Копилка чувств, 6 класс, 1 четверть

Чувства Название муз произведения Композитор
Тревога, отчаяние, страх, смирение «Матушка, матушка, что на поле пыльно» Рус. нар песня
Мужественность, героизм, надломленность, преодоление Терпение, ласка, доброта Сцена из 5 картины оперы «Повесть о настоящем человеке» С.С. Прокофьев
Мечтательность, надежда, искренность «Алые паруса» Народная песня
Любовь к жизни, одухотворенность, возвышенность Симфония №6, ч.3. П.И.Чайковский

Класс, II четверть

 

 

Чувства Название муз произведения Композитор
Любовь, грусть, тоска, безутешность, отрешенность Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Х.В. Глюк
Жизнеутверждение, упорство, вера в свои силы, решительность Симфония №5, 1 ч. Л.Бетховен
Возвышенность чувств, вдохновенность, человеколюбие, одухотворенность, трепетность «Ave Maria» Ф Шуберт
Гордость, единение с миром, с народом, величественность Концерт №2, ч.1 С.В.Рахманинов

 

 

В ходе этой работы важно ориентировать учащихся на гуманистические переживания: эмпатию, позитивные переживания, одухотворенность, жизнеутверждение, человеколюбие. Другой задачей является обогащение эмоционального словаря - языка их чувств.

 

 

Приложение 5

Опрос- тест (6 класс, III четверть)

Общее и различное в художественных образах, идеях

 и чувствах музыкальных произведений

Цель: осознание учащимися идей и художественных образов, их эмоционального (чувственного) наполнения.

Формы работы: индивидуальная и совместная (групповая).

 

Музыкальные произведения Общее (1 и 2) Различия (1 и 2)
1)Сцена из пятой картины оперы «Повесть о настоящем человеке» С.Прокофьева  

Патриотизм и мужество главных героев обеих опер.

Стремление к высоким целям: защитить свою Родину, свой народ, свою землю.

Гордость, достоинство, самопожертвование, отвага.

Вневременной нравственный идеал

Принадлежность к разному времени. Диалог и взаимодействие героев, идея милосердия, веры поддержки героя
2)Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки   Монолог главного героя Сдержанность и внутренняя сила одного человека против врага
Музыкальные произведения Общее (1 и 2) Различия (1 и 2)
1) «Прощальная» И.Грибулина  

Дружба товарищество; идея единения людей, сотрудничества, солидарности, общих чувств

 

 

Лиричность, трогательность, печаль, мечтательность
2)«Песня о дружбе» В. Иванова Легкость, бодрость, приветливость, спаянность
1) Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин») М.Глинки

Гимн народу, времени и стране. Праздничность, величественность, мощь, самозабвенность решительность, пафосность

Принадлежность к различным эпохам Помпезность, некоторая статичность
2) «Время, вперед!» Г.Свиридова Стремительность, динамичность

В обсуждении с учащимися важно выслушать мнение каждого о художественной и гуманистической ценности данных произведений, актуализировать субъектный опыт и систематизировать групповое мнение о музыке, силе его воздействия на личность человека.

 

Приложение 6

Методика незаконченных предложений

 

Цель: развитие аналитического подхода к музыкальным впечатлениям, их влияния на развитие их личности, на их поведение, на отношение к искусству в целом.

 

 «Музыка – это для меня…»

«Музыка учит меня…»

«В музыке, я думаю, есть…»

«В каждом музыкальном произведении…»

«На уроке музыки…»

«На уроке музыки мне нравится…»

«На уроках музыки мне не нравится…»

«Наша учительница на уроке музыки…»

«Наша учительница музыки…»

«На уроках музыки мне бы хотелось…»

«На уроках музыки я обычно…»

«Музыка помогает мне в жизни … (быть?)»

«В каждом музыкальном произведении можно...»

«Если завтра музыка уйдет из нашего мира… он станет...»

 

Приложение 7

Методика мини-сочинений (эссе)

Цель: научить умению размышлять, анализировать. Сопоставлять духовный мир искусства в сравнении с историей собственной жизни.

 

Примеры тем для мини-сочинений (эссе)

Что музыка может сделать… (для человека).

Музыка в моей жизни.

Мой музыкальный мир.

Моя любимая песня.

Музыка- школа жизни.

И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет.

Способна ли музыка сделать человека добрее?

Как вы понимаете высказывание Л.Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из человеческих душ»?

Как вы понимаете высказывание Д.Д.Шостаковича: «Без звуков музыки жизнь была бы не полна, глуха, бедна»?

Приложение 8

 

 

Материал к уроку по теме: «Ура частушке!»

По содержанию мы выделяем следующие виды.

1. Школьные частушки (об учебе и об отношениях с одноклассниками)-33

 Например:

а) Хоть оценки и не очень, Шура очень знаменит. Потому, что, между прочим, Он ушами шевелит! б) Наш учитель очень строг- не пошли мы на урок. Уж как радовался он, Что от нас освобожден!  

II. Лирические (высмеивающие "милого", "милых"; о любви к "милому")- 66

а) Мимо нашего окна Едете трактор новенький. Мне не трактор приглянулся- Тракторист молоденький! б) У моего миленочка Голова из трех частей: Карбюратор, генератор И коробка скоростей!  

III. Шуточные "О себе" – 13

а) Когда книжку я читал, Все словечки понимал, Прочитал я и закрыл, Тут же все слова забыл! б) Не ругай меня учитель, Что я снова опоздал. По дороге в нашу школу Школьный дворик подметал!  

IV. О песне, частушке – 15

а) Ты гармонь, гармошенька Развей тоску малешенько Развей ты горюшко-тоску По дорожке, по песку. Сканец Инга 5 кл.(сочинила вместе с бабушкой)   б) Мы частушки сочиняем, Песни звонкие поем. И поэтому, ребята В школе весело живем!  

V. «Страшилки» - частушки (издевки) - 35

а) Как понюхал Слава клею, Сигарету закурил, Не идет на ум наука, И учиться нету сил. б) Биологии учитель О природе говорил: Жить осталось нам всем мало- Мусор всех нас задавил!  

VI. Социальные (политико-гражданские) – 6

а) Мы опять сидим скучаем, Завуч снял у нас урок. Потому что с депутатом Проводил он диалог. б) Скоро выборы у нас: Денек замечательный! Побежим за депутатом- Мы ведь избиратели!

 

Приложение 9

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: