты, реализация которых будет способствовать решению воспитательных задач, а они носят воспитательный смысл. Критерии оценки знаний учащихся и требования к уровню их подготовки изложены в программе. В связи с тем, что в новой редакции нет поурочного планирования музыкального материала, нами предлагается его авторизированный вариант (Приложение I).

Решение задач реализуется нами через уроки, которые посвящены отдельным аспектам учебной программы. Урок  – основная форма музыкального воспитания и обучения школьников. Урок музыки в школе – это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе. В основу наиболее используемых учителями типов уроков, выделенными Э.Б.Абдуллиным, положены три стадии в изучении музыкального произведения.

I. Знакомство с музыкальным произведением, его образно-эмоциональное восприятие, осмысление под углом зрения изучаемой темы.

II. Более детальный анализ, формирование музыкально-слуховых представлений, исполнительских навыков.

III. Целостное, более полное по сравнению с первоначальным восприятие произведения.

Отсюда вытекают типы уроков:

- урок введения в тему (наличие в содержании урока первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания);

- урок углубления в тему (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);

- урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания).

Нами принимаются во внимание вышеизложенные характеристики урока и, учитывая специфику нашего исследования, главную роль мы отводим урокам по изложению нового материала (нового ключевого знания). При этом важны следующие содержательные принципы построения уроков музыки, которые могут затрагивать личностный уровень регуляции деятельности при определенных условиях организации эксперимента, включенных в общий процесс преподавания музыки в пятых-шестых классах:

Во-первых, это создание у детей целостного представления об искусстве. В этой связи каждый урок строится на основе комплексного использования произведений различных видов искусства (литературы, музыкального, изобразительного, кино) с целью объединения их в сознании детей в единую тему для художественного освоения окружающей действительности.

Другим принципом является сквозное построение изучаемых тем.

Эти принципы основываются на современных представлениях об особенностях детского образного восприятия действительности.

В-третьих, весьма существенным принципом является тематическое построение уроков.

Сквозная тематика служит важным нравственно-смысловым импульсом в процессе духовно-эмоционального и рационального постижения музыки.

Следующий принцип - целостность теоретической и практической деятельности детей. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества - способности к преобразовательной деятельности.

В концепцию урока музыки закладываются такие составляющие, как:

1) изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;

2) художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;

3)психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности учащихся;

4) творческие и исполнительские задатки учащихся;

5) искусство педагогического перевоплощения учителя.

Мы предполагаем, что когда музыка как учебный предмет в комплексе решает задачи, связанные с целью воспитания (не только музыкального, но и нравственного), содержанием, организацией и результатом, - возможно достижение воспитательной цели, которая нами определена как существенная в общевоспитательном аспекте: приобретение учащимися личностно- гуманистической ориентации средствами музыкального искусства.

На основе взаимодополняемости на уроке реализуется целевой, содержательный и организационный компоненты. Используются разные виды учебной деятельности и разные методы, которые позволяют в полной мере достигать цели нашей работы.

Безусловно, особое значение в пространстве становления личностно- гуманистической ориентации младшего подростка имеют личностные качества учителя, это: интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном личностно-гуманистическом отношении к детям, педагогическое призвание, как склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу, любовь к преподаваемому предмету; культура научно- педагогического мышления и ряд других характеристик. Все вышеизложенное является пространством, где музыкальное искусство реализует общепедагогическую воспитательную направленность учебной деятельности, в которой личностно- ориентированный подход становится и целью, и содержанием, и способом организации, и результатом.

Рассмотрение в комплексе музыки как учебного предмета и подходов к ней свидетельствует о достаточно широком круге психологических, педагогических, методических исследований разного уровня, в которых в целом представлены условия воспитательного влияния ее на личность. В обобщенном виде эти условия могут быть представлены как:

ü ориентация на музыку, как искусство, отражающее действительность в звуковых и художественных образах;

ü расширение социокультурного смысла музыкальных занятий, приближение содержания, средств и методов уроков музыки к решению задач нравственного воспитания;

ü использование приемов, затрагивающих личностный уровень учебной деятельности;

ü опора на принцип единства сознания и поведения в организации деятельности;

ü использование средств уроков музыки, их методов и приемов для воспитания личности, в том числе и с учетом возрастного развития.

Однако проблема организации становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка в процессе учебной деятельности по музыке не нашла должного отражения ни в общей, ни в специальной педагогической литературе.

Мы считаем что в учебной деятельности по музыке можно вычленить сторону целенаправленной, сознательной организации становления ориентации, через содержание музыкального искусства, его сущностной стороны как платформы для реализации возможностей для становления личностно-гуманистической ориентации.

На основании вышеизложенных материалов и предположений в течение пяти лет нами было проведено опытно-экспериментальное исследование (Приложение 2). Исследовательская работа была организована на определенном этапе работы с классными коллективами (пятый, шестой класс) и включена в комплекс уроков по разным разделам учебной программы по музыке. Учебный процесс служил основой для осуществления исследовательских задач, что давало возможность более конкретно рассмотреть взаимодействие учебной деятельности во всей специфике ее содержания и решения воспитательных задач с выходом на проблему становления личностно-гуманистической ориентации, как исследовательской цели. Конкретизация этой цели привела к определению условий успешности реализации воспитательных возможностей урока как основы организации процесса становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка:

- установка на преодоление противоречия между возможностями учебной деятельности, в которую включены учащиеся и реализацией этих возможностей в ходе урока;

- поэтапный характер организации деятельности, обеспечивающий постепенное усложнение форм, методов, способов включения в нее учащихся, в которых определенное место занимает становление ориентации;

-   дифференцированное включение подростков в организуемую деятельность в зависимости от индивидуально-личностных проявлений, с опорой на прошлый опыт;

- использование связи делового и личностного общения;

- повышение активности учащихся через использование приемов, затрагивающих эмоциональный уровень учебной деятельности и влиянием ее основных аспектов на личностно-гуманистическую ориентацию. Эти воспитательные возможности урока реализовались в ходе опытно-экспериментальной работы и составляют определенные основания для углубления воспитательных возможностей вообще и перехода к использованию урока для становления определенного свойства – становления личностно-гуманистической ориентации. (Рисунок 1).

 

 

 

 


Рис 1. Cтановление личностно-гуманистической ориентации


Младшего подростка

 

Через все уроки в рамках опытно-экспериментальной работы проходит идея о том, что воспитательное проникновение в сущность музыки обогащает личность, т.е. в центре этой работы стоит ученик. И эта субъектно-личностная направленность опытно-экспериментальной работы приводила к достижению исследовательских задач, а именно - цели воспитания личностно-гуманистической ориентации. При этом эксперимент был направлен на то, чтобы каждый субъект воспринимал себя частью большой структуры – класса, школы, и соотносил себя с другими субъектами деятельности и отношений. В этом пространстве выхода на личность ученика – субъекта деятельности и отношений все время реализуется роль учителя, как организатора учебной деятельности, и как человека, включенного в пространство общих переживаний.

Существенна роль учителя, как организатора эмоционального пространства и как человека, объединенного с детьми общими переживаниями. Важным является создание на уроках музыки особой атмосферы отношений: доброжелательности, теплоты, сотрудничества, совместного поиска, где центром урока, ведущим его началом, выступает музыкальное произведение.

В работе нами использованы различные формы учебной деятельности:

§ диалог, дискуссия (Приложение 3),

§ «Копилка чувств» (Приложение 4),

§ опросы-тесты (Приложение 5),

§ методика незаконченных предложений (Приложение 6),

§ определенные темы мини-сочинений (эссе) (Приложение 7),

§ составление «Тезауруса мудрых мыслей о музыке» (Приложение 9),

§ «Дневник музыкальных впечатлений» (Приложение 10),

§ составление «Словаря чувств музыкальных произведений» (Прилож.11).      Составление коллекций:

· «Любимые произведения замечательных людей»,

· «Гимны разных стран»,

· «Музыка к урокам» (географии, литературы, истории и т.п.),

· «Песни Великой отечественной войны» и др.

Учащимся предлагались также такие креативные формы как

- сочинение частушек (Приложение 8),

- составление кроссворда,

- составление викторин,

-составление «Эмоциональной партитуры» нескольких музыкальных произведений и другие средства воздействия музыкального искусства на разные аспекты личностно-гуманистической ориентации, с учетом того, что это влияние имеет комплексный характер. Реализация в комплексе этих возможностей, в целом выходит на становление личностно-гуманистической ориентации, а оно требует богатства средств, которые мы и находим в музыкальном искусстве, в учебной деятельности по музыке.

 

 

Приложение 1

Авторизированное тематическое планирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: