Социальные последствия информатизации

Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности”является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации:

Положительные последствия Отрицательные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида “Автоматизация” человека
Информационное общество Дегуманизация жизни
Социализация информации Технократическое мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного уровня
Преодоление кризиса Лавина информации
Развитие цивилизации Элитарное знание (поляризация)
  Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод Снижение свобод
Децентрализация Централизация
Выравнивание иерархии власти Государство – ”надзиратель”
Расширенное участие в общественной жизни Расширение государственной бюрократии
  Усиление власти благодаря знаниям
  Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности Все возрастающая сложность жизни
Рационализация Обострение промышленного кризиса
Повышение компетентности Концентрация
Увеличение богатства Подверженность кризисам
Преодоление кризиса Стандартизация
Экономия ресурсов Массовая безработица
Охрана окружающей среды Новые требования к мобильности трудящихся
Децентрализация промышленности Дегуманизация труда
Новая продукция Стрессы
Улучшение качества Деквалификация
Диверсификация продукции Исчезновение многочисленных профессий
Новые профессии и квалификации  

Международные отношения

Появляется шанс на развитие у стран “третьего мира” Технологическая зависимость
Улучшение обороноспособности страны Обострение отношений Юга-Запада
Улучшение обороноспособности страны Уязвимость
Национальная независимость Усиление взаимозависимости
  Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем

Комментарий к таблице Хессига:

1. ”социализация информации” – увеличение степени направленности информации на социальную сферу;

2. “преодоление кризиса цивилизации” – создание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом.

3. “снижение культурного уровня” – развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.

 4. “элитарное знание” – опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком, “верхнем” общественном слое – элите (политической, экономической и т.д.).

5. “изоляция индивида” – без общественного регулирования информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как правило, опосредованно – через компьютер. Незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников – весьма опасное социальное явление.

6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.

7. Государство – ”надзиратель” – Левиафан, “помноженный” на компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации” персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации. Если государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.

8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому – ”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.

9. “новые профессии и квалификации” и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.

10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”. Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости.

Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов (например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации”).

 

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Всеобщая компьютеризация и информатизация достигли столь высокого уровня, влияние компьютера на человека настолько сильно, что может привести к тяжёлым социальным последствиям. Уже сейчас наблюдаются первые симптомы этой болезни. Однако, необходимо признать также и то огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объёмам информации. Наше общество становится всё более и более образованным.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: