Планировка магазина
Планировка помещений магазина «Продукты» обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.
Совокупность помещений магазина составляет его технологическую планировку:
Площадь магазина составляет 85 м2: из них 50 м2 занимают торговое помещение, 5 м2 – административно-бытовые, подсобные помещения и 30 м2 - помещения для приемки и хранения товаров.
К административно-бытовым помещениям относят, комнаты отдыха,, здравпункт, гардеробные и т. п.
|
Рис. 2. Схема помещений магазина «Продукты». вход
1 – торговый зал;
2 – центральный вход;
3 – подсобные помещения; административно-бытовые помещения
4 –помещения для приемки и хранения товаров
|
|
Торговые помещения и склад магазина «Продукты» расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы.
Рис.3. Схема планировки в торговых залах магазина «Продукты».
Стеллажи - 5
Морозильные лари –3
Холодильные витрины-прилавки - 2
Холодильные шкафы - 2
Прилавок - 1
Столы - 1
Нами проведен анализ эффективности использования торговой площади магазина «Продукты», для чего были рассчитаны коэффициент установочной и демонстрационной площади (рис. 3).
Коэффициент установочной площади (Куст) равен отношению установочной площади к общей торговой площади.
Установочная площадь – это площадь торгового зала, занятая под размещенным торговым оборудованием и крупногабаритным товаром.
Куст = Sуст = 10,55 = 0,21
S тз 50 50
Таким образом, коэффициент установочной площади в магазине «Продукты» несколько меньше, чем установочный коэффициент, соответствующий стандартам (Куст = 0,17). Это, возможно, связано с несоблюдением ширины проходов или нерациональным размещением торгового оборудования.
Коэффициент демонстрационной площади (Кдем) равен отношению площади выкладки товаров к общей площади торгового зала.
Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
|
|
Кдем = S выкл = 21 = 0,4
Sтз 50
Таким образом, коэффициент демонстрационной площади в магазине «Продукты» соответствует современным стандартам (Кдем = 0,4).
Совершенствование технологической планировки с изменением метода продажи
Для создания более комфортных условий для покупателей в перспективе в магазине «Продукты» планируется использовать прогрессивный метод продажи, т.е. самообслуживание, т.к. площадь торгового зала позволяет внедрить метод самообслуживания и все необходимое оборудование имеется в магазине «Продукты».
Рассмотрим преимущества метода самообслуживания над традиционным, таблицу 2.
Таблица 2.Технолгические показатели магазина «Продукты»:
Показатели | Метод продажи товаров | |
а) традиционный | б) самообслуживания | |
1. Технологические 1) Количество разновидностей реализуемых товаров. 2) Коэффициент устойчивости ассортимента, k уст. 2. Социальные 1) Среднее время, затрачиваемое на покупку, мин. 2)Коэффициент завершенности покупок, k зт. | 878 0,81 7 0,91 | 1231 0,87 4 0,98 |
Преимущество метода самообслуживания выражается социальной и экономической эффективностью. Покупатели в магазине «Продукты» затрачивают времени на покупку товара на 3 мин. меньше, чем при индивидуальном обслуживании через прилавок. Это характеризует социальный эффект самообслуживания (т.е. экономия времени на приобретение товаров). В магазине самообслуживания могут осматривать и отбирать товар практически все покупатели, которые находятся в торговом зале, что позволит ликвидировать очереди в ожидании обслуживания. Увеличение установочной и экспозиционной площадей в магазине самообслуживания, позволит расширить в торговом зале ассортимент предлагаемых товаров и тем самым увеличить комплексность покупок. Следовательно, экономический эффект при самообслуживании достигается за счет увеличения пропускной способности магазина, роста его экономических показателей (товарооборота, валового дохода, прибыли), сокращения численности торговых работников и повышения производительности, снижения уровня издержек обращения.
Несомненно, для повышения качества торгового обслуживания в магазине «Продукты» необходимо внедрить метод самообслуживания. Он позволит в полной степени удовлетворить потребности покупателей. Кроме того, этот метод обслуживания положительно повлияет на хозяйственную деятельность торгового предприятия и повысит качество торгового обслуживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в продуктах питания, одежде, предметов домашнего обихода и других товарах.
Задача торговли состоит в том, чтобы формировать ассортимент товаров, соответствующий спросу населения, рекламировать новые товары.
Торговля связана также с денежным обращением и финансовой системой.
От правильной организации торговли, удовлетворения спроса покупателей зависит регулярное поступление денежных средств в бюджет страны.
На современном этапе определяются основные задачи, которые призвана выполнять торговля:
- укрепление материально-технической базы торговли,
- расширение розничной торговой сети за счет строительства новых магазинов,
- увеличение числа фирменных магазинов,
- повышение уровня торгового обслуживания населения,
- развитие и внедрение различных методов торговли,
- совершенствование продажи товаров по методу самообслуживания, по предварительным заказам, расширение посылочной торговли,
|
|
- расширение работы по изучению спроса,
- совершенствование хозяйственных связей между предприятиями промышленности и торговли,
- внедрение новых достижений технологии транспортирования, хранения, переработки товаров,
- оснащение магазинов современным торговым оборудованием.
Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрютина, М.А. Экономический анализ торговой деятельности: учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. - 648 с.
2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.- 475 с.
3. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Мн.: Высшая школа, 1996. - 367 с.
4. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: Учеб. пособие. –Минск: Выш. шк.,1998. – 176 с.
5. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 208 с.
6. Гуз Р.З. Коммерческая работа в розничной торговле. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2009. - 210 с.
7. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учеб. для вузов. – М.: Дашков и К, 2007 – 700 с.
8. Дашков Л.П., Памбухчинянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учеб. для ВУЗов. – М.: Маркетинг,1999.- 445 с.
9. Дион, Джим. Розничная торговля: Как открыть собственный магазин: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 – 211 с.
10. Дородников В.Н. Русалева Л.Ю. Основы коммерческой деятельности. - Н.: НГАЭиУ, 1996.
11. Егоров В.Е. Организация торговли: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2006 – 352 с.
12. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. Учебное пособие. - Ростов-н/Д: Феникс, 2002. - 416 с.
13. Ипатова М.И., Постникова В.И., Захаровой М.К. Организация и планирование производства. - М.: Высшая школа, 1998.
14. Кожекин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства. - Мн: ИП Экоперспектива, 1998.
15. Минько Э.В. Основы коммерции: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 512 с.
16. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности.: Учеб. для вузов.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 623 с.
|
|
17. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учеб. для средних спец. учеб. заведений. -М: «Дашков и К», 2007.-672 с.
18. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- М.: Дашков и К, 2005. -504 с.
19. Платонов В. Н. Организация торговли: Учеб. пособие для вузов. - Мн.: БГЭУ, 2002
20. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник – М.;ИНФА-М, 2003.-248 с.
21. Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Экоперспектива, 1998.
22. Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.
23. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения.: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 368 с.
24. Экономика коммерческого предприятия: учеб. пособие для вузов. / А.У. Альбеков, С.А. Согомонян. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.
25. ФЗ "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями) от 17.12.1999. ФЗ-212 с последующими изменениями и дополнениями.
26. Экономика предприятия /Под ред. В. Я. Горфинкеля.- М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.- 742 с.
27. Яшин В.А. Организация производства. - М., Прогресс, 2000.